Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье у детей старшего дошкольного возраста

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Кондрашова Н. В., Каргина М. В. Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье у детей старшего дошкольного возраста // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 15. – С. 2036–2040. – URL: http://e-koncept.ru/2016/96327.htm.
Аннотация. В статье охарактеризованы особенности и научно-теоретические основы формирования у детей старшего дошкольного возраста уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье. На основе обобщения современных достижений педагогической теории и практики описаны целевые ориентиры, эффективные формы и методы работы в этом направлении.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Каргина Мария Васильевна, студентка 3 курса факультета среднего профессионального образования ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е.Евсевьева»

Кондрашова Наталья Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики дошкольного и начального образования ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсевьева», г. Саранскnatakondrashova@mail.ru

формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье у детей старшего дошкольного возраста

Аннотация. В статье охарактеризованы особенности и научнотеоретические основы формирования у детей старшего дошкольного возраста уважительного отношенияи чувства принадлежности к своей семье. На основе обобщения современных достижений педагогической теории и практики описаны целевые ориентиры,эффективные формы и методыработы в этом направлении.Ключевые слова: семья, детский сад, уважение, чувство, дошкольник, ФГОС,проект, игра, психологопедагогическое условие, критерий

Воспитание уважения детей к семье, родителям и старшим поколениям, подготовка личности к браку и семейной жизни на основе традиционных семейных и нравственных ценностей являются основопологающими задачами воспитаниядуховнонравственной личности. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования подчеркивается необходимость формирования у ребенка основ личностной культуры будущего гражданина и семьянина. Ценно, чтов той картине мира, которая должна сложиться у ребенка к концу дошкольного возраста, особое место занимает семья, представления о ней, развитие уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьииобщества[13].Семья для дошкольника это важный социальный институт, которыйсвязывает его жизнь с обществом. В семье создаются ценные социальнонравственные взаимоотношения между взрослыми, взрослыми и детьми, формируются черты характера, нравственные чувства и социальнозначимые качествадетей.Дошкольное детство этосензитивныйпериод в решении задач по формированию уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье. Необходиомсть решения даннойзадачив работе с детьми старшего дошкольного прописана в современных программах, разработанных в соответствии сФГОСдошкольного образованияВ общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» основная работа по семьеведению отражена в образовательнойобласти «Социально–коммуникативное развитие». В программе предусматриваетсярасширениепредставленийребенка об изменении позиции в связи с взрослением (ответственность за младших, уважение и помощь старшим, в том числе пожилым людям и т. д.), углубление представлений ребенка о себе в прошлом, настоящем и будущем, о семье и ее истории, формирование уменийсоздавать простейшее генеалогическое древо с опорой на историю семьи, расширениепредставленийоместе и профессиииродителей,общественной знаимости ихтруда, поощрениепосильногоучастиядетей в подготовке различных семейных праздникови пр.[4].Авторский коллектив программы«Детство» в образовательной области «Социальнокоммуникативное развитие» запланировалзадачи, направленные на воспитание доброжелательного отношение к людям, уважения к старшим, дружескихвзаимоотношений со сверстниками, заботливогоотношенияк малышам. В содержании образовательной деятельности предусмотрено обогащение представлений о семье, семейных и родственных отношениях, очленахсемьи, ближайшихродственникахпо линии матери и отца. Предусмотрено создание условий дляпониманиятого, как поддерживаются родственные связи (переписка, разговор по телефону, посещенияилиэлектронная почта), как проявляются в семье забота, любовьилиуважение друг к другу, углубление представлений детей о некоторых семейных традициях,любимых занятияхчленов семьи, о поведении в случае болезни когото из членов семьии важности проявления уважительного отношения к пожилым людям в семье. В рамках образовательной области «Познавательное развитие»предусмотрено решение следующих задач: обогащениепредставленийо людях, их нравственных качествах, гендерных отличиях, социальных и профессиональных ролях, правилах взаимоотношений взрослых и детей, формирование представлений о многообразии социальных ролей, выполняемых взрослыми, закреплениепредставлений о себе и семье(своем имени, фамилии, поле, возрасте, месте жительства, домашнем адресе, увлечениях членов семьи, профессиях родителей)[5].В программе «Истоки» прописаны задачи, направленные наформирование у детей доброжелательного отношения другк другу на основе понимания эмоционального состояния другого, чувства принадлежности к своей семье, сообществу детей, поддержаниеинтересаи вниманияк окружающим взрослым и детямичленам своей семьи(например, предложить ребенку узнать у них про их детство, про любимые игрушки и игры, про самые запоминающиеся эпизоды из детства и т.п., которые могут оказаться созвучными интересам и чувствам самого ребенка), побуждениепроявлять добротуилизаботу о другом человеке, участвовать в различных видах деятельности рядом и вместе с другими детьми, не мешая им.В рамкахраздела«Познавательное развитие» предусмотрено, чтобы педагог обсуждалс детьми, сколько им лет, что они умеют делать, какими они были маленькими, какими станут, когда немного подрастут, а также просилих рассказывать о своей семье, занятиях илиувлечениях родителей, бабушек, дедушек, старших и младших братьях илисестрах)[6].Учеными О. А. Вороновой и Л.В. Коломийченко разработана специальная программа семейнополового воспитания детей дошкольного возраста «Семьеведение для малышей»[7]. В публикациях Л.В.Коломийченко и ее соавторов отражены основные разделы и целевые ориентиры организации работы по семьеведению, формированию у детей положительного отноешния к своей семье. Как праваило послеживаются 4 ключевых блока: 1)знания осемье (изучение состава семьи; выделение многоролевого поведения каждого члена семьи (мужчина

папа, дедушка, сын, брат; женщина

мама, бабушка, дочь, сестра); определение взаимоотношений детей всемье(играют, помогают взрослым, дружат, поддерживают друг друга, заботятся друг одруге); выделение типов семей(многодетная, однодетная, полная, неполная); моя будущая семья(счастливая, дружная, любящая, здоровая; знакомство со знаменитыми семьями России.); 2)знание осамом себе (знание имени, фамилии, отчества, возраста; любимые игры в «Семью» ироли вних (папа/мама, сын/дочь, старший(ая) или младший(ая) брат/сестра, дядя/тетя); будущие семейные роли папа/мам, дядя/тетя); 3)знание о маме и папе (мама и папа члены семьи; мама заботливая, любящая, нежная, добрая, ласковая, трудолюбивая, вежливая, ответственная, альтруистичнаяиуделяющая детям много времени; папа

сильный, мужественный, трудолюбивый, заботливый, серьезный, успешныйиобеспечивает материальное благополучие семьи и т. п.); 4)знаниеоб особенностях мамы ипапы девочки имальчика (мама

женщина, папа мужчина, ребенок мальчик или девочка; различия по внешнему видуивидам деятельности (мужчины как отца, женщины как матери): спорт, труд, отдых; качества мужчин иженщин)[79].

На основе анализа всех выше указанных программ)[47]можно выделить основные целевые ориентирыи критерии для определения сформированности уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье: ребенок уверенно называет свои имя и фамилию, имена и отчества своих родителей,дедушек и бабушек)ребенок понимает родственные отношения(мама, папа, родители, бабушка, дедушка, брат, сестра, сын, дочь, внук, внучка, муж, жена, дядя, тетя, племянник, племянница), называетслова, обозначающие родство(мама, папа, родители, бабушка, дедушка, брат, сестра, сын, дочь, внук, внучка, дядя, тетя, племянник, племянница, двоюродный брат, двоюродная сестра, прадедушка, прабабушка);дошкольник проявляет интерес к истории своей семьи и ее традициям;дошкольник проявляет эмоциональную отзывчивость на состояние близких друзей, уважительное отношение к членам своей семьи,старается радовать старших своими хорошими поступками;ребенок готов или стремитьсяпроявлятьсвою заботу о родных и близких, помогая им, выполняя свои домашние обязанности;дошкольник проявляет интерес и уважение к профессиональной деятельности своих родителей,ребенок проявляет любовь к родителямиинтересуется жизнью семьии т.д.Обобщая современные достижения педагогической теории и практики,следует отметить, что в настоящее время накоплен опыт формирования у детей дошкольного возраста представлений о себе и своей семье,использования эффективных средств и метоввоспитания уважительного отношения к своим родственникам.К примеру, вдетскомсаду№50 «Дефектолог» Московской области воспитание у детей положительного отношение к семье и родному дому реализуетсякомплексно и посредством разных видов деятельности. Практикуются: сюжетноролевые игры («Семья», «День рожденья»,«Магазин»и«Больница»), инсценировки («Три мамы», «Сказка для мамочки») и игрыдраматизации по сказкам, дидактические игры («Кем быть», «Кому,что нужно для работы», «Чьи детки?»)и строительные игры («Мебель для дома» и пр.), тематические занятия(«Что значит наши имена», «Сад моей семьи»), знакомство с профессиями родителей, экскурсии, создание альбомов«Моя семья» или «Наша группа», составление творческих рассказов («Моя семья», «Как я помогаю дома», «Как семья провела лето»и т.д.), создание картотекипальчиковых игр по теме используемых в разных видах деятельности, беседы и встречи на тему «Кем работают мои родители», чтение художественной литературы на тему «Семья», создание книжки «Пословицы и поговорки о семье», рисование на тему «Семья» ипортреты, изготовление подарков для мам, приглашений, открыток для членов семьи[10].ВГДОУ №93 Фрунзенского района, г.СанктПетербургпривлекаютродителей к групповым и индивидуальным мероприятиям, способствующим совместной деятельности родителей и детей, а также содействующие воспитанию у детей чувства принадлежности к своей семье. Широко применяются следующиеформы работы с родителями:беседы;консультации(«Воспитание самостоятельности и ответственности», «Как организовать труд детей дома»), совместные конкурсы(«Дары Осени», «Мой гербарий» поделки из природного материала, поделки из овощей, сезонные выставки совместных работ «Новогодние игрушки»), совместные работы детей и родителей на разные темы(«Моя семья», «Спортивная семья», «Как я провел лето», оформляется фотоальбом, к которому ребята потом постоянно обращаются, показывают друг другу фотографии своей семьи. Практикуется проектная деятельностьс участием родителей на тему «Я и вся моя семья». Во время реализациидетскородительский долгосрочного проекта веласьактивная работа по созданиюродословной,гербаи девиза семьи,проведениюдосугов ипраздников(«День матери», «Папа, мама, я –дружная семья», «Веселые старты»)и пр.Кроме того, для родителей организовываликонсультации, групповые и общие родительские собрания, конференции, выставки, лекции, кружки,оформлялтсьинформационные и тематические стенды, фотомонтажи,проводилисьвечера вопросов и ответов, встречи за круглым столом[11].Педагоги детского сада «Лесовичок»в г. Королев организовывают тематические недели на тему «Моя семья», во время которых проводятся: беседы(«Секреты семейного счастья», «Моя семья», «Моя мама –лучше всех», «Мужчины и женщины в семье»), разгадывание ребуса «7 Я», рассматривание тематических альбомов(«Материнство», «Отцовство», «Детство»), рассматривание картин(А.Дейнека «Мать», И. Кинчев «Я и моя мама»), рассматривание сюжетных картин и фотографий по теме, составление рассказов о родственниках и их судьбах, интересных случаях из жизни, составление рассказа «Как мы отмечаем семейные праздники», беседыдиалоги(«Радуй маму», «Почитай родителей», «Береги маму»), составление описательных рассказов («Мои родители трудятся», «Я хочу быть похожим…»), сюжетноролевые игры по семейной тематике и их варианты («Семья», «Поход в магазин семьей», «Бабушка приехала в гости»), разыгрывание стихотворений о семье, и её членах;дидактические игры(«Родословная», «Кому что нужно», «Домашние обязанности», «Кто, чем занят», «Новоселье», «Один дома», «Одна дома», «Кому что»), дидактическая игра с куклоймладенцем «Купание малыша», интервью «Для чего существуют папы и мамы»; этические беседы («Мы с папой в доме заботливые мужчины», «Мы с мамой в доме заботливые женщины»); составление рассказов (в том числе, по типу незаконченных предложений(«В чем мужчины и женщины сходны и чем отличаются друг от друга»), конструирование из легоконструктора «Мой дом», составление коллажа, альбома «Моя семья», рассматривание картин(Д. Жилинский «Семья», «Молодая семья. Ожидание»; Е.Романова «Портрет семьи писателя В. Шукшина»; Т. Яблонская «Свадьба»), рисование портретов мамы, папы, бабушкиилидедушки, аппликация «Портрет семьи», дидактическое упражнение «Создай портрет члена своей семьи», чтение художественнойлитературы (В. Осеева «Почему? », Б. Заходер «Никто», В.Берестов «Читалочка», Ю. Яковлев «Мама», У. Раджаб «Как пройти к отцу», Я.Сегель «Как я был мамой»), разучивание пословиц и поговорок о семье),исполнение песен («Хорошо рядом с мамой» (муз.А Филиппенко), «Мамина песенка» (муз. М. Парихаладзе), слушание музыки («Дедушкин рассказ» (Н Любарский).Кроме того организуются педагогические игровые ситуации (забота о маме –подать руку; открыть дверь, если заняты руки; подать или принести какойлибо предмет; помощьв домашних делах; уход во время болезни). Детипопадают в ситуации нравственного выбора в воображаемом плане и реальный ситуации (например, отказаться от чегото приятного или выгодного в пользу интересов и потребностей близкого человека, друга и др.), Практикуется привлечение родителей к проектной и творческой деятельности (например, проект «Моя родословная» (генеалогическое древо), создание папкипередвижки«Как воспитать у детей доброту и отзывчивость», совместные с родителями и детьми мероприятия конкурс «Мы творцы, мастера, фантазеры!», партнерская выставка детскоговзрослого творчества «Папа может…», привлечение родителей к пополнению уголков, созданиюколлекций, изготовление семейных альбомов, организуется выставка домашних игрушек(«Во что играли в детстве мамы и папы, бабушки и дедушки и во что играют дети сегодня»)с сопровождением рассказов взрослых о своих играх и игрушках и совместными с детьми играми. Широко используется чествование матерей и отцов(вручение грамот, благодарственных писем отцам и матерям, проявляющим родительскую ответственность и общественную активность,вручение родителям «наград» за отцовское и материнское чадолюбие, сделанных педагогами и детьми)[12].В Автономной некоммерческой организации дошкольного образования «Планетадетства «Лада» детский сад №134 «Веснушки» г. Тольятти, Самарская области Киндерова О. И. и Шевченко Л. А. организуютвзаимодействиедетского сада и семьи посредствомпроектной деятельностии музейной педагогики. В рамках семейных художественнотворческойдеятельностибыли реализовано несколько проектов («Ты взрослый, я ребенок», «Цветок семейного счастья», «Герб моей семьи») направленных наукрепление семьи, вовлечение детей и взрослых в творческий процесс,общение родителей и детей.В ходе реализации проектов дети собирали материалы о своих родных и близких, среди которых были фотоархив, сама история, рассказанная ребёнком со слов родителей, ромашка имён («Как меня называют дома»), генеалогическое древо семьи, герб семьи. После этого в группе каждый ребёнок рассказал о своей семье, своих родителях.Традиционную форму родительского собрания педагоги заменилиновыми нетрадиционными познавательными формами, такими как «КВН», «Семейная гостиная», «Круглый стол», «Поле семейных чудес», «Семейное Ток шоу», презентации «Мой дом моя крепость», в которых семьи сплачиваются, раскрываются со всех сторон, узнают о семейных праздниках, традициях в других семьях. Такие формы направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду.Активно использовалсяметод игрового моделирования поведения Арнаутовой Е. П., в результате которого родитель вступалв игровое взаимодействиеиполе его зрения на воспитательную проблему расширялось (он могпоставить под сомнение собственное представление о ребенке, его семейной принадлежности). Применяя этот метод, по пятницам организовывали«Вечерние игралкизаседалки», на которых предлагалиродителям различные задания в проигрывании ситуаций(«Успокойте плачущего ребенка, не желающему уступить место пожилому человеку», «Найдите подход к ребёнку, не желающему выполнять вашу просьбу» и т. д.), либо ситуации, возникшие между детьми.Огромной популярностью среди детей и родителей пользовалисьсовместные праздники, которые сближаличленов семьи, находилиэмоциональный отклик в сердцах детей. Широкое распространение получилипраздникидосуги («Сядем рядком, да поговорим ладком», «Нет роднее дружка, чем родная матушка», «Папа, мама и я

спортивная семья» и др.). Кроме того, в детскомсаду был создан семейный музей, т.е.специально спроектированная интерактивная образовательная среда, в пространстве которой решалисьзадачи формирования у детей направленности на мир семьи. В музее хранилисьпредметы (экспонаты), несущие определенную историческую ценность для отдельно взятой семьи, отражающие жизнь конкретной семьи в совокупности индивидуальных проявлений в различных сферах деятельности. Были созданы миниэкспозиции(«Вот оно какое, семейное лето!», «Большая книга сказок о маме», семейныесказки «Из уст в уста», выставки «Игрушки детства родителей», «Бабушкины куклы», «Семейные реликвии» и др.).Также в музее выставлялисьсемейные коллекции(«Марки России», «Календарики», «Монеты», «Новогодние игрушки» и др.). Совместное сотрудничество изаинтересованность педагогов, детей и родителей способствовали зарождению и функционированию музея семьи.В группах организуются «Фотоколлажи»и«Фото репортажи» на разные темы:(«Мир детства мам и бабушек» (пап и дедушек), «Активный отдых с внуками», «Папа, мама и я вазовская семья», «Папа, мама, брат (сестра) и яздоровая семья!» и т. д.)ежемесячные выпуски тематических «Семейных журналов»(«Хобби моей семьи», «Традиции моей семьи», «Самый интересный семейный выходной», «Самая дружная семья моя!»), которые вызывают положительное и эмоциональное отношение детей к семьеи др.[13].ВМБДОУ детский сад № 2 «Родничок» сложилась система работы по формированию семейных ценностей и традиций посредствоморганизациисовместной проектной деятельности детей и взрослых. В ДОУ реализуется проект «Мамина школа», основная цель которогоорганизовать сотрудничество педагогов и родителей для успешной адаптации и ранней социализации детей, вновь поступающих в детский сад. Выбрана модель родительского «всеобуча». Родительский «всеобуч»планируется педагогами исходя из запросов родителей, уровня их образования, конкретной ситуации в группе. Формы проведения его разнообразны: консультация, деловая игра, круглый стол, практикум, обмен мнениями. Педагоги чаще всего используютновые формы взаимодействия с родителями: совместные проекты («К нам идёт Новый год!», «Минимузей в образовательном пространстве группы»,«Семейное портфолио», «Здоровый ребёнок в здоровой семье»). Повышению социальновоспитательной функции семьи содействует совместная деятельность по подготовке театрализованных праздников, досугов, спортивных мероприятий, а также привлечение родителей для участия в муниципальных акциях и мероприятиях(«Лыжня России», «Кросс Наций», «Замечательный люди», «Дни милосердия»).Проводятся совместные мероприятия: акция «Гость группы», спортивные соревнования «Папа, мама, я –спортивная семья» в рамках проведения малой зимней олимпиады, выставки совместного творчества, посвященныхдню Матери, Дню защитников Отечества.Кроме того родители привлекаются к участию в различныхвидахдеятельности(организуетсясистематическая работа по теме «Правила дорожного движения дело семейное»: конкурс «Ёлка безопасности», акции «Замечательные люди», «Молодёжь + ПДД= безопасность», конкурс «Грамотный велосипедист»)[14].Итак,формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье у детей старшего дошкольного возраста актуальная задача в области дошкольного образования, которая отражена в современных программнометодических документах и ФГОС. Система отношений ребенкадошкольника с миром весьма разнообразна и сложна, поэтому в условиях современного детского сада необходима многоуровневая работа: 1) формирование у детей знаний о своей семье,родственных отношениях, семейных традициях и родословной; 2) вовлечение родителей в совместную детскородительскую культурнодосуговую и проектную деятельность, повышение педагогической и общей культуры родитетей как внутри детского сада, так и за его пределами; 3) обновление развивающей предметнопространственной средыи усиление социального партнерства с учреждениями культурномассовой или социальнопедагогической среды для консолидации усилий по приобщению детей к семейным ценностям, сближению детей с родителями, бабушками и дедушками и пр.

Ссылки на источники 1.Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 № 30384) URL: www.consultant.ru2.Кондрашова Н. В., Шорчева М. О. Нравственнодуховное воспитание дошкольников посредствомнародных сказок // Концепт. –2014. –№ 4. URL: http://ekoncept.ru/2014/14080.htm3.Кондрашова Н. В. Духовнонравственное воспитание дошкольников посредством игровой деятельности в условиях поликультурного региона // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. –2012. –№ 7 (81). URL: http://ej. kubagro.ru/2012/07/pdf/45.pdf

4.От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М.А.Васильевой. М.: МОЗАИКАСИНТЕЗ, 2010. 304 с.5.Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. —СПб.: ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВОПРЕСС», 2014. —280 с.6.Истоки: Примерная образовательная программа дошкольного образования. Л.А. Парамонова, Т.И. Алиева, Т.В. Антонова и др. 5е изд.М.: ТЦ Сфера, 2014. —161 с/7.Коломийченко, Л.В. Семьеведение для малышей: Программа семейнополового воспитания детей дошкольного возраста / О.А. Воронова, Л.В. Коломийченко. –Пермь, 2007. –121 с.8.Коломийченко Л. В. Социальное развитие детей дошкольного возраста в культурологической парадигме образования : автореферат дисс…дра пед.наук.

Челябинск –2008. –43 с.9.Сергеева Р. Н., Головенко В. Э., Гильманова Л. В. Пути формирования образа семьи у старших дошкольников [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VII междунар. науч. конф. (г. Самара, август 2015 г.). Самара: Асгард, 2015. –URLhttp://www.moluch.ru/conf/ped/archive/202/8610/10.«Моя семья». Система работы по формированию у дошкольников положительного отношения к семье, родному дому. Детский сад 50. URL: http://50ds.ru11.Нравственное воспитание дошкольника в семье Детский садГДОУ №93 Фрунзенского района, г. СПб. URL:http://dohcolonoc.ru12.Современные формы работы дошкольного учреждения с семьей МО г. Королев Детский сад «Лесовичок».URL:http://dslesovichok.ru13.Киндерова О. И., Шевченко Л. А. Пути формирования семейной принадлежности старших дошкольников в условиях реализации ФГТ // Теория ипрактика образования всовременном мире: материалы III междунар. науч. конф. (г. СанктПетербург, май 2013 г.). СПб.: Реноме, 2013. С. 5558.14.МБДОУ Детский сад №2 «Родничок» Рефтинский Свердловская область Деятельность детского сада по формированию семейных ценностей http://reftrodnichok.ru