Физкультурно-оздоровительные технологии физического воспитания сотрудников ОВД

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Гусев А. А. Физкультурно-оздоровительные технологии физического воспитания сотрудников ОВД // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 15. – С. 2461–2465. – URL: http://e-koncept.ru/2016/96413.htm.
Аннотация. Статья посвящена проблеме профилактики, снижению риска заболеваний и восстановлению работоспособности сотрудников ОВД. Автор описывает различные физкультурно-оздоровительные технологии, использование которых способствует оздоровлению сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма; коррекции фигуры тела; профилактике различных заболеваний; развитию физических качеств; восстановлению после трудовой деятельности сотрудников ОВД.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Гусев Андрей Анатольевич,кандидат педагогических наук, начальник кафедры физической подготовки сотрудников ОВД ФГКОУ ДПО «Тюменский институт повышения квалификации сотрудников МВД России», г. Тюменьtui_fis@mail.ru

Физкультурнооздоровительные технологиифизического воспитания сотрудников ОВД

Аннотация.Статья посвящена проблеме профилактики, снижениюрисказаболеваний и восстановлению работоспособности сотрудников ОВД.Автор описывает различные физкультурнооздоровительные технологии, использование которых способствует оздоровлению сердечнососудистой и дыхательной систем организма; коррекции фигуры тела; профилактики различных заболеваний; развитию физических качеств; восстановлению после трудовой деятельности сотрудников ОВД.Ключевые слова:сотрудники ОВД, физкультурнооздоровительные технологии, аэробика, бег, стретчинг,дыхательная гимнастика,пилатес,хатха йога,калланетика,физическая реабилитация.

К факторам, влияющим на физическое состояние и здоровье сотрудников полиции относятся как физические факторы (климат, загрязнение окружающей среды), так и социальные, в частности –служебная деятельность. Большинство нарушений здоровья, которые являются причиной нетрудоспособности можно предотвратить с помощью медицинских обследований и профилактических мер, частности, прививок. Однако, известно, что регулярные занятия физической культурой и спортом способствуют снижению риска многих заболеваний и восстановлению работоспособности[2].В настоящее время интенсивно развиваются различные физкультурнооздоровительные технологии. Данные системы основаны на принципе оздоровительной направленности физического воспитания. Физкультурнооздоровительные технологии, основаны на базе различных видов спорта.Физкультурнооздоровительные технологии выполняют следующие функции:развитие сердечнососудистой системы и дыхательной системы организма;коррекция фигуры тела;профилактика различных заболеваний;развитие физических качеств;восстановление после трудовой деятельности, занятий физической культуры и спортом, снятие напряжение и расслабление.Классификация физкультурнооздоровительных технологий:1. На одном виде двигательной активности (например, аэробика оздоровительный бег, плавание и т.п.);2. Сочетание нескольких двигательной активности (например, аэробика и бодибилдинг, аэробика и стретчинг, оздоровительное плавание и бег);3. Сочетание одного или нескольких видов двигательной активности и различных факторов здорового образа жизни (например, аэробикаи закаливание, бодибилдинг и массаж, оздоровительное плавание и комплекс восстановительных процедур).физкультурнооздоровительные технологии, основанные на одном виде двигательной активности могут быть классифицированы по видам двигательной активности: аэробной направленности;оздоровительные виды гимнастики; виды двигательной активности силовой направленности; виды двигательной активности на воде; рекреативные виды двигательной активности; средства психоэмоциональной регуляции[1].Оздоровительная аэробика является, пожалуй, самой известной физкультурнооздоровительной системой, в которой органично синтезированы элементы физическихупражнений, танца и музыки. Занятия оздоровительной аэробикой воздействуют на соматическую и психическую сферы человека, развивают физические качества, повышают бодрость.В настоящее время большой популярностью пользуется физкультурнооздоровительная система, основанная на использовании элементов йоги. В частности, наибольшее распространение получила хатха йога. Адепты хатха йоги ее рассматривают как путь к совершенствованию духа через физическое совершенство, выполняя комплекс физических и дыхательных упражнений. Европейцы, как и россияне в основной своей массе используютйогу в качестве комплексов физических и дыхательных упражнений. Дыхательная гимнастика является эффективным средством восстановления работоспособности. Нарастанию состояния усталости во многом способствует недостаточное снабжение организма кислородом, так как в повседневной жизни наше дыхание является поверхностным. Регулярные занятия дыхательной гимнастикой позволяют снимать чувство усталости. Традиционно, дыхательная гимнастика выполняется вместе с физическими упражнениями во всех физкультурнооздоровительных системах. Так же дыхательную гимнастику можно делать отдельно от активных физических упражнений. В частности, в нашей стране наибольшей популярностью пользуется гимнастика Стрельниковой.Достаточно эффективной физкультурнооздоровительной системой является гимнастика с различными предметами: мячом, гимнастической палкой, непредельными отяжелениями. Гимнастика с мячом способствует: декомпрессии межпозвонковых структур; восстановлению мышечного корсета; укреплению связочных структур; увеличению подвижности позвоночника; восстановлению объема движений в суставах; улучшению функциональных возможностей сердечнососудистой и дыхательной систем; профилактике остеопороза; укрепления иммунитета; психоэмоциональной реабилитации[3].Эффективным средством снятия ощущений усталости и психологического напряжения является гимнастика пилатес, Использование в данной физкультурнооздоровительной системе плавных движений позволяет эффективно растягивать и укреплять мышцы. В данной гимнастике задействуются не только крупные, но и более мелкие мышцы, которые, чаще всего, остаются бездействующими выполнении упражнений других физкультурнооздоровительных систем. В пилатесе такие показатели, как скорость и интенсивность выполнения упражнений, не имеют значения. Главное –качество исполнения, которое гарантирует отличный результат. Тренировки по системе пилатес подходят людям, с абсолютно разным уровнем физической подготовленности. Данные занятия эффективны для людей, которые недавно были травмированы, особенно если был поврежден позвоночник или любая другая часть опорнодвигательного аппарата. Занятия системе пилатес способствуют укреплению мышц, повышения эластичности связок, стимуляции биохимических процессов.Калланетика (калланетик) –гимнастика основана на использовании растягивающих упражнениях в статическом режиме работы мышц. Каждое упражнение разработано таким образом, что бы были задействованы как можно больше мышечных групп. Во время тренировки большинство мышц получают равноценную нагрузку.Занятия проводятся в спокойном, размеренном ритме под фоновую музыку. Чередование силовых и растягивающих упражнений на основные группы мышц укрепляет мышцы, развивает гибкость, улучшает осанку. Регулярные занятия калланетикой эффективны для людей, страдающих остеохондрозом, болями в шейном и поясничном отделах позвоночника.Стретчинг является системой занятий гимнастикой с преимущественной направленностью на развитие гибкости, подвижности в суставах. Характерными особенностями. Эта система является прекрасной альтернативой изнурительным и однообразным упражнениям, занятиям в тренажёрном зале. Заниматься стретчингом можно в любом возрасте и при любом уровне физической подготовленности.Атлетическая гимнастикаявляется действенным средством укрепления здоровья, развития физических качеств, формирование красивого телосложения. В Атлетической гимнастике используются упражнения с отягощениями: гантелями, штангами, блочными устройствами, тренажерами, амортизаторами, весом собственного тела.Регулярные занятия Атлетической гимнастикой способствуют укреплению здоровья, избавляют от многих физических изъянов, среди которых: сутулость, неправильная осанка, слаборазвитые мышцы.Система Шейпинг направлена в основном на оздоровление и коррекцию телосложения. Основной целью занятий является приобретение красивых форм тела. Авторами разработаны шейпингмодели для женщин любого роста и возраста с учетом 9 типов телосложения. В качестве модели взят образ стройной, изящной женщины, характерный для фотомодели, манекенщицы. В Шейпинге используются приседания, наклоны и интенсивные махи ногами. Такие упражнения не имеют противопоказаний и ограничений, есть специальные курсы для беременных.В настоящее время огромной популярностью среди миллионов людей пользуются восточные оздоровительные виды гимнастики и единоборства. Большое распространение во всем мире получили такие системы как тайзицюань и цигун. Регулярные занятия способствуют достижению значительного оздоровительного эффекта.Глубокое, естественное дыхание, полное расслабление тела, плавные мягкие движения с опором на поясничный отдел устраняют симптомы стресса, противостоят старческим изменениям опорнодвигательного аппарата. Систематические занятия данными видами гимнастикулучшают деятельность дыхательной и кровеносной системы, способствуют укреплению мышечной ткани у людей старшего возраста, укреплению костей, суставов, снижают продолжительность периода посттравматической реабилитации, улучшают координацию движений.Физкультурнооздоровительные технологии стремительно развиваются и в адаптивной физической культуре.Термин «Адаптивная физическая культура» появился в России в 1995 году. В СанктПетербургском государственном университете физической культуры им. П.Ф. Лесгафта была создана первая в России кафедра «Теории и методики адаптивной физической культуры».Адаптивная физическая культура(АФК)является частью общей физической культуры, направленной на удовлетворение потребности лиц с ограниченными возможностями в двигательной активности, восстановлении, укреплении и поддержании здоровья[4]. Задачами АФК являются: коррекционные задачи и образовательные задачи. К коррекционным задачам относятся: компенсаторные задачи и профилактические задачи. К образовательным задачам относятся: воспитательные задачи и оздоровительно –развивающие задачи.Профилактическая работа ведется с целью профилактикизаболеваний, в частности профессиональных заболеваний, например, обусловленных гиподинамией и гипокинезией. К образовательным задачам относятся:приобретение знаний (закономерности, функции, методы, средства, формы);формирование умения управления своими эмоциями;формирование навыков упражнений адаптивной физической культуры;формирование навыков самоорганизации, самооценки, самоконтроля, самопобуждения и саморегуляции.К воспитательным задачам относятся:воспитание психологической устойчивости к стрессовым ситуациям, преодоление комплексов неуверенности;воспитание целеустремленности, настойчивости, дисциплинированности в преодолениитрудностей.К оздоровительно –развивающим задачам относятся:повышение сопротивляемости организма влияниям внешней среды путем его закаливания;содействие повышению функциональных возможностей вегетативных органов;в оспитаниефизических способностей (координационных, скоростных и выносливости).Среди множества функций АФК выделяются функции физкультурнооздоровительной направленности, такие как: профилактическая; развивающая;воспитательная; ценностноориентационная;лечебновосстановительная; рекреативнооздоровительная функция.Профилактическая функция рассматривается как механизм предупреждения различных заболеваний связанных с малоподвижным образом жизни и актуальна как для инвалидов, так и для людей, жизнедеятельность которых обусловлена ограниченным двигательным режимом. Профилактическая функция реализуется путем ведения разъяснительной работы о нормах здорового образа жизни, отдыха и рационального питания, формирования навыков различных доступных видов двигательной активности, закаливания организма.В традиционном толковании образовательная функция является частью непрерывного процесса образовательной деятельности человека, направленную на удовлетворение его потребностей в знаниях, умениях и навыках в области физической культуры. В адаптивной физической культуре данная функция реализуется в приобретении специальных знаний, формировании специфических умениях и навыков адаптивного физического воспитания и адаптивного спорта.Развивающая функция заключается в целенаправленном развитии физических качеств. Адаптивное физическое воспитание создает начальную базу для разностороннего развития физических способностей и двигательных навыков, формирует предпосылки для их дальнейшего развития. Адаптивный спорт дает возможность полнее раскрыть эти способности, испытать радость и полноту жизни от владения своим телом и способности преодолевать трудности.Воспитательная функция реализуется в процессе всестороннего гармонического развития личности, раскрытия ее потенциальных возможностей при суженных сенсорных, моторных, интеллектуальных функциях, дисгармоническом развитии и дезадаптации.Ценностноориентационная функция реализуется в процессе приобщения к ценностям здорового образа жизни, физической культуры и спорта.Лечебновосстановительная функция является основной в физической реабилитации. Лечебное применение физических упражнений основывается на педагогических, психологических и физиологических закономерностях формирования движений и управления ими. Конечная цель восстановление человека как личности, ускорение восстановительных процессов после травм, заболеваний, предотвращение или уменьшение инвалидизации.Рекреативнооздоровительная функция реализуется как удовлетворение потребности в активном отдыхе, содержательном развлечении, как средство переключения на другой вид деятельности, восстановления физических и духовных сил.Физическая реабилитация наиболее известное направление использования физических упражнений для восстановления временно утраченных функций. Акцент в данном направлении адаптивной физической культуры делается на использование естественных, экологически оправданных средств, стимулирующих скорейшее восстановление организма, таких как лечебная гимнастика, различные комплексы упражнений, массаж, средства физиотерапии,закаливающие и термические процедуры нетрадиционные методы.Задачами физической реабилитации являются: коррекция (дефекты) опорнодвигательного аппарата (осанка, плоскостопие, ожирение и т.п.), коррекция сенсорных систем (зрения, слуха).Адаптивная физическая культура является логическим продолжением любого лечения: оперативного, медикаментозного, физиотерапевтического и занимается восстановлением качества здоровья.

Ссылки на источники1.Давыдов В.Ю. Новые фитнессистемы (новые направления, методики, оборудование и инвентарь) [Текст]: учеб. Пособие / В.Ю. Давыдов, А.И. Шамардин, Г.О. Краснова; федеральное агенство по физ.культуре и спорту, ВГАФК. 2е изд., перераб. и доп. –Волгоград: Издво ВолГУ, 2005. –284 с.2.Епифанов В.А. Лечебная физическая культура и спортивная медицина: Учебник. —М.: Медицина, 1999. —304с: ил. —(Учеб. лит. Для студ. мед. вузов) I8ВN 5225042090.3.Менхин Ю. В., Менхин А. В. Оздоровительная гимнастика: теория иметодика. Ростов н/Д: Феникс, 2002. 384 с.4.Частные методики адаптивной физической культуры: Учебное пособие /Под ред. Л. В. Шапковой. —М.: Советский спорт, 2003. —464 с, ил. ISBN 5850097430.