Влияние гендерных стереотипов на ролевые установки современной молодежи как условие гармонизации личности

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Урусова Л. Х. Влияние гендерных стереотипов на ролевые установки современной молодежи как условие гармонизации личности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 15. – С. 1981–1985. – URL: http://e-koncept.ru/2016/96315.htm.
Аннотация. Статья посвящается актуальной проблеме современной практической науки, связанной с изучением психологических и социально-педагогических особенностей формирования матримониальности в современных условиях. Предлагается решение проблемы комплексного изучения проблемы современной личности и конкретизация условий достижения данного процесса; выявлены структурные компоненты гармоничного развития личности; определены факторы, формирующие всестороннее воспитание подрастающего поколения.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
УрусоваЛаура Хабаловна,к.пед.н.,старший преподаватель кафедры общеправовых дисциплинСеверо Кавказского института (ф) Краснодарского университета МВД РФ,г.Нальчик

Влияние гендерных стереотипов на ролевые установки

современной молодежи как условие гармонизации личности

Аннотация. Статья посвящается актуальной проблеме современной практической науки, связанной с изучением психологических и социальнопедагогических особенностей формирования матримониальности в современных условиях. Предлагаетсярешение проблемы комплексного изучения проблемы современной личности и конкретизация условий достижения данного процесса; выявлены структурные компоненты гармоничного развития личности; определены факторы, формирующие всестороннее воспитание и т.д. подрастающего поколения. Ключевые слова:гармоничное развитие личности, семейное воспитание, воспитательная система, мотивация обучения, матримониальность, маскулинность, фемининность и андрогинность.

В настоящее время множество семей во всем мире переживают кризис в отношениях, и одной из самых частых причин этого являются гендерные предрассудки. Супруги, подверженные стереотипному мышлению просто не могут найти общий язык. В результате этого возникают конфликтные ситуации, которыемогут привести к распаду семьи [1]. Очевидно то, что проблема гендерных стереотипов в обществе является одной из самых актуальных проблем современности, поскольку преодоление устоявшихся стереотипов и установление гендерного равноправия соответствуют целям свободного обществаи свободной личности[2]. Тем не менее, социализация прививает нам различие гендерных отличий и отождествление себя относительно тех из них, которым мы должны следовать исходя из нашего биологического пола, по мнению общества[3].В социологии семьи особое внимание уделяется изучению семейных взаимоотношений, поскольку именно межличностные отношения в семье влияют на её целостность. В частности отношения между супругами во многом формируются под влиянием семейных ролей, относящихся к каждому из них. Всвою очередь семейные роли подчинены ролям социальным, которые зачастую неразрывно связаны с гендерными стереотипами в обществе[4].С давних времен роли в семье были разделены на типично мужские и женские, а любое несоответствие считалось отклонением от нормы. И даже сейчас, когда в обществе пропагандируется равноправие, большинство людей считают, что существуют исключительно женские и мужские обязанности не только в общественной жизни, но и в кругу семьи, в которые противоположному полу лучше не вмешиваться.В современном обществе наблюдаются значительные изменения семейнобрачного института. Это связано с экономическими, социальными, психологическими, культурными преобразованиями, происходящими в нашей стране. Актуальность проблемы семейнобрачных установок у современной молодежи определена непрочностью в обществе, отсутствием общей ценностной системы, что и привелок упадку статуса современного социального института семьи. Изучение уровня сформированностибрачносемейных установок у современной молодежи на практике свидетельствует о том, что в современном обществе нарушена культура психологопедагогической подготовки молодежи к созданию семьи. Таким образом, существует противоречие между насущной потребностью успешного формирования брачносемейных ценностей молодого поколения и разным уровнем сформированности данныхценностей у юношей и девушек [5].В теории и практикиосознается необходимость изучения психологопедагогических особенностей формирования брачносемейных установок у современной молодежи с учетом гендерного аспекта. Это в свою очередь требует уточнения сущности понятий «гендер» и «семейнобрачная установка».Гендер это комплекс социокультурных представлений: ролевые, поведенческие, психологические, физиологические различия между полами, сконструированные социумом.Семейнобрачная установка–это точка зрения индивида в отношении семьи и брака, которая обусловливает степень готовности к данному социальному институту и его поведенческие особенности. Структурными компонентами семейнобрачных установок являются:

эмотивный –заключающийся в представлении себя как объекта брачносемейных отношений, проявляется в позиции человека по отношению к браку.

когнитивный –предполагающий наличие определенных знаний, необходимых для взаимодействия между членами семьи;

деятельностный определяющий психологическую готовность личности к браку.Главными факторами, формирующими брачносемейные установки, являются: социальный стереотипы, брачный менталитет, семья, образовательная среда, но и средства массовой информации. По мнению психологов, нравственнопсихологическая готовность к бракуозначает воспитание требований, обязанностей и общественных ожиданий поведения, которыми представлена матримониальность: юридический и моральный долг по отношению к своему супругу и детям; стремление к коммуникабельности и толерантности; умение приспособиться к психологическим особенностям членов семьи и т.д.[6].Подготовка нынешнего поколения к матримониальной жизни должна содержать формирование определенной степени гендерных норм.С понятием «гендер» связано и два других –это:

маскулинность (мужественность)–это комплекс характеристик, присущих лицам мужского пола[7].

феминность (женственность)–характерная поведенческая модель женщины в определенном социуме.андрогинность присутствие в личности человека на паритетных началах существенных черт как маскулинного, так и феминного типов.Выработка правильных представлений и ценностей семейной жизни должна начитаться враннем возрасте. Матримониальная и родительская социализация, как отмечают психологи формируется уже на втором или третьем году жизни, когда ребенок в семье различает первые примеры мужественности и женственности. Именно супружеское и родительское поведение матери и отца оказывается в роли проводника половых ролей[8].Основная задача подготовки молодежи к семейной жизни заключается в поэтапной помощи подрастающему поколению в формировании супружеских и родительских идентичностей. Юношей и девушек нужно научить выявлять, ставить и ответственно решать совместно с другими членами связанные с семейной жизнью задачи и проблемы. Сформированность гендерных особенностей оказывает непосредственное влияние на усвоение брачносемейных установок в молодом возрасте[9].

Проблемы матримониальности и дисгармония развития личности отражаются во всех сферах жизни ребенка. Так, анализ социологических опросов в различных регионах страны констатирует, что основанием ухудшения здоровья современных школьников выступают не только условия современности, но и недостаточное внимание педагогов к оздоровительной работе с детьми, иррациональная организация учебновоспитательного процесса и низкая разработанность педагогических технологии в общем. Ситуация усугубляется еще и тем, что ориентация современной школы на высокий уровень образования и интенсификацию учебного процесса сочетается ухудшением здоровья учащихся. В рамках инновационных программ, несущих в себе "информационную перенасыщенность", перегруженность учебными предметами, у детей наблюдается риск снижения функциональных возможностей организма и развития предпатологическихсостояний.Итак, что мы имеем на сегодняшний день? Отсутствие у детей интереса к учебе, нежелание всех субъектов учебновоспитательного процесса продолжать свою деятельность в рамках сложившейся системы образования, достаточно низкий уровень здоровья большинства школьников. Отсюда вытекает вывод, что современная школа катастрофически нуждается в изменении существующей тенденции образования, в усовершенствовании средств,методов и технологий преподавания, в применении современных разработок с целью оптимизации учебновоспитательного процесса и обеспечения его здоровьесберегающих основ. А для этого необходимо создание искусственно организованной среды, которая способствовала бы как физическому, так и умственному развитию, не нанося ущерба здоровью, а, напротив, служа его оздоровлению.На сегодняшний день такая мотивоуправляемая воздействующая среда разработана и воплощена в компьютеризованном комплексе "Мотив", апробированная в НИЛ "Биотехника" КБГУ проф., д.п.н. Ю.Т. Черкесовым, к.т.н. В.В. Афанасенко и к.п.н. Л.Х Урусовой."Мотив" состоит из ряда спортивнокомпьютерных тренажеров, дающих возможность в игровой форме реализовывать дифференцированную нагрузку, согласно полу, возрасту и уровню развития детей. Он оснащен авторскими программами тестирования и просвещения ребенка, механизмом ввода измерительной информации в компьютер, биорефлексивной методикой управления поведением ребенка, позволяющей развивать дифференцированную нагрузку в зависимости от его состояния.Мотивацию и интерес у занимающихся создают с помощью игрового или соревновательного режимов, с использованием интеллектуальных заданий при выполнении соответствующих физических упражнений. Мотивация, в данном случае, выступает как побудительная сила к действию,к достижению поставленной цели. Игровая же деятельность сама по себе привлекательна для учащихся любого возраста, тем более что при данных условиях она будет сопряжена с выполнением активных двигательных действий.Кроме того, широкие возможности открываеткомпьютеризация обучения. Авторские программы, которые будут введены в компьютер для обучения с помощью комплекса, позволяют осуществлять не только обучающее, но и воспитывающее воздействие. В зависимости от возрастного контингента учащихся, становится возможным изучение различных учебных предметов (математика, русский язык, физика, информатика и т.д) с соответствующим воспитательным воздействием. При этом обучение приобретает индивидуальный характер, что гак же помогает следить за личными успехами в развитии учащихся и корректировать их в случае необходимости.Особую актуальность получает использование комплекса "Мотив" в работе с детьми дошкольного возраста и младшими школьниками средней общеобразовательной школы №23 г. Нальчика, поскольку игра для них выступает значимой деятельностью и вызывает качественные изменения в их психике. А, значит, через нее можно будет более успешно воздействовать на интеллект детей с целью развития их умственных и творческих способностей, а так же в доступной форме осуществлять воспитательный эффект. Именно на этих возрастных этапах необходим индивидуальный подход и пристальное внимание к физическому развитию каждого отдельно взятого ребенка, а так же забота и сохранение их здоровья.Таким образом, разработка и внедрение технических, электронных и программных средств содействия обучению и физического влияния могут оказывать содействие развитию гармонично развитой личности. Дидактическая результативность информационных технологий обучения значительнее, чем традиционные методы и средства обучения, а соревновательноигровые технологии создают неизменную заинтересованность в получении знаний и физического развития. Главной целью образовательновоспитательной системы должно стать создание гуманистической атмосферы, ориентированной наличностный подход в формировании каждого ребенка. Такой подход требует коренных изменений и содержания, и методов, и самих форм организации учебного процесса, изменений самого типа школы, где образовательный процесс будет осуществляться в форме диалога культур

национальной школы, например [10].На формирование гармонично развитой личности влияют также факторы, связанные с гендерной толерантностью проблема, приобретающая особую острость в модернизированном социуме [11]. В вопросе воспитания нет неважных вещей. Воспитывает ребенка каждый наш поступок, каждое наше слово, поэтому воспитание следует начинать с себя. Став родителями, любое свое действие следует рассматривать уже не как обоснованную реакцию на чтото внешнее, потому что объяснение можно найти всему, а как модель поведения для ребенка. Присутствие двойных правил для себя и для детей тоже чреваты тем, что ребенок не будет воспринимать правила всерьез и всячески пытаться их обойти, тем сильнее, чем жестче и необоснованнее они будут. Поэтому папа, играющий в агрессивную компьютерную игру или мама, курящая с подругой, учат ребенка не формальными запретами, а своими действиями: это можно. А запреты всего лишь превращают эти недозволенные вещи в притягательный запретный плод. Чтобы ребенок прислушивался к родителям, родители должны прислушиваться к нему. Детские просьбы нельзя оставлять без внимания, что вовсе не означает необходимость обязательно их выполнять. Их следует рассмотреть, обсудить и объяснить, почему их можно или нельзя выполнить. Желания и жалобы ребенка так же важны для него, как и для взрослого, и даже более того: они важны и для взрослого. Эмоции ребенка гораздо острее, один негативный опыт может повлиять на все его мировосприятие, сформировав негативноеподсознательное отношение. Конечно, мы не можем знать, что ребенок оставит без внимания, а на что среагирует с неожиданной силой. Но постоянное внимание, интерес к его переживаниям и желаниям, сочувствие и поддержка помогут ребенку видеть в родителе друга, а не недруга, того, к кому можно прийти за советом и помощью. Ведь именно изза недоверия родителям подростки кидаются в крайности. И наличие взаимопонимания между родителями и детьми станут гарантией того, что ребенок переживет этот непростой для него период взросления не один против всего мира, а с поддержкой и пониманием взрослых, которым он доверяет. Поэтому уважение, искренность, взаимопонимание в семье –вот те важные составляющие воспитательного процесса, которые помогут личности ребенка сформироваться максимально гармонично.

Ссылки на источники1.Урусова Л.Х. Гендерное формирование матримониальности у современной молодежи//Инновационные технологии научного развития: сборник статей Международнойнаучнопрактической конференции (25 октября 2015г., г. Пермь). / в 2 ч. Ч.2 Уфа: Аэтерна , 2015. –286с. С. 259261.2.Урусова Л.Х. Воспитание свободной личности: дифференцированный подход//Вестник Кемеровского государственного университета. 2015.№ 12 (61). С. 128130.3.Урусова Л. Х. Социализация молодежи в этнической педагогике адыгов// Концепт. –2013. –Современные научные исследования. Выпуск1. –ART 53654. –URL: http://ekoncept.ru/2013/53654.htm. –ISSN 2304120X.[Дата обращения 15.03.2016].4.Урусова Л.Х. Гендерное формирование матримониальности у современной молодежи//Инновационные технологии научного развития: сборник статей Международной научнопрактической конференции (25 октября 2015г., г. Пермь). / в 2 ч. Ч.2 Уфа: Аэтерна , 2015. –286с. С. 259261.5.Бабанский Ю.К. Педагогика: Курс лекций/ Ю.К. Бабанский. М.: Просвещение, 1988. 354с.6.Гурко Т.А. Брак и родительство в России М.: Институт социологии РАН, 2008. 325 с.7.Урусова Л.Х. К вопросу о современном отцовстве и маскулинности//Вестник Кемеровского государственного университета. 2015.№ 24 (62). С. 8184.8.Урусова Л.Х. К вопросу о современных проблемах гендерного воспитания// Социальногуманитарный вестник Юга России. Краснодар: ЦСПИ «Премьер», № 1 (32), 2013, с. 1101139.Урусова Л.Х. Психологопедагогические особенности формирования семейнобрачных установок у современной молодежи: гендерный аспект//Инновационные технологии научного развития: сборник статей Международной научнопрактической конференции (25 октября 2015г., г. Пермь). / в 2 ч. Ч.2 Уфа: Аэтерна , 2015. –286с. С. 220223.10.Урусова Л.Х. Национальная школа как эффективное средство преемственности социальных практик//Исследование различных направлений развития психологии и педагогики: сборник статей Международной научнопрактической конференции (10 января 2016г., г. Самара). / в 2 ч. Ч.2

Уфа: Аэтерна, 2016. 172с. С. 110112.11.Урусова Л.Х. Гендерная толерантность в современном обществе//Вестник Кемеровского государственного университета, 2014, Выпуск 2 том 2 (№2(58)т.2) –c. 122 –124