Формирование этнокультурной осведомленности у детей 5–7 лет посредством культурно-досуговой деятельности в условиях внедрения ФГОС

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Кондрашова Н. В., Андреева О. Н. Формирование этнокультурной осведомленности у детей 5–7 лет посредством культурно-досуговой деятельности в условиях внедрения ФГОС // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 15. – С. 291–295. – URL: http://e-koncept.ru/2016/86959.htm.
Аннотация. В статье охарактеризованы особенности, научно-методические основы и целевые ориентиры формирования этнокультурной осведомленности у детей старшего дошкольного возраста посредством культурно-досуговых мероприятий. Представлен анализ нормативно-правовых и программно-методических документов, ориентирующих на приобщение к родному языку, историко-культурным ценностям своего народа и родного края, общероссийскому культурному наследию и на формирование позитивного отношения к этнокультурному разнообразию.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Кондрашова Наталья Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики дошкольного и начального образования ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е.Евсевьева»

Андреева Ольга Николаевна,

учитель МКОУ «Скрябинская основная общеобразовательная школа»

Формирование этнокультурной осведомленности у детей 57 лет посредством культурнодосуговой деятельности в условиях внедрения ФГОС

Аннотация.В статье охарактеризованы особенности,научнометодические основы и целевые ориентиры формирования этнокультурной осведомленности у детей старшего дошкольного возраста посредством культурнодосуговых мероприятий.Представлен анализ нормативноправовых и программнометодических документов, ориентирующих на приобщение к родному языку, историкокультурным ценностям своего народа и родного края, общероссийскому культурному наследию и общепринятым в стране нормам межнационального и наформирование позитивного отношения к этнокультурному разнообразию.Ключевые слова:дошкольник, культурнодосуговая деятельность, этнокультурная осведомленность, поликультурный регион, федеральный государственный образовательный стандарт

Целостность и будущность России во многом связана с полиэтничностью. На современном этапе в многонациональной стране обособленное существование народов и культур становится невозможным изза активизации миграционных и демографических процессов, увеличения числа этнически смешанных семей, образования многонациональных коллективов в социальных институтах и пр. В связи с этим, становится очевидной необходимость разработки новых образовательных стратегий и подходов с цельюформирования у детей этнокультурной осведомленности, которая предполагает активное присвоение ребенком знаний из области этнических культур, своего и соседствующих народов, освоение общего и особенного в этнокультурном достоянии, понимание специфики проявления разных культур и принятие их как нормыи пр.[12; 8; 1213].По мнению С. В. Мажаренко этнокультурная осведомленность это когнитивноаффективное образование, представляющее собой качество личности, выражающееся в наличии совокупности объективных знаний и представлений о своей и иных этнических культурах, определяющих понимание существования и развития этнокультурного разнообразия и формирование позитивного отношения к нему [10, с. 68].Анализируя основные определения и обобщая современные достижения педагогической теории и практики, следует подчеркнуть, что этнокультурная осведомленность многогранна и включает аффективный (отношение к своей идругим культурам; наличие интереса), когнитивный (собственная этническая идентификация; представление об этническом многообразии; знания освоей и соседствующих культурах), деятельностный (перенос имеющихся знаний в разнообразные виды деятельности; степень самостоятельностиитворчества) компоненты[12;10; 1213].Актуальность заявленной темы прослеживается в современных нормативноправовых документах. В Законе «Об образовании» в числе принципов государственной политики в сфере образования прописаны: принципы гражданственности, патриотизма; защиты и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства [15]. В Федеральном государственном образовательном стандарте (далее –ФГОС) в качестве приоритетныхпринциповдошкольного образования указаны: принцип приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; учет этнокультурной ситуации развития детей и пр. В соответствии сФГОС предусмотренообъединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовнонравственных и социокультурных ценностей,принятых в обществе правил илинорм поведения в интересах человека, семьи, общества, а такжедуховнонравственноеиэтнокультурное развитие, пронизывающеевсе образовательные области основной образовательной программы и т. д.[16].Анализ программнометодических документов показал, что задачи формирования этнокультурной осведомленности в период дошкольного детства представлены в содержании современных основных образовательных программ, разработанных учеными в соответствии с ФГОС дошкольного образования. Сравнительный анализ программ предаставлен в таблице[3; 7; 11; 14].

Социальнокоммуникативное развитиеПознавательное развитиеРечевое развитиеХудожественноэстетическое развитиеПрограмма «Детство»Развитие у детей чувства единой семьи в детском саду, интереса к сверстнику, желания лучше узнать личностные особенности друг друга. Активное проявление добрых чувств по отношению к родителям, близким родственникам, членам семьи. Представления о семейных и родственных отношениях, некоторые сведения о родословной семьи. Досуг семьи, взаимные чувства, правила общения в семье, значимые и памятные события.Обогащениепредставленийо людях, их нравственных качествах, гендерных отличиях, социальных и профессиональных ролях, правилах взаимоотношений взрослых и детей. Обогащениепредставленийо родном городе и стране, развитиегражданскопатриотическихчувств. Формированиепредставленийо многообразии стран и народов мира, некоторых национальных особенностях людей. Развитиеинтересак отдельным фактам истории и культуры родной страны, формированиеначала гражданственности. Развитиетолерантностипо отношению к людям разных национальностей.Воспитаниеинтересак языку и осознанногоотношениядетей к языковым явлениям. Обогащениепредставленийоб особенностях литературы и многообразии жанров.Продолжениеформированияэмоциональноэстетическихориентаций, подведениедетей к пониманию ценности искусства.Стимулированиесамостоятельногопроявление эстетического отношения к окружающему миру в разнообразных ситуациях: повседневных и образовательных, досуговой деятельности, в ходе посещения музеев, парков, экскурсий по городу.Программа «От рождения до школы»Ознакомление с окружающим социальным миром, расширение кругозора детей, формирование Продолжение ознакомленияс библиотеками, музеями.Расширениепредставлений о родном крае. Продолениеознакомленияс достопримечательностями региона, в котором живут Продолжениеработыпо обогащению бытового, природоведческого, обществоведческого словаря детей. Формированиеумение Ознакомлениес историей и видами искусства; формированиеуменийразличать народное и профессиональное целостной картины мира. Формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках. Формирование гражданской принадлежности; воспитание любви к Родине, гордости за ее достижения, патриотических чувств. Формирование элементарных представлений о планете Земля как общем доме людей, о многообразии стран и народов мира.дети. Углублениеи уточнение представленийо Родине России. Поощрениеинтересадетей к событиям, происходящим в стране, воспитаниечувствагордости за ее достижения. Развитие представленийо том, что Россияогромная, многонациональная страна.Формирование элементарныхпредставленийоб истории человечества через знакомство с произведениями искусства, игру и продуктивные виды деятельности. Рассказываниедетям о том, что Земля —наш общий дом, на Земле много разных стран; о том, как важно жить в мире со всеми народами, знать и уважать их культуру, обычаи и традиции. Расширениепредставленийо своей принадлежности к человеческому сообществу, о детстве ребят в других странах, о правах детей в мире. Воспитаниеуваженияк людям разных национальностей и их обычаям.вести диалог между воспитателем и ребенком, между детьми,быть доброжелательными и корректными собеседниками, воспитывать культуру речевого общения.искусство. Организацияпосещениявыставок, театра, музея, цирка.Расширениепредставленийо разнообразии народного искусства, художественных промыслов (различные виды материалов, разные регионы страны и мира). Воспитаниеинтересак искусству родного края; любвии бережногоотношенияк произведениям искусства.Программа «Истоки»Закрепление у детей отзывчивого и уважительного отношения к сверстникам и взрослым, членам своей семьи, сообществу детей и взрослых в группе, формирование основ патриотизма и толерантности.Приобщение детей к прошлому и настоящему своейсемьи, своей культуры, а также к явлениям других культур.Формирование основ патриотизма любви к своей семье, детскому саду, родной природе, соотечественникам; уважительного отношения к ее символике флагу, гербу, гимну.Развитие речи как средства общения и культуры, как средства обмена чувствами, налаживаниевзаимодействия со взрослыми и сверстниками; формирование умений формулировать мысли через слово.Ознакомление детей с произведениями разных видов пластического искусства (живопись, графика, скульптура, архитектура) в многообразии его жанров (портрет, пейзаж, натюрморт, исторический, батальный); приобщение к декоративноприкладному искусству и искусству дизайна.

Дошкольный возраст важный период в формировании этнокультурной осведомленности. Поскольку на современном этапе система образования стремиться базироваться на идеях культурного плюрализма, вариативности и диверсификации, а большинство образовательных организаций полинациональны по составу воспитанников, поэтому в детских садах каждого региона целесообразно учитывать идею о единстве национального, общероссийского и мирового культурного наследия. В этой важны три основных направления приобщения дошкольников к накопленному духовному и этнокультурному достоянию: 1) приобщение к родному языку и национальной культуре, к историкокультурным ценностям своего народа и родного края и пр.; 2) приобщение к общероссийскому культурному наследию и общепринятым в стране нормам межнационального и толерантного поведения (приобщение к этикету, воспитание культуры межнационального общения, деятельности и внешнего вида); 3) приобщение к общечеловеческим ценностям и этическим нормам как объединяющим различные культуры нравственным основам (дружба, гуманизм, толерантность, уважение к страшим, патриотизм и пр.). Реализация работы в этих трех направлениях позволит показать не только уникальность культурного наследия родного народа, но и акцентировать внимание на основах, объединяющих разные культуры, а также воспитывать высокие гражданские чувства и уважительное отношение к представителям различных этносов. Формирование этнокультурной осведомленности у детей старшего дошкольного возраста сложный и педагогически организованный процесс усвоения и принятия детьми базовых культурных, нравственных и национальных ценностей. Реализацию задач формирования этнокультурной осведомленности у детей старшего дошкольного возраста в условиях внедрения Федерального государственного стандарта дошкольного образования следует осуществлять в процессе совместной, непосредственно образовательной и самостоятельной деятельности,во время режимных моментов. В сооответсттвии с современными достижениями педагогической теории ипрактики, а также на основе анализа современных образовательных программ для детских садов следует определить основные целевые и ценностные ориентиры педагогической работы по формированию этнокультурной осведомленностив дошкольном возрасте.В качестве таковых ориентиров обозначим основные цели и задачи педагогической работы по формированию этнокультурной осведомленности у детей 57 летпо 5 образовательным областям.В процессефизическогоразвития важносоздать систему мер по обеспечению духовного здоровья и гармоничного развития дошкольника и решать следующие задачи:способствовать формированию готовности осуществлять социальные контакты и взаимодействие с другими людьми не испытывая проблем эмоционального и поведенческого порядка; воспитывать стремление к познанию самого себя и сохранению душевной гармонии в условиях поликультурной среды[9].

В процессепознавательногоразвития важносформировать представление об окружающем социокультурном мире и ценностносмысловые установки на уважение или позитивное взаимодействие с людьми других культур, взглядов и традиций и реализовывать следующие задачи:приобщать к историкокультурным ценностям народов родного края и пр.; приобщать к общероссийскому культурному наследию и общепринятым в стране нормам межнационального и толерантного поведения; воспитывать любовь к родному краю, его достопримечательностям, уроженцам и природе и пр.; развивать представления о себе, ближайшем социальном окружении и простейших родственных отношениях; формировать навыки культурного и толерантного поведения в поликультурном социумеи пр.)[9].В процессеречевого развития необходимосформировать готовность к общению и позитивному взаимодействию с людьми других культур, взглядов и традиций и решить следующие задачи:приобщать к родному языку и культурным ценностям своего народа и этносов родного края и пр.; формироваать основы культуры общения и речи на основе приобщения к нравственным нормам поведения со взрослыми и сверстниками; формировать представления о нормах межнационального и толерантного поведения (приобщение к этикету, воспитание культуры межнационального общения, деятельности и внешнего вида)[9].В процессехудожественнотворческогоразвития важнообеспечить гармоничное духовнонравственное развитие ребенка в различных видах и формах деятельности, формирование основ толерантной культуры по отношению к сверстникам и взрослыми решать следующие задачи: воспитывать гуманные чувства и эмоции в условиях совместной деятельности, воспитывать доброжелательное и уважительное отношение к окружающим, их взглядам, мнениям, традициям, привычкам и поведению, а также готовность демонстрировать общественно принятые нормы поведения в общении, деятельности, внешнем виде, обогащать опыт толерантного поведения в различных видах детской деятельности и разнообразных жизненных ситуациях[9].В процессесоциальноличностногоразвития необходимо обеспечить социализацию и этнизацию личности в поликультурной среде, содействовать овладению практикой культурнотолерантного поведенияи решать следующие задачи: сформировать представление о значимости позитивного общения, сотрудничества, лояльного отношения к различиям между людьми (во мнениях, внешности или идеях), ценности толерантных межличностных отношений; стимулировать желание быть культурным и толерантным (видеть в собеседнике личность и носителя других ценностей, иной логики мышления или других форм поведения, проявлять положительное отношение к таким отличиям и пр.); развивать способность понимать эмоциональное состояние собеседника, стремление быть чутким, доброжелательным, уважительным и внимательным к другим[9].По мнению С. В. Мажаренко, эффективное формирование этнокультурной осведомленности у детей дошкольного возраста обеспечивается при реализации организационнопедагогических и психологопедагогическийх условий:−наличие научнометодического совета в структуре управления детского сада, деятельность которого направлена на формирование этнокультурной осведомленности у детей и создание для этого необходимых условий; −введение этнокультурного компонента в содержание дошкольного образования, обеспечивающего усвоение детьми родной этнокультуры и выведение их в российское и мировое культурное пространство;−наличие компетентных педагогов в сфере этнокультур и организации полиэтнического образования; −ориентация образовательного процесса не только на просветительскую и эмоционально насыщенную, но и практическую деятельность этнокультурной направленности;−соответствие познавательной информации этнокультурной тематики таким требованиям как достоверность, доступность или адекватность, эмоциональная насыщенность, комплексность и антистереотипность;−направленность образовательного процесса на одновременное формирование у детей представлений о различии и сходстве культур народов и их представителей, признании и принятии ими этнокультурного разнообразия;−активном вовлеченииродителей воспитанников и других социальных партеров в образовательный процесс этнокультурной направленности;−использование этноориентированных форм учебной и внеучебной деятельности, активных методов и приемов, направленных на повышение уровня этнокультурной осведомленности и толерантности детей;−в основе воспитательнообразовательной работы лежат гуманистический, аксиологический и этнопедагогический подходы, которые конкретизируются принципами культурного диалога, культуросообразности, оптимального сочетания и последовательности изучения культур, позитивного отношения к этнокультурному разнообразию;−предусмотрена организация развивающей предметнопространственной среды этнокультурной направленности[10, с. 39].Важно отметить, что ключевым моментом этнокультурного просвещения дошкольников становится отнюдь не количественный показатель, то есть, увеличение численности рассматриваемых культур, а раскрытие их объективного многообразияихарактера взаимосвязей. Ребенок должен усвоить, что мир людей и культуры неоднороден, сложен, и что это является нормой и главным. Поэтому главным условием формирования этнокультурной осведомленности в условиях своременного десткого ссада является, создание системы воспитательнообразовательной работыи культурнодосуговых мероприятий, содействующих целостномуразвитиюличности ребенка через приобщение его к традиционной народной культуре,воспитанию уважения к культуре межнационального общения, толерантности, умения взаимодействовать с окружающим миром и пр. Культурнодосуговая деятельность является важной составляющей современного педагогического процесса детского сада. Исследователи справедливоотмечают, что она многобразна инаправлена на удовлетворение личностных потребностей и интересов в сфере досугаивсестороннее развитие личности ребенка..По мнению М.Б.Зацепиной к основным видамкультурнодосуговой деятельностиследует отнести: отдых, развлечения, праздники, самообразование и творчество [46].При реализации воспитательнообразовательной работы по формированию этнокультурной осведомленности посредством культурнодосуговой деятельности, на наш взгляд, важно учитывать ряд принципов: принцип поликультурности, интеграции, оптимальности и пр. Остановимся на каждом из них более подробно. Принцип поликультурностисоздает основу для развития этнокультурной осведомленности и компетентности личности в социокультурном пространстве жизни своего и соседствующих народов, обладающего неповторимой историей, культурой и менталитетом. Принципинтеграцииразличных образовательных областей знаний предполагает гармоничное сочетание общечеловеческого, родиноведческого, краеведческого и народоведческого содержания при закреплении и углублении этнокультурных знаний дошкольников и формирования у них целостной картины мира для успешной интеграции личности через национальную культуру в мировую и т. д.Принцип оптимальности ориентирует педагогов на важность основательного отбора минимально необходимого и дидактически адаптированного для дошкольников материала о культурном наследии, общечеловеческих и национальных ценностях. Принципрационального сочетания разных видов деятельности, адекватных возрасту, обеспечивающих развивающий характер обучения, ориентирующих на сбалансированность интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок, а также оптимально необходимую познавательную, эмоциональную, речевую или двигательную активность, содействующих развитию ребенка в деятельности с опорой на эмоциональночувственную сферу воспитанников в процессе их приобщения к культурному наследию и так далее.Принцип открытостидошкольных образовательных организаций к этнокультурному достоянию, максимально возможного использования воспитательного потенциала среды для полноценного и разностороннего развития дошкольника, расширения культурного и этнопедагогического образовательного пространства, для приобщения дошкольников к культурному наследию своего и других народов родного края и так далее.Подводя итог выше изложенному,следует подчеркнуть, что этнокультурная осведомленность выполняет в воспитании дошкольника информационногностическую, регулятивную и другиефункции. Формированиеэтнокультурной осведомленности у дошкольниковсложноорганизованный и длительный процесс, направленный на обеспечение триединогоцелого: содержательного, ценностногои деятельностного. Ознакомлению дошкольников совсем многообразием национальной и мировой культуры, народного фольклора, песенного искусстваи другим этнокультурным наследием, а также активному освоению ребенком краеведчекимии народоведческими знаниями, общего и особенного в этнокультурном достоянии, пониманиюмногообразиия и специфики проявления разных культур и их принятие содействуеткультурно–досуговая деятельность. Она отвечает социальным и индивидуальным культурным потребностям дошкольников и наиболее активно способствует формированию духовности, высокой культуры нравственности и воспитанности.

Ссылки на источники1.Аржемачева, З. Н. Теоретические аспекты и организационно педагогические условия введения народоведения в дошкольное образование (на материале практической реализации регионально–национального комплекса): Дисс. кан. пед. наук. –Томск, 200с.2.Бабунова, Е. С. Педагогическая стратегия становления этнокультурной образованности детей дошкольного возраста: Дисс. дра пед. наук / Е.С.Бабунова. Челябинск, 2009. –509 с.3.Детство: примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. –СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВОПРЕСС», 2014. –300 с. 4.Зацепина, М. Б. Культурно–досуговая деятельность в детском саду / М.Б.Зацепина. –М. : Мозаика–Синтез, 2005. –64 с.5.Зацепина, М. Б. Народные праздники в детском саду / М.Б. Зацепина, Т.В.Антонова, Т. С. Комарова. –М. : Мозаика –Синтез, 2005. –152 с.6.Зацепина, М. Б. Праздники и развлечения в детском саду / М.Б.

Зацепина, Т.В.Антонова, Т. С. Комарова. –М.: МозаикаСинтез, 2005. –136 с.7.Истоки: примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. –5е изд.е / отв. ред. М. Н. Лазутова. –М. : ТЦ Сфера, 2014. –161 с.8.Кондрашова, Н. В. Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с национальнымипраздниками посредством проектной деятельности / Н. В. Кондрашова, А. С. Попова //Современные научные исследования. Выпуск 3 Концепт. 2015. ART 85431. URL:http://ekoncept.ru/2015/85431.htm

9.Кондрашова, Н. В. Примерная парциальная программа «Формирование этнокультурной осведомленности у детей старшего дошкольного возраста» / Н.В. Кондрашова, О. Н. Андреева //Открытый урок: обучение, воспитание, развитие, социализация. –[Электронный ресурс]. –Режим доступа :https://openlesson.net/4576/.10.Мажаренко С. В. Формирование этнокультурной осведомленности детей в дошкольном образовательном учреждении : Дисс... канд.пед.наук : 13.00.–Владикавказ, 2009.–235 с.11.От рождения до школы: примерная образовательная программа дошкольного образования / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М.А.Васильевой. –М. : «Мозаика–синтез», 2014. –368 с. 12.Поштарева, Т. В. Теория и практика формирования этнокультурной компетентности в полиэтнической образовательной среде: монография. –Ставрополь. Литера, 2006. –300 с.

13.Поштарева, Т. В. Формы и методы формирования этнокультурной осведомленности детей / Т. В. Поштаренко, С. Мажаренко // Дошкольное воспитание. –2007. –№ 12. –С. 28–36.14.Радуга: примерная образовательная программа дошкольного образования / С. Г. Якобсон, Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова, С. А. Екжанова, Е.В. Соловьева. –М.. : «Просвещение», 2014. –232 с. 15.

Федеральный закон № 273–ФЗ «Об образовании в РФ от 29.12. 2012 г. [Электронный ресурс]. –Режим доступа : http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovaniedok.html16.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования : письма и приказы Минобрнауки РФ. –М. : ТЦ Сфера, 2015. –96 с.