Карьерные стратегии выпускников педагогического вуза

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Мальцева К. С., Бавыкина Е. Н., Кейних М. В. Карьерные стратегии выпускников педагогического вуза // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 15. – С. 1421–1425. – URL: http://e-koncept.ru/2016/96202.htm.
Аннотация. В статье представлены результаты исследования, основой для которого послужил проведенный в 2015 году опрос 102 выпускников Алтайского государственного гуманитарно-педагогического университета имени В. М. Шукшина 2014–2015 годов. Были проанализированы факторы карьерного успеха выпускников, среди которых особое внимание обращается на показатели качества образования и соответствия их фактическому месту работы.
Похожие статьи
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
БавыкинаЕ.Н., старший преподавательБийского технологического института (филиала) ФГБОУ ВПО «Алтайский государственный технический университет имени И.И. Ползунова», г. Бийскbawikina.82@mail.ru

МальцеваК. С., студентка ФГБОУ ВО «Алтайский государственный гуманитарнопедагогический университетимени В.М. Шукшина», г. Бийскkrist24052013@gmail.com

КейнихМ. В., студентка ФГБОУ ВО «Алтайский государственный гуманитарнопедагогический университетимени В.М. Шукшина», г. Бийскmashulya_999.91@mail.ru

Карьерные стратегии выпускников педагогическоговуза

Аннотация.В статье представлены результаты исследования,для которого послужил проведенный в 2015году опрос 102выпускников федерального государственного бюджетного образовательного учреждениявысшего профессионального образования Алтайского государственного гуманитарнопедагогического университета имени В.М. Шукшина 20142015годов. Были проанализированы факторы карьерного успеха выпускников, среди которых особое внимание обращается на показатели качества образования и соответствия их фактическому месту работы.Ключевые слова:карьерный рост, карьерное развитие, компетенция, карьерная стратегия, карьера, стратегия.

Карьерная стратегия формируется под влияние множества факторов разного уровня и значения. Набор возможных стратегий задан реальным социальноэкономическим состоянием конкретного общества и региона, непосредственным социальным окружением индивида и его личностными качествами и предпочтениями.Для выявления факторов, влияющих на карьерный рост выпускников государственных Вузов на примере города Бийска, нами был проведён анкетный опрос.Результаты данного исследования позволили нам выявить, каким образом осуществляется карьерный процесс выпускников государственных вузов в реальности, и в конечном итоге выделить карьерные стратегии, реализуемые выпускниками в настоящее время.В ходе исследованиябыл проведен анализкарьерных стратегий выпускников факультета технологии и профессионально педагогического образования Алтайского государственного гуманитарнопедагогического университета имени В.М. Шукшина2014и 2015годов выпуска.Факультет технологии и профессионально педагогического образования готовит специалистов по следующим направлениям: профессиональное обучение (автомобили и автомобильное хозяйство), профессиональное хозяйство (экономика и управление), технология и предпринимательство, технология и предпринимательство, профессиональное обучение (информатика, вычислительная техника и компьютерные технологии). Опрос проводился в декабре2015г. путем электронной рассылки анкет с последующими многократными напоминаниями по электронной почте и телефону.Из 102 респондентов мужчины составили 52% выборки, женщины –48%. Проведем анализ итогов трудоустройства выпускников в2014и 2015гг. Данные представим в виде таблицы.Таблица 1 Итоги трудоустройства выпускников 20142015гг.

факультета технологии и профессионально педагогического образования ФГБОУ ВО АГГПУимени В.М. Шукшина

Количество респондентовТрудоустроеныРаботают по специальности в системе образованияРаботают в сельской местностиПолучают второе высшее образование1029355444

Анализируя таблицу итоги трудоустройства выпускников следует отметить, что из 102 человек трудоустроены93человека, остальные 9выпускников из которых 5 женщин, находящихся в декретном отпуске и 4мужчиныпроходят службу в рядах вооружённых сил. 55% выпускников трудоустроены по специальности работают в системе образования. 45% от общего количества выпускников направлены в сельскую местность.Получают второе высшее образование всего 4 человека. Данные анализа трудоустройства свидетельствуют о хорошем качестве подготовки специалистов и востребованности их на рынке труда.Соответствие работы полученной специальности можно разделить на три категории: полностью соответствует (учитель, преподаватель), частично соответствует (вожатый, воспитатель), совсем не соответствует (продавец, менеджер, охранник). Для того чтобы отследить карьерный рост в каждой из этих группы выделим два вида работников –это руководители и служащие. Проанализировав данные,следует отметить, что 45 % выпускников АГГПУимени В.М. Шукшина факультета технологии и профессионально педагогического факультетазанимают должность полностью или частично соответствующую полученной специальности. Большая часть выпускников не смогли устроится по своей специальности. Основная причина тому низкая заработная плата в сфере образования или отсутствие вакантных должностейв школах г. Бийска. Среди всех выпускников закончивших ВУЗ большая часть являются служащими, но также есть и выпускники занимающие руководящие посты –это вновь говорит о хорошей подготовке в стенах АГГПУимени В.М. Шукшина. Анализируя связь успеваемостии соответствия полученной специальности, приходим к выводу, что связь практически отсутствует, это говорит о том, что большинство выпускников устраиваются на работу благодаря знакомым и родственникам.И еще один важный вопрос: можно ли судить о том, что более значимо для успешной карьеры –широкий профиль или узкопрофессиональная подготовка –на короткой дистанции трудовой карьеры наших выпускников максимум в 2года?Выводы о существовании двух основных стратегий построения карьеры были сделаны нами на основе анализа мотивации последнего трудоустройства выпускников нашего факультета.

Таблица 2Распределение ответов на вопрос «На что Вы, прежде всего, ориентировались, принимая решение о трудоустройстве на последнем месте работы?», %. Не более 3х вариантов ответа.

Возможность сделать карьеру, повысить должность59Хорошая заработная плата 57Возможность более полно реализовать свои знания, замыслы, идеи50Желание работать в известной на рынке, престижной компании25Психологически комфортная атмосфера на работе23Удобный график работы11Желание открыть свой бизнес9Желание самостоятельности9Привлекательный социальный пакет6Желание работать со своими знакомыми, друзьями, родственниками5Близость к дому3Нужно было устроиться на какуюнибудь работу3

Как видим, в иерархии мотивации трудоустройства респондентов абсолютно преобладающими оказались «достиженческие» ориентации и мотивы. На втором плане заработная плата.Приведенные ниже таблицы 35представляют основные характеристики карьерных достижений выпускников факультета –должностные продвижения, уровень заработков и степень удовлетворенности различными аспектами своей карьеры. Таблица 3

Уровень занимаемых выпускниками позиций в компаниях,%

Позиции%Рядовые работники (нет подчиненных)56Руководители низшего и среднего уровня (небольшого или среднего отдела, группы в подразделении)35Руководители высшего уровня9

Таблица 4

Уровень месячного дохода выпускников, %

«Низкий» (до 10тыс. руб.)26«Средний» (от 10до 15тыс. руб.)54«Высокий» (от 15тыс. руб.)20

Таблица 5

Степень удовлетворенности выпускников различными аспектамисвоей карьеры, %

Степень удовлетворенностиЗанимаемой должностьюЗаработкомКарьерой в целомУдовлетворены3178Скорее удовлетворены595449Скорее не удовлетворены62635Не удовлетворены2115Затруднились ответить233

Как видим из таблиц 35, даже в течение менее чем 2летнего периода после окончания вуза доля «успешных» с точки зрения должностного продвижения и величины заработка выпускниковдостаточно высока. Треть респондентов на момент опроса являлись руководителями нижнего и среднего уровней.Средний уровень доходоввыпускников составил 1015 тыс. руб.. Достаточно высоки показатели удовлетворенности выпускников тем, как складывается их карьера в целом,а наименьшее количество –удовлетворенных своими заработками.Самыми очевидными из «аскриптивных» признаков, связанных с должностным ростом и высокими заработками, являются пол и возраст респондента. Выросли до руководителей 63% мужчин и 46% женщин; руководителямистали 17% мужчин и всего 5% женщин. Причем с возрастом эти различия не сглаживаются, а, наоборот, возрастают. В группу с высокими доходами попали 44% мужчин и 19% женщин. Небольшой размер организаций предполагают и большую роль неформальных каналов трудоустройства, значимость «связей». Группа выпускников, добравшихся до высоких руководящих позиций, резко выделяется в сторону меньшей значимости формальных каналов трудоустройства –этот вариант отметили 29% при средней по выборке 43%. Треть руководителей высшего уровня отметили вариант «не искали работу, а открыли собственный бизнес». Существенно меньше доля устроившихся на последнее место работы по формальным каналам и выше значение неформальных репутационнослужебных связей и среди высокооплачиваемых. А вот трудоустроились с помощью товарищей по вузу 24% высокооплачиваемых (по выборке –10%). Не искали работу, а открыли собственный бизнес, 24% высокооплачиваемых (по выборке –7%). То есть, при общем преобладании формализованных способов трудоустройства оказывается, что на «хорошие» рабочие места выпускники значительно чаще устраиваются всетаки по неформальным каналам.Выяснилось, что среди выпускников, которые учились еще гделибо после окончания вуза или продолжают учиться сейчас, выше доля высокодоходных работников (36% против 27% тех, кто не продолжил своего образования), а также тех, кто стал руководителем нижнего звена (41% против 30% не продолживших учиться). Эта разница усиливается в разрезе национальной принадлежности и размера компании. Таким образом, «спрос» на непрерывное образование предъявляют, прежде всего, крупные компании с иностранным капиталом.Подготовка специалистов педагогического профиля изначально ориентирована на тесную связь с практикой. Эта установка присуща как преподавателям, многие из которых сами являются профессиональными педагогами,атак и –в еще большей степени –студентам, требующим как можно большей практической нацеленности образовательных программ. Как видим из таблицы 8, в целом по выборке в группу «очень важных», то есть отмеченных более чем половиной респондентов, попали только дисциплины прикладного блока. Фундаментальные же (или тяготеющие к фундаментальным) предметы оказались в нижней части списка.Таблица 6 Распределения ответов на вопрос «Какие учебные блоки Вы сегодня назвали бы самыми важными для карьеры?», % по столбцам

Блоки дисциплинКоличество респондентов, челПедагогика10Педагогические технологии19Методика преподавания дисциплин25Психология22Конфликтология13Возрастная психология10Экономика 9Право5

На формирование и реализацию карьеры оказывает влияние множество психологических и педагогических факторов. Вопервых, факторы, связанные непосредственно с человеком. Это способности и интересы человека, мотивация, принятие решения о смене ролей и статуса, особенности социализации и т.д. Индивидуальными личностными факторами, препятствующими достижению карьерного успеха, могут быть отсутствие необходимых профессионально важных качеств, низкая мотивация, нерешительность, повышенная тревожность, ориентация на избегание неудач, утилитарные мотивыдеятельности. Вовторых, факторы, связанные с взаимодействием личности с окружающими людьми. Это влияние других людей на профессиональную карьеру человека (родителей, друзей, коллег, руководителей), а также специфика организационной структуры, миссия и цели организации, тип организации, система коммуникации.Главная задача планирования и реализации карьеры заключается в обеспечении взаимодействия его профессиональной и внутриорганизационных карьер. Планирование карьеры заключается в определении целей профессионального развития будущего специалиста и путей, ведущих к их достижению, которые возможно реализовать в процессе профессиональной подготовки в вузе. Развитие карьеры зависит от тех действий, которые предпринимает человек для реализации своего профессионального плана. И в этом контексте молодому человеку необходима помощь в осознании своих профессиональных планов, в соотнесении своих способностей с профессиональными качествами, необходимыми для осуществления той или иной деятельности и т.д.

Ссылки на источники1.Дятлов В.А. Управление персоналом: Учебное пособие для студентов экономических вузов и факультетов / В.А. Дятлов, А.Я. Кибанов, В.Т. Пихало. –М.: Приор, 2008. –235 с.2.Кибанов А.Я. Управление деловой карьерой персонала // Управление персоналом организации. –М.: ИНФРАМ, 2009. –С. 298307.3.Сотникова, С.И. Приоритеты и тенденции движения молодых кадров нефтяной компании / С.И. Сотникова, Г.Н. Волянский // Кадровик. –2012. –№ 11. –С. 7986. 4.Сотникова, С.И. Приоритеты и тенденции карьерного роста наемного персонала в организации / С. И. Сотникова // Вестник Омского университета. Сер. : Экономика. –2007. –№ 2. –С. 1114. 5.Сотникова, С.И. Стратегический подход к управлению конкурентоспособностью преподавателей вуза в инновационной экономике / С.И. Сотникова, О.П. Козлова // Известия Иркутской государственной экономической академии. –2010. –№ 2. –С. 9093.6.Терновская О.П. Особенности карьерных ориентаций студентов на завершающем этапе вузовского обучения: дис. канд, психол. наук: 19.00.07/О.П.Терновская. –М.:2006 –155с.