Метод проектов как совокупность креативных методов при обучении студентов в медицинском колледже

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Бурсова А. П., Турбинова Е. Б., Факеева С. В., Марковская Н. В. Метод проектов как совокупность креативных методов при обучении студентов в медицинском колледже // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 15. – С. 371–375. – URL: http://e-koncept.ru/2016/86977.htm.
Аннотация. Статья посвящена вопросам организации проектной деятельности студентов медицинского колледжа. При выполнении выпускной квалификационной работы обучающиеся – фельдшеры и медицинские сёстры – демонстрируют умение провести дифференциальную диагностику болезней, составляют план ведения пациента, назначают не медикаментозное и медикаментозное лечение, определяют показания и противопоказания к назначению лекарственных препаратов.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Бурсова Алефтина Павловна, Преподаватель специальности Лечебное дело, ГБОУ СПО «Кропоткинский медицинский колледж», г. Кропоткинaleftina.bursova@yandex.ru

Турбинова Елена Борисовнапреподаватель специальности «Сестринское дело», ГБОУ СПО «Кропоткинскиймедицинский колледж», г. Кропоткин lenchikgold@mail.ru

Факева Светлана Владимировнапреподаватель специальности «Сестринское дело», ГБОУ СПО «Кропоткинский медицинский колледж», г. Кропоткинfakeeva.sveta@mail.ru

Марковская Наталья Владимировнапреподаватель специальности «Сестринское дело», ГБОУ СПО «Кропоткинский медицинский колледж», г. Кропоткин fakeeva.sveta@mail.ru

Метод проектов каксовокупность креативных методов

при обучении студентов в медицинском колледже

Аннотация. Статья посвящена вопросам организации проектной деятельности студентов медицинского колледжа. При выполнении выпускной квалификационной работы обучающиеся –фельдшера и медицинские сёстры демонстрируют умение провести дифференциальную диагностику болезней, составляют план ведения пациента, назначают не медикаментозное и медикаментозное лечение, определяют показания и противопоказания к назначению лекарственных препаратов.Ключевыеслова: проектнаядеятельностьв медицинском колледже,креативныеметоды,деятельностныйподход,профессиональныекомпетенции.

Для человека характерно обучение восприятию, запоминанию и обрабатыванию любой информации. Для освоения свежей информации, человек обязан затратить энергию. Поэтому учебный процесс –это не примитивное наблюдение или инертное восприятие лектора. Исследованиями установлено, что человек запоминает всего 10% услышанного, 25–30% увиденного и 80% практически выполненного. Оказывается, прекращенное действие лучше запоминается, чем законченное. Передовыми педагогами организовано обучение таким образом, чтобы оно сопровождалось конкретными практическими действиями в виде составления конспекта, проговаривая и, выполняя практические задания [2, с.16]. Проектная деятельность заметно активизирует мотивацию обучающихся в медицинском колледже, так как включает деятельностный подход в обучении. Метод проектов включает совокупность креативных методов исследовательских, поисковых, решения проблемных ситуаций.Википедия даёт следующую дефиницию: метод проектов является способом достижения дидактической цели посредством детальной разработки проблемы (технологии), которая завершается целиком реальным, осязаемым практическим результатом. Метод проектов представлен совокупностью приёмов, либо действий обучающихся в их определённой последовательности с целью достижения определенной задачи решения проблемы, немаловажной для обучающихся и оформленной в виде конечного продукта.Существенным предназначением метода проектов является предоставление обучающегося потенциала самостоятельно приобрести знания в ходе решения практических задач либо проблем, требующих интеграции сведений из разных предметных областей, реализовать не только общие, но и профессиональные компетенции. Метод проектов –это педагогическая технология, предполагающая совокупность креативных методов: исследований, поисковой работы, решение проблемных ситуаций. Педагог в рамках проекта выступает в разных ролях: разработчик, координатор, эксперт, консультант.Основу метода проектов составляет формирование познавательных навыков у обучающегося, умение независимо конструировать свой багаж знаний, ориентируясь в информационном пространстве, воспитание собственного критического и творческого мыслительного процесса.Метод проектов, разработанный в первой половине двадцатого века и в современном информационном обществе не потерял своей актуальности. В России метод проектов был известен ещё с 1905 года, когда российские педагоги внедрили его в образовательную деятельность. Но в тридцатые годы метод проектов был расценен как далекий и чуждый советской школе и потому не применялся до конца 80х годов.Благодаря введению образовательных стандартов второго поколения метод проектов стал активно внедряться в образовательную сферу Российской федерации. Проекты бывают индивидуальными и групповыми, локальными и телекоммуникационными.В нашем Кропоткинском медицинском колледже метод проектов применяется при изучении профессиональных модулей. Обучающиеся будущие медработники пишут курсовые работы и выпускную квалификационную работу по итогам производственных практик, изучая пути и условия оптимизации лечебной деятельности.Основная цель любого проекта заключена в формировании разнообразных стержневых компетенций, под которыми в современной педагогической деятельности понимают комплексные личностные свойства, охватывающие взаимосвязанные знания, умения, ценности, а также готовность использовать их в необходимой ситуации.Процесс проектной деятельности подразумевает формирование у обучающихся медицинского колледжа следующих умений: рефлексивность, исследовательские навыки, навыки сотрудничества, менеджерские умения, коммуникативные качества, презентационные умения [5, с.236238].Современные педагоги используют разнообразные методы обучения. Метод проектов причисляют к методам активного обучения. Проектный метод в среднем профессиональном образовании рассматривают как некую альтернативу урочной системе. Современный проект обучающегося медицинского колледжа в среднем специальном образовании призван активизировать познавательную деятельность, развивать креативность и одновременно формировать определенные личностные качества. Метод проектов будучи педагогической технологией, сориентирован не на интеграцию фактических знаний, а на их использование и получение новых знаний в процессе исследовательской деятельности. Активное включение обучающегося в создание проекта позволяет ему постигать новые способы человеческой деятельности в социокультурной среде. Общественный заказ системе здравоохранения нуждается в подготовке ответственного, инициативного, творчески мыслящего профессионала, мобильного, который в достаточно краткий срок может адаптироваться в системе здравоохранения [3, с.105106].Обучающимся –медикам в процессе проектной деятельности нужно научиться выстраивать свою деятельность вместе с другими обучающимися, находить и добывать знания, необходимые для выполнения проекта. При этом обучающиеся –медики разрешают и свои жизненные проблемы, и выстраивают межличностные отношения, постигают жизнь, приобретают необходимые жизненные познания, причем самостоятельно, или совместно с другими в группе, концентрируются на практическом и жизненном опыте, учатся разбираться в реалиях жизни.

Результаты выполненных обучающимися –медиками проектов должны быть предметными, а это значит, в случае теоретической проблемы иметь конкретное ее решение, а в случае практической проблемы иметь конкретный практический результат.Исследовательский предмет в курсовых проектах обучающихся медицинского колледжа может быть по содержанию монопредметным, межпредметным и надпредметным. Монопредметный курсовой проект воплощается в действительность на материале конкретной дисциплины. Межпредметный курсовой проект интегрирует смежную тематику разных дисциплин. Надпредметный курсовой проект выполняется в ходе факультативного изучения дисциплин, изучения интегрированных курсов, работы в креативных группах.Проектная работа может быть либо итоговой, когда происходит оценка освоения обучающимися конкретного учебного материала, либо текущей, когда на проектную деятельность выносится из учебной дисциплины часть содержания. В проектную деятельность включают наиболее значимую проблему или задачу, имеющую целью использовать базовые знания из разных областей образовательной деятельности.Сложность момента при включении в образовательный процесс исследовательских проектов –это организация подготовительного этапа самой проектной деятельности. Преподавателю предстоит определить актуальность темы или раздела, которые будут отражаться в проектировании.В тематике проектов может быть несколько теоретических вопросов из образовательной программы с целью углубления знаний отдельных обучающихся по этим вопросам, для дифференцировки процесса обучения. Чаще темы проектов имеют отношение к вопросам практического здравоохранения, актуальным для практики и требующим применения знаний обучающихся медиков из различных областей, их созидательного мышления, исследовательских умений. Так достигается естественная интеграция знаний.Сложность для педагога среднего специального образования в процессе проектной деятельности сыграть роль независимого консультанта. Сложно удержаться от подсказок, особенно если педагог видит, что обучающийся студент выполняет чтото ошибочно. В ходе консультаций следует отвечать на возникающие у обучающихся вопросы, проводить семинарконсультацию для обобщенного рассмотрения проблемы, появляющейся у большого количества обучающихся.Все проекты в завершённом виде должные отвечать определённым требованиям, которые позволяют слушателю или читателю обеспечить максимальное удобство. Материал проекта структурируют. Проектное обучение помогает выработать своеобразный проектировочный стиль мыслительной деятельности, который связывает в единую систему теоретические и практические составляющие деятельности обучающегося медработника, что позволяет раскрыться, развиться и реализовать свой творческий потенциал.

Проектная деятельность обучающихся в среднем специальном образовании медработников помогает продемонстрировать приобретённые профессиональные компетенции, умение решать практические задачи, оказывать реальную медицинскую помощь пациентам. Проектный метод относится к методам активного обучения. Участие в проектной деятельности обучающихся медицинского колледжа реализуется через курсовые проекты, выпускную квалификационную работу, что отражает деятельностный подход в образовании. Целью любого проекта является способность к самореализации молодёжи через формирование способности к социально преобразующему творческому потенциалу. У молодых людей в ходе проектной деятельности развиваются навыки творческой инициативы, выработка критического отношения к своей деятельности и негативным явлениям в молодёжной среде.Применение интерактивных методик в организации проектной деятельности разрешит максимально вовлекать обучающихся в работу через их участие в социальных проектах, что контекстно рассматривается как инициативное участие молодых людей в социально значимых делах, организованных как для них, так и организованных непосредственно самими обучающимися. В развитиипрофессиональной компетентности преподавателей колледжа важнейшая роль принадлежит научнометодической работе, которая должна быть, вариативной, учитывающей потенциальные и подлинные возможности каждого обучающегося. Профессионализм преподавателя определяется взаимозависимостью теоретической и практической подготовленностью к реализации педагогической деятельности [4, с. 201]. В настоящее время профессионализм определяется в том числе, творческим потенциалом, поэтому кроме высокого уровня знаний обучающиеся медицинского колледжа должны быть ориентированы на творческое развитие, а для этого необходимы педагогические инновации [1, с. 116]. В сфере среднего профессионального образования научной деятельности отводится важная роль составляющей учебного процесса. Научная деятельность обучающихся –медиков необходима для роста мотивации к обучению и как следствие, к хорошей профессиональной подготовке. Организацию научноисследовательской работы обучающихся в учебном заведении можно рассмотреть как проектирование совместной познавательноисследовательской деятельности преподавателей и обучающихся. Под руководством педагогов обучающиеся осуществляют свою проектную работу.Для студенческого проекта будущего медработника характерны конкретные цели разрешение какойлибо проблемы, являющиеся итогом конкретных результатом, реалистичность: соотношение условий проекта с необходимыми ресурсами, ограниченность во времени и пространстве: у них всегда есть начало и конец. Но познавательный уровень обучающихся медицинского колледжа и материально техническая база не позволяют воплощать в жизнь глубокие научные исследования. Однако, учитывая требования Государственных образовательных стандартов, мы выделяем следующие направления по использованию и внедрению всевозможных видов и форм научно исследовательской работы обучающихся во время занятий: использование проблемных ситуаций, при решении которых проводятся аналитические исследования для поиска правильных решений. Во внеаудиторное время: подготовка сообщений, научных докладов, участие в научноисследовательских кружках. Все это необходимо обучающимся для приобретения новейших познаний в области, необходимой для выполнения своего проекта, то есть небольшой творческой работы от определения темы до обоснования выводов по итогам проекта. Дипломное проектирование должно обладать объективной или субъективной новизной. Основу проектной деятельности составляет творческая активность, навыки познавательной деятельности обучающихся.В процессе проектной деятельности обучающиеся специальности «Лечебное дело» определяют программу курирования пациентов разных возрастных групп, осваивают тактику ведения пациентов, выполняют разнообразные лечебные вмешательства, учатся осуществлять контрольные мероприятия эффективности лечения. Обучающиеся в процессе написания выпускной квалификационной работы учатся претворять в жизнь навыки осуществления контроля за состоянием пациента, организуют специализированный медицинский уход за пациентами с разными нозологическими формами, учатся оформлению медицинской документации. Проектный метод в среднем специальном образовании рассматривается как некая альтернатива урочной системе. Современный проект обучающегося медицинского колледжа в среднем специальном образовании призван активизировать познавательную деятельность, развивать креативность и одновременно формировать определенные личностные качества будущего медработника.Немаловажную роль для медицинского работника играет умение оказывать психологическую помощь пациенту и его окружающим родственникам, проявлять эмпатию, сострадание при уходе за пациентами. В ходе изучения профессионального модуля обучающиеся специальности «Лечебное дело» должны приобрести практический опыт назначения лечения и установления тактики ведения пациентов, умение выполнять и оценивать результаты лечебного воздействия. Обучающиеся –фельдшера обязаны организовать специализированный уход за пациентами при различных нозологических формах с учетом возраста, оказать медицинские услуги терапевтического, педиатрического, акушерского, гинекологического, хирургического, травматологического характера, а также в онкологии, при инфекционных болезнях с курсом ВИЧинфекции и эпидемиологией, в неврологической, психиатрической практике, в наркологической клинике, в офтальмологии, в дерматовенерологии, в оториноларингологии, гериатрии, фтизиатрии. Приобретённые обучающимися профессиональные лечебные и диагностические навыки находят отражение в курсовых проектах и выпускной квалификационной работе. При выполнении выпускной квалификационной работы обучающиеся –фельдшера демонстрируют умение провести дифференциальную диагностику болезней, составляют план ведения пациента, назначают не медикаментозное и медикаментозное лечение, определяют показания и противопоказания к назначению лекарственных препаратов. Фельдшер обязан принимать самостоятельное решение при определении показания к госпитализации пациентов и организации транспортировки их в лечебнопрофилактическое учреждение. В ходе преддипломной практики, которая заканчивается защитой выпускной квалификационной работы, обучающиеся специальности «Лечебное дело» демонстрируют лечебнодиагностические манипуляции, контролируют проводимое лечение, осуществляют специализированный уход за пациентами с различными заболеваниями с учетом возраста.Таким образом, при проведении исследования при проектной деятельности реализуется стимулирование созидательной активности, что обеспечивает вырабатывание профессионально значимых качеств обучающихся при разрешении определенных проблемных ситуаций с использованием знаний, умений, технологий. Современный проект обучающегося в медицинском колледже в среднем специальном образовании призван стимулировать познавательную деятельность, развивать креативность и одновременно формировать определенные личностные качества.

Для выпускников медицинских колледжей в настоящее время значимо не столько знание по дисциплинам, а способность профессионально осуществлять свою деятельность. Это требование способствует разработке новых педагогических технологий в работе с обучающимися.

Такой результативной педагогической технологией является проектная деятельность, обеспечивающая рост качества профессионального обучения обучающихся и готовность их к профессиональной деятельности благодаря формированию активности, независимостив принятии решений, маневренности, способности использовать полученные знания для решения практических производственных задач. Несомненно, монопредметный курсовой проект выполняется на содержании конкретной дисциплины. А вот межпредметный курсовой проект интегрирует пограничную тематику нескольких дисциплин. Надпредметный курсовой проект выполняется в ходе факультативного изучения дисциплин, изучения интегрированных курсов, работы в творческих группах.Все проекты в завершённом виде обязаны отвечать определённым требованиям, которые позволяют слушателю или читателю обеспечить максимальное удобство. Материал проекта структурируют в соответствии с дисциплиной.Проектное обучение помогает выработать проектировочный креативный стиль мышления, который соединяет в единую систему теоретические и практические составляющие деятельности обучающегося, которые раскрывают и реализуют творческий потенциал обучающихся среднего профессионального образования. Проектная деятельность обучающихся в среднем специальном образовании медработников помогает продемонстрировать приобретённые профессиональные компетенции, умение решать практические задачи, оказывать реальную медицинскую помощь пациентам.

Проектная работа помогает оценить освоение обучающимися конкретного учебногоматериала.

Ссылки на источники1.Беспалко, В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.,2013. 224с.2.Бурсова А.П. Информационная культура личности как особенный вид компетентности. В сборнике: Гуманитарные знания и естественные науки: современные проблемы иперспективы развития Материалы III Межвузовской научнопрактической конференции; под общ. редакцией Е. В. Королюк. 2014. С. 016019.3.Бурсова А.П. Преподавание органической химии у студентовфармацевтов среднего профессионального образования. В сборнике: Педагогический опыт: теория, методика, практика материалы II Международной научнопрактической конференции. Чебоксары, 2015. С. 105106.4.Турбинова, Е.Б. Педагогическая деятельность учителя физической культуры в современных социокультурных условиях. В сборнике статей Международной научно практической конференции Теоретические и практические основы науки ХХI века (18апреля 2015 г., г. Уфа). Уфа: РИО МЦИИ ОМЕНА САЙНС,2015. 200с.5.

Бурсова А. П. Метод проектов как способ повышения мотивации студентов в среднем специальном образовании [Текст] / А. П. Бурсова, Е. Б. Турбинова // Образовательная среда сегодня: стратегии развития : материалы IV Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 11 дек. 2015 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. –Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. –№ 3 (4). –С. 236–238. –ISSN 24118184.