Особенности предметной олимпиады при изучении психологических дисциплин
Выпуск:
ART 96248
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Терещенко
Н.
Г. Особенности предметной олимпиады при изучении психологических дисциплин // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2016. – Т. 15. – С.
1646–1650. – URL:
http://e-koncept.ru/2016/96248.htm.
Аннотация. Статья посвящена вопросу организации предметной олимпиады как одной из активных форм работы при изучении психологических дисциплин. Раскрыто значение и возможности олимпиады для обучения и формирования профессиональных компетенций, охарактеризованы условия ее эффективного проведения.
Ключевые слова:
профессиональные компетенции, методы активного обучения, предметная олимпиада, активные формы работы, психологические дисциплины, психология развития и возрастная психология
Текст статьи
ТерещенкоНина Геннадьевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии труда и предпринимательстваЧОУ ВПО «Институт экономики, управления и права (г. Казань)», г. Набережные Челныngter@yandex.ru
Особенности предметнойолимпиады при изучении психологических дисциплин
Аннотация. Статья посвященавопросу организации предметной олимпиадыкак одной из активных форм работы при изучении психологических дисциплин. Раскрыто значение и возможности олимпиады для обучения и формирования профессиональных компетенций, охарактеризованы условия эффективного ее проведения. Ключевые слова:предметная олимпиада, активные формы работы, методы активного обучения, профессиональные компетенции, психологические дисциплины, психология развития и возрастная психология.
Основные трудности организации учебной работы по психологическим дисциплинам, с которыми сталкивается преподаватель, обусловлены рядом общих причин. Вопервых, резко возросшим в настоящее время и продолжающим возрастать в области психологии объемом научной информации, которую студенту нужно освоить, а преподавателю, соответственно найти возможности для ее передачи. Вовторых, настоятельной рекомендацией новых образовательных стандартов, являющихся в свою очередь отражением современных требований к специалистам, сочетания необходимости усвоения информации с приобретением практических умений ее применения, овладения конкретными технологиями, составляющих основу профессиональной деятельности. Втретьих, необходимостью формирования готовности у студентов к восприятию в своей работе новых подходов и направлений (формирование профессиональной «установки на новизну», которая представляет собой потребность в восприятии новых тенденций с умением реализовывать их в своей профессиональной деятельности)Средством преодоления является организация учебной работы, которая реализует базовый общеметодологический принцип психологии принцип активного характера субъекта. Этот принцип требует, чтобы студент был понят как субъект, принимающий действенное участие в организации учебной работы. Действенность построения учебной работы с учетом данного принципа обеспечивается доказанной существующей устойчивой зависимостью между эффективностью усвоения большого объема информации, формирования практических навыков и мерой включенности субъекта в учебный процесс. Эффективное усвоение знаний учащимися происходит тогда, когда они проявляют собственную активность в обучении.Важными задачами преподавателя по изучению конкретной дисциплины являются: формирование направленности на изучение предмета, заинтересованности в его глубоком освоении, логическом осмыслении материала, развитие практикоориентированного мышления. Для их решения в дидактике накоплен достаточно большой арсенал разнообразных средств. В современных условиях профессиональной подготовки наряду с традиционными формами учебной работы по предмету (чтение лекций, обсуждение вопросов на семинарских и практических занятиях, на коллоквиумах) в учебномпроцессе используютсяактивные формы работы, в которых студент может раскрыть свой творческий потенциал. Активные формы работы в целях управления формированием мышления включают программированное обучение, проблемное обучение, интерактивное (коммуникативное) обучения [1, 2]. В свою очередь, к интерактивным методам работы относятся:эвристическая беседа, дискуссия, «мозговой штурм», метод «деловой игры» и т. д. Они способствуют активизации познавательной деятельности самого обучаемого, используя опыт, приобретаемый в процессе учебной деятельности, формируют умение творчески мыслить [3].В частности, Б. Ц. Бадмаев отмечает потенциал интерактивных методов для воздействия на интеллектуальную активность, для того чтобы создать «дух соревнования» (соперничества)[4]. Но и от преподавателя также требуется творчество и больше активности при подготовке и во время проведения такого занятия.
Наряду с перечисленными методами в нашей практике преподавания психологических дисциплин на младших курсах положительно зарекомендовала себя предметная олимпиада, описание которой и составляет предмет данной статьи. Сразу отметим, что данный материал не столько теоретический, сколько результат практической деятельности совместного творчества преподавателей со студентами. В приведенном в статье Г.Я.Гревцевойобзоре работ, посвященных предметным олимпиадам в вузе,отмечается роль олимпиады в развитии профессиональной компетенции [5].Олимпиада позволяет решить воспитательные задачи: привить интерес к выбранной профессии, сплотить коллектив в процессе групповой работы, создать условия для оптимальной адаптации ребят в коллективе, в вузе, к преподавателям. Данная задача имеет особое значение для студентов первого курса, так как неофициальная обстановка при проведении активных форм работы позволяет им преодолеть страх выступления перед аудиторией, снизить напряжение.Эта форма работы актуальна для данного возрастного периода, так как подготавливает студентов к дальнейшей серьезной научноисследовательской работе на старших курсах, где ребята будут участвовать в студенческих научнопрактических конференциях. Практическая значимость заключается в том, что, попробовав эту форму работы в учебном процессе, студенты в дальнейшем смогут ее использовать и в своей практической работе.Данная форма реализует и другие функции: мотивационную, обучающую, развивающую, развлекательную, коммуникативную. Ее положительное влияние состоитв том, что она создает условия для мотивации достижения в совместной учебной деятельности, стимулирования и активизации познавательных процессов субъекта. Содействует обобщению знаний по курсу, закреплению материала и контролюзнаний студентов. Способствует развитию коммуникативных навыков студентов, объединению и установлению эмоциональных контактов, навыков публичного выступления перед аудиторией, а также развитию общеучебных навыков. Она обеспечивает благоприятную атмосферу на занятиях, создавая увлекательное «приключение». Предлагаемый нами вариант олимпиады по психологии развития и возрастной психологии содержит некоторые возможные формы работы. Данная дисциплина является одной из базовых по направлению подготовки «Психология», необходимых для дальнейшего освоения психологических дисциплин. Понимание этой значимости важно сформировать у студентов именно на младших курсах, так как опыт такой работы позволяет накапливать понятийный аппарат, обогащать профессиональный словарь.
Процесс работы включает не только проведение самой работы, но и подготовку. На этом этапе ребята информируются о темах, которые будут включены в олимпиаду. Организация мероприятия предполагает создание творческой атмосферы.Важно продумать оформление аудитории, организацию мест для жюри, участников и зрителей. Олимпиада может включать 2 тура: отборочный и основной. В ходе отборочного тура может быть проведена работа с тестовымизаданиями, позволяющая выбрать наиболее сильных участников. Выявленные сильные участники, переходят в основной тур. Основной тур олимпиады традиционно начинается с приветствия. Председатель жюри произносит напутственное слово. Ведущий знакомит присутствующих с составом жюри, счетной комиссией, с процедурами. В ходе основного тура возможно проведение различных конкурсов,названия которых отражают не просто содержание задания, а подчеркивают занимательность предлагаемых вопросов. В выборе названий конкурсов (например, конкурс «Дальше..», «Совет Великих», «Перфорированный текст») мы учитывали, что занимательность это одно из важнейших условий пробуждения интереса. При отборе содержания вопросов опирались на научнопопулярный и исследовательский материал по теме дисциплины. Приведем примеры и содержание нескольких конкурсов.Конкурс «Дальше…» получил свое название в соответствии с известной телевизионной передачей. Каждому участнику в течение минуты предлагается последовательно ответить на 10 вопросов (вопросы зачитывает ведущий). Жюри подсчитывает количество верных ответов каждогоучастника. Пример нескольких заданий данного конкурса для одного участника можно увидеть в таблице 1.Таблица 1 Задания конкурса «Дальше»
№ВопросПравильные ответы1Имя ДарвинаЧарльз2Период жизни ребенка от семи до 1011 лет называютМладший школьный3Доминирующая потребность подросткаВо взрослости4Ведущей деятельностью дошкольника является Сюжетноролевая игра
В конкурсе «Перфорированный текст» каждому участнику выдается карточка с тремя фразами, например, определениями или характеристиками какоголибо термина из курса психологииразвития и возрастной психологии[6].Участникам необходимо вставить в них пропущенные слова. Примерное задание для конкурса представлено в таблице 2.Таблица 2Задания конкурса «Перфорированныйтекст»
№ТекстОтвет11. … называют периоды онтогенетического развития, в которых организм бывает особенно чувствителен к определенного рода влияниям окружающей действительностисензитивными22. Зона ближайшего развития это то, что ребенок может сделать в условиях … с взрослым под его непосредственным руководством, с его помощьюсотрудничества33. Возрастной кризис это период, характеризующийся ……. изменениями, необходимыми для нормального развитиярезкими
В конкурсе «Психологическая мозаика» участникам предлагается известная империодизация психического развития, где включены новообразования, ведущие виды деятельности, сензитивные периоды, и т. д. (например, м.б.использована схема Д.Б. Эльконина). Возрастная карта психического развития дается в разрезанном виде. Путем жеребьевки участники выбирают карточки с указанием возраста и в соответствии с выбранным возрастом они должны выбрать карточки с нужными характеристиками[7].В конкурсе «Угадай возраст» участники выбирают из 10 конвертов 3 варианта характеристик разных возрастных периодов. Задача определить психологический возраст и указать его хронологические границы.Пример задания: «Очень низкие пороги осязательной чувствительности. Восприятие ситуационно. К концу возраста распознает предметы, различает звуки, начинает понимать речь, обращенную к нему. В начале возраста внимание несколько секунд, появляется способность сосредоточиться в течение 12 мин., выделяет близкого человека, может сосредоточиться на лице, наблюдает за игрой ручек, отличает от других. Распределения внимания нет. Память полностью непроизвольная. Роль в запоминании играют частые повторения. Образования условных рефлексов свидетельствуют о наличии памяти следующих видов: памяти на движения, памяти на эмоциональные переживания, в конце возраста формируются представления». Правильный ответ по приведенному описанию младенчество[8]. В конкурсе «Совет Великих» участникам выдается по одному высказыванию или цитате, а также список из фамилий возможных авторов. Необходимо определить, кому принадлежит то или иное высказывание (Таблица3) [9]. Таблица 3Задания конкурса «Совет Великих»
№ТекстОтвет11. Развитие создает возможности, обучение их реализует.Ж.Пиаже22. Главным источником человеческого поведения является бессознательное, насыщенное сексуальной энергиейЗ.Фрейд
В конкурсе «Детский практический психолог» участникам на выбор предлагаются ситуации, с которыми обращаются родители к детскому психологу. Задача участников: объяснить причины явления, дать рекомендации[10, 11].После каждого конкурса жюри оценивает ответы участников, а счетная комиссия представляет результаты в сводной таблице. Оптимальное время для проведения олимпиады 2 астрономических часа. Значение имеет подведение итогов конкурса и организация награждения. В завершении олимпиады ведущий предоставляет заключительное слово жюри. Председатель жюри объявляет победителей. Победители и участники олимпиады награждаются призами, грамотами, подарками. Данный этап опирается на принцип состязательности и оценочности. Элемент состязательности присутствует за счет соревнования команд или при сравнении оценок индивидуальных достижений. Продумывая награды необходимо учитывать их мотивирующую функцию. Основное правило важноедля мотивации это поощрить каждого участника. Кроме указанной необходимо принять во внимание также и такую функцию награды как компенсацияразочарования от проигрыша, поэтому призы могут быть условными или, лучше всего, если они будут вызывать улыбку. Описанная в статье программа прошла апробацию в ходе наших многолетних занятий и может быть перенесена в педагогическую практику[12].
Ссылки на источники1.АндреевВ.И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития / В.И.Андреев. Казань: ЦИТ, 2003. 608 с.2.ЛяудисВ.Я. Методика преподавания психологии / В.Я.Ляудис. М. : УРАО, 2000. 128 с.3.Там же.
4.БадмаевБ.Ц. Методика преподавания психологии: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Б.Ц.Бадмаев. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001. 304 с.5.ГревцеваГ.Я. Педагогическая олимпиада как средство подготовки будущих специалистов к профессиональной деятельности // Концепт. 2015. Современные научные исследования. Выпуск 3. ART85934. URL: http://ekoncept.ru/2015/85934.htm. ISSN2304120X. [Дата обращения: 16.03.2016]6.Шаповаленко И.В. Возрастная психология / И.В.Шаповаленко. М.: Гардарики, 2004 349 с.7.Там же.8.Там же.9.Там же.10.ВолковБ.С., ВолковаН.В. Задачи и упражнения по детской психологии/ Б.С.Волков, Н.В.Волкова. М.: Просвещение, 1991.144 с.11.ВолковБ.С., ВолковаН.В. Детская психология в вопросах и ответах/ Б.С.Волков, Н.В.Волкова.М.: ТЦ Сфера, 2002. 256 с.12.ТерентьеваН.П., ТерещенкоН.Г. Активные формы работы со студентами в процессе изучения дисциплины «психология развития и возрастная психология» // Научный поиск: проблемы и решения в психологии. В 4 ч. Ч 4. / Под ред.: Ю.А.Цагарелли, Н.Г.Терещенко, Н.Д.Султановой. Набережные Челны: Издво ИНПО, 2007. С. 7787.
Особенности предметнойолимпиады при изучении психологических дисциплин
Аннотация. Статья посвященавопросу организации предметной олимпиадыкак одной из активных форм работы при изучении психологических дисциплин. Раскрыто значение и возможности олимпиады для обучения и формирования профессиональных компетенций, охарактеризованы условия эффективного ее проведения. Ключевые слова:предметная олимпиада, активные формы работы, методы активного обучения, профессиональные компетенции, психологические дисциплины, психология развития и возрастная психология.
Основные трудности организации учебной работы по психологическим дисциплинам, с которыми сталкивается преподаватель, обусловлены рядом общих причин. Вопервых, резко возросшим в настоящее время и продолжающим возрастать в области психологии объемом научной информации, которую студенту нужно освоить, а преподавателю, соответственно найти возможности для ее передачи. Вовторых, настоятельной рекомендацией новых образовательных стандартов, являющихся в свою очередь отражением современных требований к специалистам, сочетания необходимости усвоения информации с приобретением практических умений ее применения, овладения конкретными технологиями, составляющих основу профессиональной деятельности. Втретьих, необходимостью формирования готовности у студентов к восприятию в своей работе новых подходов и направлений (формирование профессиональной «установки на новизну», которая представляет собой потребность в восприятии новых тенденций с умением реализовывать их в своей профессиональной деятельности)Средством преодоления является организация учебной работы, которая реализует базовый общеметодологический принцип психологии принцип активного характера субъекта. Этот принцип требует, чтобы студент был понят как субъект, принимающий действенное участие в организации учебной работы. Действенность построения учебной работы с учетом данного принципа обеспечивается доказанной существующей устойчивой зависимостью между эффективностью усвоения большого объема информации, формирования практических навыков и мерой включенности субъекта в учебный процесс. Эффективное усвоение знаний учащимися происходит тогда, когда они проявляют собственную активность в обучении.Важными задачами преподавателя по изучению конкретной дисциплины являются: формирование направленности на изучение предмета, заинтересованности в его глубоком освоении, логическом осмыслении материала, развитие практикоориентированного мышления. Для их решения в дидактике накоплен достаточно большой арсенал разнообразных средств. В современных условиях профессиональной подготовки наряду с традиционными формами учебной работы по предмету (чтение лекций, обсуждение вопросов на семинарских и практических занятиях, на коллоквиумах) в учебномпроцессе используютсяактивные формы работы, в которых студент может раскрыть свой творческий потенциал. Активные формы работы в целях управления формированием мышления включают программированное обучение, проблемное обучение, интерактивное (коммуникативное) обучения [1, 2]. В свою очередь, к интерактивным методам работы относятся:эвристическая беседа, дискуссия, «мозговой штурм», метод «деловой игры» и т. д. Они способствуют активизации познавательной деятельности самого обучаемого, используя опыт, приобретаемый в процессе учебной деятельности, формируют умение творчески мыслить [3].В частности, Б. Ц. Бадмаев отмечает потенциал интерактивных методов для воздействия на интеллектуальную активность, для того чтобы создать «дух соревнования» (соперничества)[4]. Но и от преподавателя также требуется творчество и больше активности при подготовке и во время проведения такого занятия.
Наряду с перечисленными методами в нашей практике преподавания психологических дисциплин на младших курсах положительно зарекомендовала себя предметная олимпиада, описание которой и составляет предмет данной статьи. Сразу отметим, что данный материал не столько теоретический, сколько результат практической деятельности совместного творчества преподавателей со студентами. В приведенном в статье Г.Я.Гревцевойобзоре работ, посвященных предметным олимпиадам в вузе,отмечается роль олимпиады в развитии профессиональной компетенции [5].Олимпиада позволяет решить воспитательные задачи: привить интерес к выбранной профессии, сплотить коллектив в процессе групповой работы, создать условия для оптимальной адаптации ребят в коллективе, в вузе, к преподавателям. Данная задача имеет особое значение для студентов первого курса, так как неофициальная обстановка при проведении активных форм работы позволяет им преодолеть страх выступления перед аудиторией, снизить напряжение.Эта форма работы актуальна для данного возрастного периода, так как подготавливает студентов к дальнейшей серьезной научноисследовательской работе на старших курсах, где ребята будут участвовать в студенческих научнопрактических конференциях. Практическая значимость заключается в том, что, попробовав эту форму работы в учебном процессе, студенты в дальнейшем смогут ее использовать и в своей практической работе.Данная форма реализует и другие функции: мотивационную, обучающую, развивающую, развлекательную, коммуникативную. Ее положительное влияние состоитв том, что она создает условия для мотивации достижения в совместной учебной деятельности, стимулирования и активизации познавательных процессов субъекта. Содействует обобщению знаний по курсу, закреплению материала и контролюзнаний студентов. Способствует развитию коммуникативных навыков студентов, объединению и установлению эмоциональных контактов, навыков публичного выступления перед аудиторией, а также развитию общеучебных навыков. Она обеспечивает благоприятную атмосферу на занятиях, создавая увлекательное «приключение». Предлагаемый нами вариант олимпиады по психологии развития и возрастной психологии содержит некоторые возможные формы работы. Данная дисциплина является одной из базовых по направлению подготовки «Психология», необходимых для дальнейшего освоения психологических дисциплин. Понимание этой значимости важно сформировать у студентов именно на младших курсах, так как опыт такой работы позволяет накапливать понятийный аппарат, обогащать профессиональный словарь.
Процесс работы включает не только проведение самой работы, но и подготовку. На этом этапе ребята информируются о темах, которые будут включены в олимпиаду. Организация мероприятия предполагает создание творческой атмосферы.Важно продумать оформление аудитории, организацию мест для жюри, участников и зрителей. Олимпиада может включать 2 тура: отборочный и основной. В ходе отборочного тура может быть проведена работа с тестовымизаданиями, позволяющая выбрать наиболее сильных участников. Выявленные сильные участники, переходят в основной тур. Основной тур олимпиады традиционно начинается с приветствия. Председатель жюри произносит напутственное слово. Ведущий знакомит присутствующих с составом жюри, счетной комиссией, с процедурами. В ходе основного тура возможно проведение различных конкурсов,названия которых отражают не просто содержание задания, а подчеркивают занимательность предлагаемых вопросов. В выборе названий конкурсов (например, конкурс «Дальше..», «Совет Великих», «Перфорированный текст») мы учитывали, что занимательность это одно из важнейших условий пробуждения интереса. При отборе содержания вопросов опирались на научнопопулярный и исследовательский материал по теме дисциплины. Приведем примеры и содержание нескольких конкурсов.Конкурс «Дальше…» получил свое название в соответствии с известной телевизионной передачей. Каждому участнику в течение минуты предлагается последовательно ответить на 10 вопросов (вопросы зачитывает ведущий). Жюри подсчитывает количество верных ответов каждогоучастника. Пример нескольких заданий данного конкурса для одного участника можно увидеть в таблице 1.Таблица 1 Задания конкурса «Дальше»
№ВопросПравильные ответы1Имя ДарвинаЧарльз2Период жизни ребенка от семи до 1011 лет называютМладший школьный3Доминирующая потребность подросткаВо взрослости4Ведущей деятельностью дошкольника является Сюжетноролевая игра
В конкурсе «Перфорированный текст» каждому участнику выдается карточка с тремя фразами, например, определениями или характеристиками какоголибо термина из курса психологииразвития и возрастной психологии[6].Участникам необходимо вставить в них пропущенные слова. Примерное задание для конкурса представлено в таблице 2.Таблица 2Задания конкурса «Перфорированныйтекст»
№ТекстОтвет11. … называют периоды онтогенетического развития, в которых организм бывает особенно чувствителен к определенного рода влияниям окружающей действительностисензитивными22. Зона ближайшего развития это то, что ребенок может сделать в условиях … с взрослым под его непосредственным руководством, с его помощьюсотрудничества33. Возрастной кризис это период, характеризующийся ……. изменениями, необходимыми для нормального развитиярезкими
В конкурсе «Психологическая мозаика» участникам предлагается известная империодизация психического развития, где включены новообразования, ведущие виды деятельности, сензитивные периоды, и т. д. (например, м.б.использована схема Д.Б. Эльконина). Возрастная карта психического развития дается в разрезанном виде. Путем жеребьевки участники выбирают карточки с указанием возраста и в соответствии с выбранным возрастом они должны выбрать карточки с нужными характеристиками[7].В конкурсе «Угадай возраст» участники выбирают из 10 конвертов 3 варианта характеристик разных возрастных периодов. Задача определить психологический возраст и указать его хронологические границы.Пример задания: «Очень низкие пороги осязательной чувствительности. Восприятие ситуационно. К концу возраста распознает предметы, различает звуки, начинает понимать речь, обращенную к нему. В начале возраста внимание несколько секунд, появляется способность сосредоточиться в течение 12 мин., выделяет близкого человека, может сосредоточиться на лице, наблюдает за игрой ручек, отличает от других. Распределения внимания нет. Память полностью непроизвольная. Роль в запоминании играют частые повторения. Образования условных рефлексов свидетельствуют о наличии памяти следующих видов: памяти на движения, памяти на эмоциональные переживания, в конце возраста формируются представления». Правильный ответ по приведенному описанию младенчество[8]. В конкурсе «Совет Великих» участникам выдается по одному высказыванию или цитате, а также список из фамилий возможных авторов. Необходимо определить, кому принадлежит то или иное высказывание (Таблица3) [9]. Таблица 3Задания конкурса «Совет Великих»
№ТекстОтвет11. Развитие создает возможности, обучение их реализует.Ж.Пиаже22. Главным источником человеческого поведения является бессознательное, насыщенное сексуальной энергиейЗ.Фрейд
В конкурсе «Детский практический психолог» участникам на выбор предлагаются ситуации, с которыми обращаются родители к детскому психологу. Задача участников: объяснить причины явления, дать рекомендации[10, 11].После каждого конкурса жюри оценивает ответы участников, а счетная комиссия представляет результаты в сводной таблице. Оптимальное время для проведения олимпиады 2 астрономических часа. Значение имеет подведение итогов конкурса и организация награждения. В завершении олимпиады ведущий предоставляет заключительное слово жюри. Председатель жюри объявляет победителей. Победители и участники олимпиады награждаются призами, грамотами, подарками. Данный этап опирается на принцип состязательности и оценочности. Элемент состязательности присутствует за счет соревнования команд или при сравнении оценок индивидуальных достижений. Продумывая награды необходимо учитывать их мотивирующую функцию. Основное правило важноедля мотивации это поощрить каждого участника. Кроме указанной необходимо принять во внимание также и такую функцию награды как компенсацияразочарования от проигрыша, поэтому призы могут быть условными или, лучше всего, если они будут вызывать улыбку. Описанная в статье программа прошла апробацию в ходе наших многолетних занятий и может быть перенесена в педагогическую практику[12].
Ссылки на источники1.АндреевВ.И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития / В.И.Андреев. Казань: ЦИТ, 2003. 608 с.2.ЛяудисВ.Я. Методика преподавания психологии / В.Я.Ляудис. М. : УРАО, 2000. 128 с.3.Там же.
4.БадмаевБ.Ц. Методика преподавания психологии: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Б.Ц.Бадмаев. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001. 304 с.5.ГревцеваГ.Я. Педагогическая олимпиада как средство подготовки будущих специалистов к профессиональной деятельности // Концепт. 2015. Современные научные исследования. Выпуск 3. ART85934. URL: http://ekoncept.ru/2015/85934.htm. ISSN2304120X. [Дата обращения: 16.03.2016]6.Шаповаленко И.В. Возрастная психология / И.В.Шаповаленко. М.: Гардарики, 2004 349 с.7.Там же.8.Там же.9.Там же.10.ВолковБ.С., ВолковаН.В. Задачи и упражнения по детской психологии/ Б.С.Волков, Н.В.Волкова. М.: Просвещение, 1991.144 с.11.ВолковБ.С., ВолковаН.В. Детская психология в вопросах и ответах/ Б.С.Волков, Н.В.Волкова.М.: ТЦ Сфера, 2002. 256 с.12.ТерентьеваН.П., ТерещенкоН.Г. Активные формы работы со студентами в процессе изучения дисциплины «психология развития и возрастная психология» // Научный поиск: проблемы и решения в психологии. В 4 ч. Ч 4. / Под ред.: Ю.А.Цагарелли, Н.Г.Терещенко, Н.Д.Султановой. Набережные Челны: Издво ИНПО, 2007. С. 7787.