О новом содержании деятельности и учебы в технологиях обучения медицинских сестер системы санаторно-курортного лечения
Выпуск:
ART 86993
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Матвейчик
Т.
В.,
Делендик
Р.
И. О новом содержании деятельности и учебы в технологиях обучения медицинских сестер системы санаторно-курортного лечения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2016. – Т. 15. – С.
446–450. – URL:
http://e-koncept.ru/2016/86993.htm.
Аннотация. Возрастание роли и места медицинской сестры в оказании помощи населению и улучшении ее качества происходит за счет применения технологий обучения, включающих информационные. Пропорции дистанционного обучения медицинских сестер Беларуси в образовательных программах будут возрастать и развиваться в трех направлениях: в профессиональной переподготовке, в повышении квалификации и при сопровождении специальных программ для отдельных категорий специалистов. На примере санаторно-курортной организации показана роль и место медицинской сестры в санаторно-курортном лечении методом спелеотерапии.
Ключевые слова:
информационные технологии, обучение, реабилитация, дистанционное образование, медицинская сестра, санаторно-курортное лечение, санаторно-курортная организация, спелеолечение
Похожие статьи
Текст статьи
Матвейчик Татьяна Владимировна,кандидат медицинских наук, доцент кафедры общественного здоровья и здравоохранения ГУО «Белорусская медицинская академия последипломного образования», г.Минскmatveichik51@rambler.ru
ДелендикРостислав Иванович, заведующий филиалом «Реабилитационный центр Зеленый бор» ГУ «Республиканская больница спелеолечения», г.Солигорскmedrost@mail.ru
О новом содержании деятельности и учебы в технологиях обучения медицинских сестер системы санаторнокурортного лечения
Аннотация.Возрастание роли и места медицинской сестры в оказании помощи населению и улучшении ее качества происходит за счет применения технологий обучения, включающих информационные. Пропорции дистанционного обучения медицинских сестер Беларуси в образовательных программах будут возрастать, и развиваться в трех направлениях: в профессиональной переподготовке, в повышении квалификации и при сопровождении специальных программ для отдельных категорий специалистов. На примере санаторнокурортной организации показана роль и место медицинской сестры в санаторнокурортном лечении методом спелеотерапии.Ключевые слова: дистанционное образование, информационные технологии, медицинскаясестра, обучение, реабилитация, санаторнокурортное лечение, санаторнокурортнаяорганизация, спелеолечение.
Минская декларация, подписанная22 октября 2015 г. в г. Минске53 странамичленами Европейского региона Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) является стратегическим документом для того, чтобы осуществить на практике компоненты интенсивного подхода к выработке государственной политики в области общественного здоровья.Приверженность принципу: «Действовать как можно раньше, действовать надлежащим образом, действовать вовремя и действовать сообща» дает организаторам здравоохранения инструмент для улучшения здоровья и благополучия людей через систему государственного управления[1].
Стратегия ВОЗ в политике Здоровье–2020 направлена на поддержку действийгосударства и общества по «значительному улучшению здоровья и повышению уровня благополучия населения, сокращению неравенства в отношении здоровья, укреплению охраны общественного здоровья и обеспечению наличия универсальных, устойчивых и высококачественных систем здравоохранения, ориентированных на человека»[2,3].В ее содержание включено совершенствование обучения медицинских кадров, включая медицинских сестер системы санаторнокурортного лечения (СКЛ)в соответствии стребованиями нормативной правовой документации и международными нормами и обязательствами[3,4].Глобальные показатели в области здоровья в Беларуси свидетельствуют о том, что имеется определенный прогресс в достижении цели развития тысячелетия. К цели, связанной со здоровьем, в первую очередь отнесено сокращение детской смертности, улучшение охраны материнства и детства. При поставленнойзадаче сокращенияна 2/3 смертностидетей до 5 лет за 19902015 гг.,былодостигнутотакое состояние, при котором вероятность детской смерти за это время и в данномвозрастномдиапазоне составила 5%% на 1000 новорожденных[5].Этостало лучшимидля СНГ данными, аналогичнымипоказателям в таких странах, как Польша, Литва, Испания, Греция. При этом среднегодовой темп снижения смертности детей до 5 лет за 19902012 гг. опережает показатели Бельгии, Германии, Франции, Швеции, Финляндии. Улучшение помощи матерям сказалось на критерии среднегодового снижения материнской смертности за 19902013 гг., составляя 1 («минус 1») на 100 тыс. рожениц и аналогичен таковымв Израиле, Польше, Финляндии, свидетельствуя о стабильности системы здравоохранения для будущего страны. Определенный вклад в эти показатели работы системыздравоохранениявнесен медицинскими работниками лечебнопрофилактической направленности деятельности из сферы санаторнокурортного лечения (СКЛ).Сеть СКО и оздоровительных организаций РеспубликиБеларусь на 1 января 2015 г. представлена 345учреждениямина 68,8тыс. мест, из них112 СКОна27,8 тыс. мест и 233 оздоровительные организации на 41,0 тыс. мест[5].Огромные усилия по организации структуры и по обеспечениюдоступа СКЛ в Беларуси, позволили достичьтого, что ежегодно около 80%выделенных государством финансовых средств направляется на реализацию льгот на СКЛи оздоровление около 50% детей 318лет.64 сессия Всемирной ассамблеи здравоохранения (Варшава,2011) дала определение и указала место специалистов со средним специальным образованием:«…медсестры и акушерки составляют большинство трудовых ресурсов в системах здравоохранения многих стран» и признано, что «…оказание основанных на знаниях и квалифицированных услуг по охране здоровья позволяет довести до максимума физическое, психологическое, эмоциональное и социальное благополучие отдельных людей, семей и общества». Призыв к государствам –членамЕвропейского регионального бюро Всемирной организации здравоохранения (ЕРБ ВОЗ)в 2011 г. о проявленииприверженности к укреплению сестринского и акушерского делапосредством ряда практических действий (резолюция WHA64.7. р.13.4)[3,4] былподдержан на всех уровнях обучения, обеспечив возрастание роли медицинских сестер, включая сферу СКЛ.Информатизация белорусского общества стала основным фактором, определяющим развитие всех форм образования, потребовавшая решить не только задачу обучения информационным технологиям, но и их внедрение в медицинскую практику. Так, в резолюции ЕРБ ВОЗ(EUR/RC59/R3) «Здравоохранение в период глобального экономического кризиса: последствия для Европейского региона ВОЗ» предложено «…продолжать использовать эффективные механизмы предоставления индивидуальных и общественных услуг здравоохранения…».Это стало инициирующим развитие направлением обучения медицинских сестер с применением информационных технологий(IT).Одной из миссий обучения медицинских сестер современным технологиям превентивной медицины является создание благоприятных условий для саморазвития личности медицинского работника, при которых возрастает актуализация формированияу пациентов санаторнокурортных организаций (СКО)поведения, направленного на формирование здорового образа (ФЗОЖ)по новым принципам. Это особенно важнов деятельности медицинских сестер СКО. Основополагающим является принцип massproductionofknowledgeumassusagofknowledge. В связи с этим, с принципом «что мы знаем» вчасти стран Европейского региона расстались, перейдя к принципу «как мы умеем применять знания» и с «обучение» на «самостоятельную учебу».Эта идея поддерживается в системедополнительного образования главных (старших) медицинских сестер, осуществляемая в ГУО «Белорусская медицинская академия последипломного образования» с 2001 г., а с 2016 г. –в отношении их обучения основам СКЛ, а также работой Совета медицинских сестер ряда медицинских организаций,
В Республике Беларусь впервые разработана единственная в СНГ действующая полная региональная модель здравоохранения. Она представлена 4х уровневой концепцией (приказ Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 23.01.2010 г. №52 «Об утверждении Положения о разноуровневой системе перинатальной помощи и порядке ее функционирования в Республике Беларусь»):1 уровень –районный;2 уровень –межрайонный и городской;3 уровень –региональный (областной);4 уровень –республиканский и межрегиональный.Подобная модель здравоохраненияблагоприятнадля обеспечения качества и преемственности оказания медицинской помощи, включая ее специфику в деятельности медицинских сестер СКО.В системе повышения квалификации медицинских сестерСКОнеобходимо не только обеспечить качественную передачу необходимой научной медицинской информации, но и обучить навыкам постоянной самостоятельной учебы, без дистанционных технологий решать эти задачи сложно. С целью изучения факторов, влияющих на качество МПв системе СКЛ, изучена динамика соотношения врач: сестра в Республике Беларусь за период 19602012гг.(рис.1).
Рисунок 1. Динамика соотношения врач: сестра в Республике Беларусь за период 19602012гг.
Тенденции соотношения врач: сестра в Республике Беларусь за период 19602012гг. указывают на ее отрицательную динамику, тогда как в ряде государств мира (Финляндия, Япония, Словения) она противоположна.Известно, что соотношение числа врачей и медицинских сестер в работе с этим специалистом сказывается на качестве медицинской помощи, однако имеющиеся данные статистики очисленностимедицинских сестер,работающих в сфереСКЛ, благоприятны для обеспечения ее качества[5].Таким образом,зародившееся на Алмаатинской конференции в 1978 г. «Движение в поддержку первичной медикосанитарной помощи» обрело свое полноценное выражение в последовательной политике министерства здравоохранения Республики Беларусьи Республиканского центра по оздоровлению и санаторнокурортному лечению населения.
Эта деятельность обеспечивает выполнение стратегических целей, в т.ч в СКЛ, к достижению которых надо стремиться:
социальную справедливостьв отношении доступности СКЛдля населения страны;право на более высокий уровень здоровья для всех, независимо от размерадоходов;участие общества и его солидарностьв предоставлении СКЛ в соответствии с гуманными принципами медицины.Качество медицинской помощи базируется, помимо прочего, на современном уровне организацииучебного процессадля медицинских сестер СКО. При дистанционном обучении (ДО)он должен происходит согласно определенным принципам:научности, системности и комплексномподходек обучению с использованием разнообразных форм, средств и методов его организации, а также единствеквалификационных требований к должности;дифференцированномподходек профессиональному совершенствованию знаний в удобное для медицинских специалистов времяс учетом базовой подготовки;единствутрадиционного образованияи самообучения с ориентацией на самостоятельную работу, с различными источниками информации;личной заинтересованности МС СКОв повышении квалификации, подкрепленной требованиями законодательства Республики Беларусь об обязательном повышении квалификации;
непрерывности ДО, позволяющейповышать профессиональный уровень МС без отрыва от работы.Отличие ДО от традиционного получения знанийсостоит в особенностях методикии технологииорганизации учебного процесса, повышенных требованиях к интеллектуальному потенциалу обучающихся, их навыкам работы с информацией, изменении функций, а также уровня требований к специальной подготовке преподавателей, обеспечивающих самостоятельную работу, поддерживаемую его консультациями.Использование Интернет технологий ДО может,в перспективе,применяться в подготовке руководителей сестринского деладля системы СКЛ.На межгосударственном уровне проблема состояния нормативной базы стран СНГ и Республики Беларусь по вопросу ДО нашла отражение в решениях
Совета глав правительств СНГ от
21.11.2006 г., от 22.11.2007 г., от 20.11.2009 г. При этомв Беларуси подзаконные нормативные документы по реализации нормы ДО в образовательном процессе медицинских работников отсутствуют. В российском законодательстве чаще применяется термин «дистанционные образовательные технологии», как элемент реализации ДО.При практическом применении подобных технологий следует помнить о проблемах, которые будут решеныс наличием материальнотехнической базы организаций здравоохранения и учреждений образования.Помимо этого,система подготовки кадров медицинских сестер для СКОнуждается в совершенствовании[4,6]. С целью определения соответствия обучения в системе непрерывного дополнительного образования уровню используемых в практической работе умений и навыков медицинской сестры (терапевтического и хирургического профиля) изучены особенности выполнения обязанностей специалистами в системе госпитальнойи санаторнокурортной помощи методом сплошного анонимного анкетирования, по мнению 115 медицинских сестер и старших медицинских сестер. На вопрос анкеты: «Случалось ли Вам выполнять не свойственные сестре функции» из 3х вариантов ответа «никогда», «иногда», «часто» ответы распределились следующим образом:Иногда –66 чел. –57,4 %Никогда –24 чел. –20,9 %Часто –21 чел. –18,3%Отказалось ответить 4 чел. –3,5% В ответах на этот вопрос, проводя анализ по пункту «Никогда» по критерию 2 (p=0,2069) статистически значимых отличий между ответами медсестер терапевтического и хирургического профиля не выявлено.По пункту «Иногда» в ответах на вопрос «Приходилось ли Вам выполнять не свойственные функции», проводя анализ по критерию 2 (p=0,4470) статистически значимых отличий между ответами медсестер терапевтического и хирургического профиля не выявлено.Однако, 22,8% медсестер хирургического профиля ответили, что им часто приходится выполнять не свойственные им функции, в то время, как никто из опрошенных медсестер терапевтического профиля такой ответ не выбрал. Это может свидетельствовать о гибкости в выполнении обязанностей сестрами терапевтического профиля в соответствии с потребностями пациента и имеющимися сиюминутными возможностями практики (рис. 2).
Рис.2.Сравнительный анализ выполнения не свойственных сестре функций вотделенияхтерапевтическогои хирургического профиля
Роль медицинских сестер по вопросам профилактической медицины, реабилитации и ФЗОЖ будет совершенствоваться с учетом возможностей информатизации. Вдополнительном обучении сестринских руководителей медицинских организацийи СКОиспользованы элементы повышения компьютерной грамотности, что соответствует стратегическим преобразованиям в системе здравоохранения на перспективуи формы ДО, мастерклассов,обучающих семинаров, работе Советов медицинских сестер их деятельность превращается в ключевой компонент медицинского обслуживания. Это подтверждает исследование «Оценка модели первичной медикосанитарной помощи в Беларуси», проведенное в 2009 г. Европейским региональным бюро ВОЗ в Европейском регионе.Традиционное образование медицинской сестры практическим навыкам требует привычного необходимогоочного контакта, но вся теоретическая подготовка и упражнения в принятии решений могут проходить в дистанционной форме, для чего необходима переработка учебного плана.
В настоящее время ощущается дефицит преподавателей, которые могли бы разрабатывать дистанционные курсы для медицинских сестер и проводить по ним обучение, поскольку для этого нужна специальная подготовка не только по техническим, но и по методическимвопросам. Разработчик курса должен правильно определить последовательность и соотношение дистанционной части обучения и традиционной, учитывая огромную специфику и весомые ограничения в обучении медицинским специальностям.Эффективность современных технологийДОопределяется сочетанием нескольких ключевых факторов, позволяющих МСбыстро освоить нужные объемы учебной информации, добиться лучших результатов работы.Факторамиэффективности ДОявляются интерактивность,улучшенная визуализация,гибкость в использовании,оперативность обновления,возможность общения с преподавателем, другими обучаемымилюдьми,доступность, возможность дистанционных семинаров по хирургии, онкологии, реабилитации, кардиологии. В перспективе технологии ДО в образовательных программах будут развиваться в трех направлениях: в профессиональной переподготовке, в повышении квалификации и при сопровождении специальных программ для отдельных категорий специалистов. Оснащение организаций здравоохранения специальным оборудованием станет дальнейшим шагом развития ДО медицинских сестер Беларуси[7].Повышение эффективности лечебных мероприятий может быть достигнуто комплексным воздействием административных и организационных способов решения этих проблем, а также включением в схемы лечения не медикаментозных методов воздействия, в том числе и спелеотерапии, что позволит оптимизировать и расширять рамки современных программ лечения заболеванийи реабилитацииПрименительно к практике организации одного из перспективных методов СКЛ–спелеотерапии, проведен анализ состояния, этапов развития и перспектив, которые следует использовать в обучении медицинских сестер СКО.Этапы организации спелеотерапии в Республике БеларусьВ 70 –е годы ХХ века сотрудниками Белорусского научноисследовательского санитарногигиенического института изучались условия формирования подземной среды в горных выработках калийных рудников и ее специфическое влияние на организм человека, которые легли в основу научного обоснования метода спелеотерапии в Республике Беларусь (этап научного обоснования)с применениемисторического метода [8].В 1980 г. по результатам проведенных исследований главнымаллергологомМинистерства здравоохранения БССР, доктороммедицинских наук, профессоромСкепьяномН.А.в Министерство здравоохранения БССР было внесенопредложение об использованиикалийного рудника для лечения пациентов с бронхолегочной патологиейв подземных условиях. Это позволило на практике реализовать создание в стране нового направления в медицине –лечения методом спелеотерапии (этап практического внедрения научных исследований).Постановлением Совета Министров БССР от 5 февраля 1986 г. № 41 было принято решение о строительстве на базе первого калийного рудника ПО «Беларуськалий» в г. Солигорске спелеобольницы на 120 коек и подземного спелеокомплекса. 5 февраля 1990 г. первые 33 пациента были приняты на спелеолечение, из них 20 чел. из Минского района, 10 из г. Минска, 2 –из Могилевской области, 1 из России (этап развития метода спелеолечения на республиканском уровне). С вводом в эксплуатацию в 1997 г. первого наземного корпуса Республиканской больницы спелеолечения (РБС) на 120 мест спуски в подземное отделение были организованы в 2 смены: в дневное и вечерненочное время. Подобная организация работы персонала позволила без значительныхфинансовых затрат увеличить пропускную способность, количество пролеченных методом спелеотерапии пациентов увеличилось в 2 раза, составив в среднем 1620 чел. в год (этап организационнотехнического совершенствования метода спелеолечения).Согласно Указу Президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко от 11 августа 2011 г. № 356 «О некоторых вопросах строительства спального корпуса № 2 и реконструкции спелеолечебницы государственного учреждения «Республиканская больница спелеолечения» в 2012 г. введены в эксплуатацию спальный корпус №2 на 120 мест, второе подземное отделение. Это знаменовало этап реализации полной доступности метода спелеотерапии для профильных пациентов, на основе государственного подхода и комплексности решения научныхмедицинскихпроблем.Мощность РБС увеличилась до 250 коек, что позволило в большей степени увеличить доступность спелеотерапии для пациентов, нуждающихся в данном виде лечения и обеспечить отсутствие очередности для граждан Республики Беларусь. Сянваря 2013 г. к РБС присоединен филиал «Реабилитационный центр «Зеленый бор», что улучшило доступность, охват и качество медицинской помощи пациентам. Значительное число детей, получивших специализированную помощь в условиях РБС, не имеющих рецидивов на протяжении нескольких лет, в том числе 5197 детей в филиале «Зеленый бор», в среднем 2960 детей в год, является показателем эффективностиметодалечения заболеваний и соответствует этапу совершенствования ориентированного на практику научного метода спелеотерапии.Медицинским сестрам системы СКЛ необходимо быть информированными о научных исследованиях в лечении различнойпатологии новыми методами.Установлено, чтопатологияноса и околоносовых пазух, особенноее хроническиеформы, зачастую является пускомк развитиюболезнейнижних дыхательных путей, дисфункциивнутренних органов и систем организма[9].Частота встречаемости бронхиальнойастмы(БА)среди населения Европы составляетот 2% до 30%, что указывает на актуальность изучения новых методов лечения для этой категории пациентов.Исследованиереактивности бронхов показало, что около 70% пациентовсполипозомноса имеютгиперреактивностьбронхов, а от 20% до 50% из них страдаютБА, у такого же количества пациентов БАдиагностируютполипы в полости носа, усугубляющиееетечение.Обнаруженная взаимосвязь стала доказательствомнеобходимостидифференцированного подхода кконсервативной терапии и профилактике рецидивов
хронического полипозного риносинусита(ХПРС)с учетом ведущего этиологического фактора, особенно значимого для этих пациентовв сочетании с БА.В комплексном лечении больных ХПРС все большее значение приобретают естественные и преформированные физические факторы, обеспечиваемыеметодом спелеотерапии
лечения в условиях микроклимата соляных шахт. Специфический терапевтический эффект
достигается благодаря стабильному оптимальному ионному составу воздуха, наличию мелкодисперсного соляного аэрозоля, низкой бактериальнойобсемененности, когда содержание в воздушной среде микрофлоры составляет до 80 в1 м³, а также отсутствиюаллергенов, высокойионизациивоздуха с преобладаниемаэроионов отрицательного и положительного зарядовлегкойи средней тяжести. У пациентов схроническойбронхолегочной патологией применение спелеотерапии имеет высокуютерапевтическую эффективность,составляядо 97,6%.Учеными исследовано и описано бактерицидное, регулирующееотделение слизи,местное иммуностимулирующее действиеспелеотерапиина слизистую нижних дыхательных путейвследствиеморфологическогои физиологическогоединстваверхнего и нижнего этажадыхательноготракта. Это определяет идентичность механизмов действия усухого аэрозоля хлорида натрия на протяжении всейдыхательнойсистемы. Доказано, чтоэффективностьлеченияпривазомоторныхи аллергических ринитах, составляет соответственно 72% и 87%случаев. Дифференцированная тактика хирургических и консервативных методов лечения приХПРС, поиск новых методов являетсянаиболее перспективным направлениемв современной оториноларингологии, возможности спелеотерапии позволяютулучшить результаты лечения, снизить частоту рецидивов ХПРС,сочетанных с БА,улучшить качество жизни пациентов с данной патологией[9].Увеличение охвата спелеолечением пациентов, нуждающихся в данном виде комплексной терапии, особенно детей, в т. ч. моложе 10 лет, пациентов трудоспособного возраста с использованием наземного спелеолечения, является гарантией качества специализированного лечения при заболеваниях БА, ХОБЛ, органов голоса, слуха и речи. Это практический научный и медицинский вклад в снижение инвалидности пациентов от заболеваний бронхолегочной системы, болезней ухагорланоса, пример медикоэкономической эффективности метода спелеолечения.Дальнейшее научное сопровождение метода, изучение медицинской эффективности различных вариантов продолжительности, комбинирования спелеопроцедур, значительную часть которых обеспечивают медицинские сестры, длительности всего курса позволит обоснованно расширить перечень медицинских показаний к спелеолечению. Важным для дальнейшего развития является научное обоснование медицинских показаний, в частности, болезней кожи (псориаз, нейродермит, атопический дерматит), заболеваний слизистой носа и околоносовых пазух (ХПРС), а также оздоровление при отдельных видах психосоматической патологии.Внимание государства к комплексному решению медицинских проблемв сфере КСЛблагоприятно для улучшения качества жизни людей, имеющих патологию аллергического генеза и болезни органов дыхания, что отражено в этапах развития метода спелеолечения в Республике Беларусьс учетом роли и места медицинской сестры.Как отмечено Президентом Республики Беларусь А.Г. Лукашенко 29.04.2015 г. в обращении с ежегодным Посланием к белорусскому народу и Национальному собранию «Мир и развитие»: «Интеграция образования и науки –веление времени…Первую скрипку здесь играют научные разработки и их внедрение в практику», в связи с чем так актуально воздействие силами медицинской науки на практику улучшения качества жизни людей, получающих санаторнокурортное лечение.ВыводыИз приведенных материалов установлены факторы, позволяющие совершенствовать непрерывное образование медицинских сестер вне направленности сферы их деятельности. Согласно мнению медицинских сестер, отмечено, что перечень несвойственных им функций, выполняемых в больничныхи СКО, содержит 3позиции (раздачапищи, транспортировкаи помывка пациентов). Это вызывает необходимость совершенствования должностных обязанностей медицинских сестер на конкретном месте ее работы, а руководителю обеспечивать кадровое соответствие штатного расписания.Признанный в Минскойдекларации странами Европейского региона ВОЗ принцип охвата всех этапов жизни является необходимым для реализации политики «Здоровье2020» и выполнения Целей устойчивого развития, которому последуют все работники здравоохранения. Его компоненты «Действовать как можно раньше», «Действовать вовремя», «Действовать сообща» конкретизируют новое содержание деятельности, в том числе, врачей и медицинских сестер СКО. Исследование показывает, что означает на практике принцип «Действовать надлежащим образом» в частиобучения медицинских сестер.Среди медицинских сестер терапевтического профиля соответствие выполняемым обязанностям отметили 30,43%, а несоответствие 73,9%. В ответах хирургических медицинских сестер соответствие выполняемым обязанностям отметили 44,82%, а несоответствие 55,17%. В силу специфики хирургической деятельности функциональные обязанности хирургических сестер более конкретизированы, их деятельность является примером командной работы с четким разделением ролей и полномочий. Это отличается от направленности деятельности сестер терапевтического профиля, компонент командной работы тут по большей части отсутствует.Профиль деятельности –терапевтический или хирургический –влияет на выполнение не свойственных сестре функций. Часть хирургических сестер выполняют не свойственные функции (22,8%), в то время как опрошенные медицинские сестры терапевтического профиля такого не отмечают.Метод дозированной и дифференцированно применяемой на базе РБС спелеотерапии при ХПРС в сочетании с БА является высокоэффективным в 97,6% случаев, уникальным для медицинского туризма в РеспубликуБеларусь, нуждается в популяризации в системе дополнительного образования медицинских сестерСКО, являющихся главными проводниками и исполнителями.
Элементы ДО применимы в системе повышенияквалификации медицинских сестер и при сопровождении специальных программ для отдельных категорий специалистов. Показано новое содержание деятельности и учебного процесса в технологиях обучения специалистовСКО с ее спецификой для одного видалечения (спелеотерапии), что дает основания длядальнейшегоулучшениякачества СКЛ за счет возрастания роли и функций медицинской сестры. Подобный комплексный подход к обучению медицинских сестер, работающих в СКО,лежит в русле отечественных и мировых тенденций, политики ВОЗ ис учетом новых научных исследованийпо сестринскому делу.
Ссылки на источники1.http://www.belta.by/society/view/gosudarstvachlenyevropejskogoregionalnogobjurovozpodpisaliminskujudeklaratsiju16759520152.О здравоохранении: Закон Респ. Беларусь, 18 июня 1993 г.№2570XII; в ред. Закона Респ. Беларусь от 10 июля 2012 г.//Консультант Плюс Технология Проф. [Электронный ресурс] /ООО «Юрспектр». –Минск, 2013. 3.Укрепление сестринского и акушерского дела: A64/VR/10 //Шестьдесят четвертая сессия Всемирной ассамблеи здравоохранения, 24 мая 2011г., Десятое пленарное заседание.4.Совещание главных государственных медицинских сестер Европейского региона ВОЗ. Цели и задачи, Варшава, Польша, 7–8 окт. 2011 г. /ВОЗ. Европ. регион. бюро.5.Здравоохранение в Республике Беларусь: офиц. стат. сб. за 2014 г. –Минск: ГУ РНМБ, 2015. –282с.6.Сестринский руководитель в системе первичной медицинской помощи: (для обучающихся на курсах «Организация здравоохранения», «Организация сестринского дела» медицинских вузов и колледжей): монография [электронный ресурс] / Т.В. Матвейчик, А.П. Романова, Л.В. Шваб; Бел. мед. акад. последипломного образования –Минск: ГУ Республиканская научная медицинская библиотека, 2012. –88 с. Режим доступа: http://med.by/content/ellibsci/BELMAPO/matvsest.pdf7.Матвейчик Т.В., Антипова С.И., Савина И.И., Мезина Э.В. Особенности работы амбулаторий врача общей практики глазами врачей //Медицина. –2013. №3(82). С.70—76.8.Мирский, М.Б., Тищенко, Е.М., Хильмончик, Н.Е. Сестринское дело в Белоруссии (17952006): монография /М.Б. Мирский, Е.М. Тищенко, Н.Е. Хильмончик. –Гродно: ГрГМУ, 2008.160с.9.Делендик Р.И., Левченко П.А., Дубовик Н.Н. Спелеотерапия в комплексном лечении и профилактике рецидивов хронических полипозных риносинуситов, сочетанных с бронхиальной астмой: современный взгляд на проблему //Материалы ХVIII международной научной конференции «Здоровье нации –ХХI век» (26.043.05.2014 г. Брюссель, Бельгия) Пермь,2014.с.5861.
ДелендикРостислав Иванович, заведующий филиалом «Реабилитационный центр Зеленый бор» ГУ «Республиканская больница спелеолечения», г.Солигорскmedrost@mail.ru
О новом содержании деятельности и учебы в технологиях обучения медицинских сестер системы санаторнокурортного лечения
Аннотация.Возрастание роли и места медицинской сестры в оказании помощи населению и улучшении ее качества происходит за счет применения технологий обучения, включающих информационные. Пропорции дистанционного обучения медицинских сестер Беларуси в образовательных программах будут возрастать, и развиваться в трех направлениях: в профессиональной переподготовке, в повышении квалификации и при сопровождении специальных программ для отдельных категорий специалистов. На примере санаторнокурортной организации показана роль и место медицинской сестры в санаторнокурортном лечении методом спелеотерапии.Ключевые слова: дистанционное образование, информационные технологии, медицинскаясестра, обучение, реабилитация, санаторнокурортное лечение, санаторнокурортнаяорганизация, спелеолечение.
Минская декларация, подписанная22 октября 2015 г. в г. Минске53 странамичленами Европейского региона Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) является стратегическим документом для того, чтобы осуществить на практике компоненты интенсивного подхода к выработке государственной политики в области общественного здоровья.Приверженность принципу: «Действовать как можно раньше, действовать надлежащим образом, действовать вовремя и действовать сообща» дает организаторам здравоохранения инструмент для улучшения здоровья и благополучия людей через систему государственного управления[1].
Стратегия ВОЗ в политике Здоровье–2020 направлена на поддержку действийгосударства и общества по «значительному улучшению здоровья и повышению уровня благополучия населения, сокращению неравенства в отношении здоровья, укреплению охраны общественного здоровья и обеспечению наличия универсальных, устойчивых и высококачественных систем здравоохранения, ориентированных на человека»[2,3].В ее содержание включено совершенствование обучения медицинских кадров, включая медицинских сестер системы санаторнокурортного лечения (СКЛ)в соответствии стребованиями нормативной правовой документации и международными нормами и обязательствами[3,4].Глобальные показатели в области здоровья в Беларуси свидетельствуют о том, что имеется определенный прогресс в достижении цели развития тысячелетия. К цели, связанной со здоровьем, в первую очередь отнесено сокращение детской смертности, улучшение охраны материнства и детства. При поставленнойзадаче сокращенияна 2/3 смертностидетей до 5 лет за 19902015 гг.,былодостигнутотакое состояние, при котором вероятность детской смерти за это время и в данномвозрастномдиапазоне составила 5%% на 1000 новорожденных[5].Этостало лучшимидля СНГ данными, аналогичнымипоказателям в таких странах, как Польша, Литва, Испания, Греция. При этом среднегодовой темп снижения смертности детей до 5 лет за 19902012 гг. опережает показатели Бельгии, Германии, Франции, Швеции, Финляндии. Улучшение помощи матерям сказалось на критерии среднегодового снижения материнской смертности за 19902013 гг., составляя 1 («минус 1») на 100 тыс. рожениц и аналогичен таковымв Израиле, Польше, Финляндии, свидетельствуя о стабильности системы здравоохранения для будущего страны. Определенный вклад в эти показатели работы системыздравоохранениявнесен медицинскими работниками лечебнопрофилактической направленности деятельности из сферы санаторнокурортного лечения (СКЛ).Сеть СКО и оздоровительных организаций РеспубликиБеларусь на 1 января 2015 г. представлена 345учреждениямина 68,8тыс. мест, из них112 СКОна27,8 тыс. мест и 233 оздоровительные организации на 41,0 тыс. мест[5].Огромные усилия по организации структуры и по обеспечениюдоступа СКЛ в Беларуси, позволили достичьтого, что ежегодно около 80%выделенных государством финансовых средств направляется на реализацию льгот на СКЛи оздоровление около 50% детей 318лет.64 сессия Всемирной ассамблеи здравоохранения (Варшава,2011) дала определение и указала место специалистов со средним специальным образованием:«…медсестры и акушерки составляют большинство трудовых ресурсов в системах здравоохранения многих стран» и признано, что «…оказание основанных на знаниях и квалифицированных услуг по охране здоровья позволяет довести до максимума физическое, психологическое, эмоциональное и социальное благополучие отдельных людей, семей и общества». Призыв к государствам –членамЕвропейского регионального бюро Всемирной организации здравоохранения (ЕРБ ВОЗ)в 2011 г. о проявленииприверженности к укреплению сестринского и акушерского делапосредством ряда практических действий (резолюция WHA64.7. р.13.4)[3,4] былподдержан на всех уровнях обучения, обеспечив возрастание роли медицинских сестер, включая сферу СКЛ.Информатизация белорусского общества стала основным фактором, определяющим развитие всех форм образования, потребовавшая решить не только задачу обучения информационным технологиям, но и их внедрение в медицинскую практику. Так, в резолюции ЕРБ ВОЗ(EUR/RC59/R3) «Здравоохранение в период глобального экономического кризиса: последствия для Европейского региона ВОЗ» предложено «…продолжать использовать эффективные механизмы предоставления индивидуальных и общественных услуг здравоохранения…».Это стало инициирующим развитие направлением обучения медицинских сестер с применением информационных технологий(IT).Одной из миссий обучения медицинских сестер современным технологиям превентивной медицины является создание благоприятных условий для саморазвития личности медицинского работника, при которых возрастает актуализация формированияу пациентов санаторнокурортных организаций (СКО)поведения, направленного на формирование здорового образа (ФЗОЖ)по новым принципам. Это особенно важнов деятельности медицинских сестер СКО. Основополагающим является принцип massproductionofknowledgeumassusagofknowledge. В связи с этим, с принципом «что мы знаем» вчасти стран Европейского региона расстались, перейдя к принципу «как мы умеем применять знания» и с «обучение» на «самостоятельную учебу».Эта идея поддерживается в системедополнительного образования главных (старших) медицинских сестер, осуществляемая в ГУО «Белорусская медицинская академия последипломного образования» с 2001 г., а с 2016 г. –в отношении их обучения основам СКЛ, а также работой Совета медицинских сестер ряда медицинских организаций,
В Республике Беларусь впервые разработана единственная в СНГ действующая полная региональная модель здравоохранения. Она представлена 4х уровневой концепцией (приказ Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 23.01.2010 г. №52 «Об утверждении Положения о разноуровневой системе перинатальной помощи и порядке ее функционирования в Республике Беларусь»):1 уровень –районный;2 уровень –межрайонный и городской;3 уровень –региональный (областной);4 уровень –республиканский и межрегиональный.Подобная модель здравоохраненияблагоприятнадля обеспечения качества и преемственности оказания медицинской помощи, включая ее специфику в деятельности медицинских сестер СКО.В системе повышения квалификации медицинских сестерСКОнеобходимо не только обеспечить качественную передачу необходимой научной медицинской информации, но и обучить навыкам постоянной самостоятельной учебы, без дистанционных технологий решать эти задачи сложно. С целью изучения факторов, влияющих на качество МПв системе СКЛ, изучена динамика соотношения врач: сестра в Республике Беларусь за период 19602012гг.(рис.1).
Рисунок 1. Динамика соотношения врач: сестра в Республике Беларусь за период 19602012гг.
Тенденции соотношения врач: сестра в Республике Беларусь за период 19602012гг. указывают на ее отрицательную динамику, тогда как в ряде государств мира (Финляндия, Япония, Словения) она противоположна.Известно, что соотношение числа врачей и медицинских сестер в работе с этим специалистом сказывается на качестве медицинской помощи, однако имеющиеся данные статистики очисленностимедицинских сестер,работающих в сфереСКЛ, благоприятны для обеспечения ее качества[5].Таким образом,зародившееся на Алмаатинской конференции в 1978 г. «Движение в поддержку первичной медикосанитарной помощи» обрело свое полноценное выражение в последовательной политике министерства здравоохранения Республики Беларусьи Республиканского центра по оздоровлению и санаторнокурортному лечению населения.
Эта деятельность обеспечивает выполнение стратегических целей, в т.ч в СКЛ, к достижению которых надо стремиться:
социальную справедливостьв отношении доступности СКЛдля населения страны;право на более высокий уровень здоровья для всех, независимо от размерадоходов;участие общества и его солидарностьв предоставлении СКЛ в соответствии с гуманными принципами медицины.Качество медицинской помощи базируется, помимо прочего, на современном уровне организацииучебного процессадля медицинских сестер СКО. При дистанционном обучении (ДО)он должен происходит согласно определенным принципам:научности, системности и комплексномподходек обучению с использованием разнообразных форм, средств и методов его организации, а также единствеквалификационных требований к должности;дифференцированномподходек профессиональному совершенствованию знаний в удобное для медицинских специалистов времяс учетом базовой подготовки;единствутрадиционного образованияи самообучения с ориентацией на самостоятельную работу, с различными источниками информации;личной заинтересованности МС СКОв повышении квалификации, подкрепленной требованиями законодательства Республики Беларусь об обязательном повышении квалификации;
непрерывности ДО, позволяющейповышать профессиональный уровень МС без отрыва от работы.Отличие ДО от традиционного получения знанийсостоит в особенностях методикии технологииорганизации учебного процесса, повышенных требованиях к интеллектуальному потенциалу обучающихся, их навыкам работы с информацией, изменении функций, а также уровня требований к специальной подготовке преподавателей, обеспечивающих самостоятельную работу, поддерживаемую его консультациями.Использование Интернет технологий ДО может,в перспективе,применяться в подготовке руководителей сестринского деладля системы СКЛ.На межгосударственном уровне проблема состояния нормативной базы стран СНГ и Республики Беларусь по вопросу ДО нашла отражение в решениях
Совета глав правительств СНГ от
21.11.2006 г., от 22.11.2007 г., от 20.11.2009 г. При этомв Беларуси подзаконные нормативные документы по реализации нормы ДО в образовательном процессе медицинских работников отсутствуют. В российском законодательстве чаще применяется термин «дистанционные образовательные технологии», как элемент реализации ДО.При практическом применении подобных технологий следует помнить о проблемах, которые будут решеныс наличием материальнотехнической базы организаций здравоохранения и учреждений образования.Помимо этого,система подготовки кадров медицинских сестер для СКОнуждается в совершенствовании[4,6]. С целью определения соответствия обучения в системе непрерывного дополнительного образования уровню используемых в практической работе умений и навыков медицинской сестры (терапевтического и хирургического профиля) изучены особенности выполнения обязанностей специалистами в системе госпитальнойи санаторнокурортной помощи методом сплошного анонимного анкетирования, по мнению 115 медицинских сестер и старших медицинских сестер. На вопрос анкеты: «Случалось ли Вам выполнять не свойственные сестре функции» из 3х вариантов ответа «никогда», «иногда», «часто» ответы распределились следующим образом:Иногда –66 чел. –57,4 %Никогда –24 чел. –20,9 %Часто –21 чел. –18,3%Отказалось ответить 4 чел. –3,5% В ответах на этот вопрос, проводя анализ по пункту «Никогда» по критерию 2 (p=0,2069) статистически значимых отличий между ответами медсестер терапевтического и хирургического профиля не выявлено.По пункту «Иногда» в ответах на вопрос «Приходилось ли Вам выполнять не свойственные функции», проводя анализ по критерию 2 (p=0,4470) статистически значимых отличий между ответами медсестер терапевтического и хирургического профиля не выявлено.Однако, 22,8% медсестер хирургического профиля ответили, что им часто приходится выполнять не свойственные им функции, в то время, как никто из опрошенных медсестер терапевтического профиля такой ответ не выбрал. Это может свидетельствовать о гибкости в выполнении обязанностей сестрами терапевтического профиля в соответствии с потребностями пациента и имеющимися сиюминутными возможностями практики (рис. 2).
Рис.2.Сравнительный анализ выполнения не свойственных сестре функций вотделенияхтерапевтическогои хирургического профиля
Роль медицинских сестер по вопросам профилактической медицины, реабилитации и ФЗОЖ будет совершенствоваться с учетом возможностей информатизации. Вдополнительном обучении сестринских руководителей медицинских организацийи СКОиспользованы элементы повышения компьютерной грамотности, что соответствует стратегическим преобразованиям в системе здравоохранения на перспективуи формы ДО, мастерклассов,обучающих семинаров, работе Советов медицинских сестер их деятельность превращается в ключевой компонент медицинского обслуживания. Это подтверждает исследование «Оценка модели первичной медикосанитарной помощи в Беларуси», проведенное в 2009 г. Европейским региональным бюро ВОЗ в Европейском регионе.Традиционное образование медицинской сестры практическим навыкам требует привычного необходимогоочного контакта, но вся теоретическая подготовка и упражнения в принятии решений могут проходить в дистанционной форме, для чего необходима переработка учебного плана.
В настоящее время ощущается дефицит преподавателей, которые могли бы разрабатывать дистанционные курсы для медицинских сестер и проводить по ним обучение, поскольку для этого нужна специальная подготовка не только по техническим, но и по методическимвопросам. Разработчик курса должен правильно определить последовательность и соотношение дистанционной части обучения и традиционной, учитывая огромную специфику и весомые ограничения в обучении медицинским специальностям.Эффективность современных технологийДОопределяется сочетанием нескольких ключевых факторов, позволяющих МСбыстро освоить нужные объемы учебной информации, добиться лучших результатов работы.Факторамиэффективности ДОявляются интерактивность,улучшенная визуализация,гибкость в использовании,оперативность обновления,возможность общения с преподавателем, другими обучаемымилюдьми,доступность, возможность дистанционных семинаров по хирургии, онкологии, реабилитации, кардиологии. В перспективе технологии ДО в образовательных программах будут развиваться в трех направлениях: в профессиональной переподготовке, в повышении квалификации и при сопровождении специальных программ для отдельных категорий специалистов. Оснащение организаций здравоохранения специальным оборудованием станет дальнейшим шагом развития ДО медицинских сестер Беларуси[7].Повышение эффективности лечебных мероприятий может быть достигнуто комплексным воздействием административных и организационных способов решения этих проблем, а также включением в схемы лечения не медикаментозных методов воздействия, в том числе и спелеотерапии, что позволит оптимизировать и расширять рамки современных программ лечения заболеванийи реабилитацииПрименительно к практике организации одного из перспективных методов СКЛ–спелеотерапии, проведен анализ состояния, этапов развития и перспектив, которые следует использовать в обучении медицинских сестер СКО.Этапы организации спелеотерапии в Республике БеларусьВ 70 –е годы ХХ века сотрудниками Белорусского научноисследовательского санитарногигиенического института изучались условия формирования подземной среды в горных выработках калийных рудников и ее специфическое влияние на организм человека, которые легли в основу научного обоснования метода спелеотерапии в Республике Беларусь (этап научного обоснования)с применениемисторического метода [8].В 1980 г. по результатам проведенных исследований главнымаллергологомМинистерства здравоохранения БССР, доктороммедицинских наук, профессоромСкепьяномН.А.в Министерство здравоохранения БССР было внесенопредложение об использованиикалийного рудника для лечения пациентов с бронхолегочной патологиейв подземных условиях. Это позволило на практике реализовать создание в стране нового направления в медицине –лечения методом спелеотерапии (этап практического внедрения научных исследований).Постановлением Совета Министров БССР от 5 февраля 1986 г. № 41 было принято решение о строительстве на базе первого калийного рудника ПО «Беларуськалий» в г. Солигорске спелеобольницы на 120 коек и подземного спелеокомплекса. 5 февраля 1990 г. первые 33 пациента были приняты на спелеолечение, из них 20 чел. из Минского района, 10 из г. Минска, 2 –из Могилевской области, 1 из России (этап развития метода спелеолечения на республиканском уровне). С вводом в эксплуатацию в 1997 г. первого наземного корпуса Республиканской больницы спелеолечения (РБС) на 120 мест спуски в подземное отделение были организованы в 2 смены: в дневное и вечерненочное время. Подобная организация работы персонала позволила без значительныхфинансовых затрат увеличить пропускную способность, количество пролеченных методом спелеотерапии пациентов увеличилось в 2 раза, составив в среднем 1620 чел. в год (этап организационнотехнического совершенствования метода спелеолечения).Согласно Указу Президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко от 11 августа 2011 г. № 356 «О некоторых вопросах строительства спального корпуса № 2 и реконструкции спелеолечебницы государственного учреждения «Республиканская больница спелеолечения» в 2012 г. введены в эксплуатацию спальный корпус №2 на 120 мест, второе подземное отделение. Это знаменовало этап реализации полной доступности метода спелеотерапии для профильных пациентов, на основе государственного подхода и комплексности решения научныхмедицинскихпроблем.Мощность РБС увеличилась до 250 коек, что позволило в большей степени увеличить доступность спелеотерапии для пациентов, нуждающихся в данном виде лечения и обеспечить отсутствие очередности для граждан Республики Беларусь. Сянваря 2013 г. к РБС присоединен филиал «Реабилитационный центр «Зеленый бор», что улучшило доступность, охват и качество медицинской помощи пациентам. Значительное число детей, получивших специализированную помощь в условиях РБС, не имеющих рецидивов на протяжении нескольких лет, в том числе 5197 детей в филиале «Зеленый бор», в среднем 2960 детей в год, является показателем эффективностиметодалечения заболеваний и соответствует этапу совершенствования ориентированного на практику научного метода спелеотерапии.Медицинским сестрам системы СКЛ необходимо быть информированными о научных исследованиях в лечении различнойпатологии новыми методами.Установлено, чтопатологияноса и околоносовых пазух, особенноее хроническиеформы, зачастую является пускомк развитиюболезнейнижних дыхательных путей, дисфункциивнутренних органов и систем организма[9].Частота встречаемости бронхиальнойастмы(БА)среди населения Европы составляетот 2% до 30%, что указывает на актуальность изучения новых методов лечения для этой категории пациентов.Исследованиереактивности бронхов показало, что около 70% пациентовсполипозомноса имеютгиперреактивностьбронхов, а от 20% до 50% из них страдаютБА, у такого же количества пациентов БАдиагностируютполипы в полости носа, усугубляющиееетечение.Обнаруженная взаимосвязь стала доказательствомнеобходимостидифференцированного подхода кконсервативной терапии и профилактике рецидивов
хронического полипозного риносинусита(ХПРС)с учетом ведущего этиологического фактора, особенно значимого для этих пациентовв сочетании с БА.В комплексном лечении больных ХПРС все большее значение приобретают естественные и преформированные физические факторы, обеспечиваемыеметодом спелеотерапии
лечения в условиях микроклимата соляных шахт. Специфический терапевтический эффект
достигается благодаря стабильному оптимальному ионному составу воздуха, наличию мелкодисперсного соляного аэрозоля, низкой бактериальнойобсемененности, когда содержание в воздушной среде микрофлоры составляет до 80 в1 м³, а также отсутствиюаллергенов, высокойионизациивоздуха с преобладаниемаэроионов отрицательного и положительного зарядовлегкойи средней тяжести. У пациентов схроническойбронхолегочной патологией применение спелеотерапии имеет высокуютерапевтическую эффективность,составляядо 97,6%.Учеными исследовано и описано бактерицидное, регулирующееотделение слизи,местное иммуностимулирующее действиеспелеотерапиина слизистую нижних дыхательных путейвследствиеморфологическогои физиологическогоединстваверхнего и нижнего этажадыхательноготракта. Это определяет идентичность механизмов действия усухого аэрозоля хлорида натрия на протяжении всейдыхательнойсистемы. Доказано, чтоэффективностьлеченияпривазомоторныхи аллергических ринитах, составляет соответственно 72% и 87%случаев. Дифференцированная тактика хирургических и консервативных методов лечения приХПРС, поиск новых методов являетсянаиболее перспективным направлениемв современной оториноларингологии, возможности спелеотерапии позволяютулучшить результаты лечения, снизить частоту рецидивов ХПРС,сочетанных с БА,улучшить качество жизни пациентов с данной патологией[9].Увеличение охвата спелеолечением пациентов, нуждающихся в данном виде комплексной терапии, особенно детей, в т. ч. моложе 10 лет, пациентов трудоспособного возраста с использованием наземного спелеолечения, является гарантией качества специализированного лечения при заболеваниях БА, ХОБЛ, органов голоса, слуха и речи. Это практический научный и медицинский вклад в снижение инвалидности пациентов от заболеваний бронхолегочной системы, болезней ухагорланоса, пример медикоэкономической эффективности метода спелеолечения.Дальнейшее научное сопровождение метода, изучение медицинской эффективности различных вариантов продолжительности, комбинирования спелеопроцедур, значительную часть которых обеспечивают медицинские сестры, длительности всего курса позволит обоснованно расширить перечень медицинских показаний к спелеолечению. Важным для дальнейшего развития является научное обоснование медицинских показаний, в частности, болезней кожи (псориаз, нейродермит, атопический дерматит), заболеваний слизистой носа и околоносовых пазух (ХПРС), а также оздоровление при отдельных видах психосоматической патологии.Внимание государства к комплексному решению медицинских проблемв сфере КСЛблагоприятно для улучшения качества жизни людей, имеющих патологию аллергического генеза и болезни органов дыхания, что отражено в этапах развития метода спелеолечения в Республике Беларусьс учетом роли и места медицинской сестры.Как отмечено Президентом Республики Беларусь А.Г. Лукашенко 29.04.2015 г. в обращении с ежегодным Посланием к белорусскому народу и Национальному собранию «Мир и развитие»: «Интеграция образования и науки –веление времени…Первую скрипку здесь играют научные разработки и их внедрение в практику», в связи с чем так актуально воздействие силами медицинской науки на практику улучшения качества жизни людей, получающих санаторнокурортное лечение.ВыводыИз приведенных материалов установлены факторы, позволяющие совершенствовать непрерывное образование медицинских сестер вне направленности сферы их деятельности. Согласно мнению медицинских сестер, отмечено, что перечень несвойственных им функций, выполняемых в больничныхи СКО, содержит 3позиции (раздачапищи, транспортировкаи помывка пациентов). Это вызывает необходимость совершенствования должностных обязанностей медицинских сестер на конкретном месте ее работы, а руководителю обеспечивать кадровое соответствие штатного расписания.Признанный в Минскойдекларации странами Европейского региона ВОЗ принцип охвата всех этапов жизни является необходимым для реализации политики «Здоровье2020» и выполнения Целей устойчивого развития, которому последуют все работники здравоохранения. Его компоненты «Действовать как можно раньше», «Действовать вовремя», «Действовать сообща» конкретизируют новое содержание деятельности, в том числе, врачей и медицинских сестер СКО. Исследование показывает, что означает на практике принцип «Действовать надлежащим образом» в частиобучения медицинских сестер.Среди медицинских сестер терапевтического профиля соответствие выполняемым обязанностям отметили 30,43%, а несоответствие 73,9%. В ответах хирургических медицинских сестер соответствие выполняемым обязанностям отметили 44,82%, а несоответствие 55,17%. В силу специфики хирургической деятельности функциональные обязанности хирургических сестер более конкретизированы, их деятельность является примером командной работы с четким разделением ролей и полномочий. Это отличается от направленности деятельности сестер терапевтического профиля, компонент командной работы тут по большей части отсутствует.Профиль деятельности –терапевтический или хирургический –влияет на выполнение не свойственных сестре функций. Часть хирургических сестер выполняют не свойственные функции (22,8%), в то время как опрошенные медицинские сестры терапевтического профиля такого не отмечают.Метод дозированной и дифференцированно применяемой на базе РБС спелеотерапии при ХПРС в сочетании с БА является высокоэффективным в 97,6% случаев, уникальным для медицинского туризма в РеспубликуБеларусь, нуждается в популяризации в системе дополнительного образования медицинских сестерСКО, являющихся главными проводниками и исполнителями.
Элементы ДО применимы в системе повышенияквалификации медицинских сестер и при сопровождении специальных программ для отдельных категорий специалистов. Показано новое содержание деятельности и учебного процесса в технологиях обучения специалистовСКО с ее спецификой для одного видалечения (спелеотерапии), что дает основания длядальнейшегоулучшениякачества СКЛ за счет возрастания роли и функций медицинской сестры. Подобный комплексный подход к обучению медицинских сестер, работающих в СКО,лежит в русле отечественных и мировых тенденций, политики ВОЗ ис учетом новых научных исследованийпо сестринскому делу.
Ссылки на источники1.http://www.belta.by/society/view/gosudarstvachlenyevropejskogoregionalnogobjurovozpodpisaliminskujudeklaratsiju16759520152.О здравоохранении: Закон Респ. Беларусь, 18 июня 1993 г.№2570XII; в ред. Закона Респ. Беларусь от 10 июля 2012 г.//Консультант Плюс Технология Проф. [Электронный ресурс] /ООО «Юрспектр». –Минск, 2013. 3.Укрепление сестринского и акушерского дела: A64/VR/10 //Шестьдесят четвертая сессия Всемирной ассамблеи здравоохранения, 24 мая 2011г., Десятое пленарное заседание.4.Совещание главных государственных медицинских сестер Европейского региона ВОЗ. Цели и задачи, Варшава, Польша, 7–8 окт. 2011 г. /ВОЗ. Европ. регион. бюро.5.Здравоохранение в Республике Беларусь: офиц. стат. сб. за 2014 г. –Минск: ГУ РНМБ, 2015. –282с.6.Сестринский руководитель в системе первичной медицинской помощи: (для обучающихся на курсах «Организация здравоохранения», «Организация сестринского дела» медицинских вузов и колледжей): монография [электронный ресурс] / Т.В. Матвейчик, А.П. Романова, Л.В. Шваб; Бел. мед. акад. последипломного образования –Минск: ГУ Республиканская научная медицинская библиотека, 2012. –88 с. Режим доступа: http://med.by/content/ellibsci/BELMAPO/matvsest.pdf7.Матвейчик Т.В., Антипова С.И., Савина И.И., Мезина Э.В. Особенности работы амбулаторий врача общей практики глазами врачей //Медицина. –2013. №3(82). С.70—76.8.Мирский, М.Б., Тищенко, Е.М., Хильмончик, Н.Е. Сестринское дело в Белоруссии (17952006): монография /М.Б. Мирский, Е.М. Тищенко, Н.Е. Хильмончик. –Гродно: ГрГМУ, 2008.160с.9.Делендик Р.И., Левченко П.А., Дубовик Н.Н. Спелеотерапия в комплексном лечении и профилактике рецидивов хронических полипозных риносинуситов, сочетанных с бронхиальной астмой: современный взгляд на проблему //Материалы ХVIII международной научной конференции «Здоровье нации –ХХI век» (26.043.05.2014 г. Брюссель, Бельгия) Пермь,2014.с.5861.