Обоснование интеграции обучающей системы Мудл в учебный процесс по иностранному языку с позиции современной психологии
Выпуск:
ART 96429
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Арутов
О.
А. Обоснование интеграции обучающей системы Мудл в учебный процесс по иностранному языку с позиции современной психологии // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2016. – Т. 15. – С.
2541–2545. – URL:
http://e-koncept.ru/2016/96429.htm.
Аннотация. Статья посвящена проблеме интеграции образовательных интерактивных технологий в учебный процесс по иностранному языку с точки зрения психологической обоснованности. В статье рассматриваются проблемы взаимодействия произвольной и непроизвольной памяти в процессе обучения иноязычной речи, пути вовлечения комплекса базовых потребностей человека в обучающий процесс с целью побуждения естественной мотивации в изучении иностранного языка. Также даются рекомендации по интеграции образовательной программы Мудл в общий дидактический комплекс и ее применению в преподавании иностранного языка.
Ключевые слова:
иностранный язык, мотивация, оперативная память, технологии, произвольная память, интерактивный, мудл, телекоммуникационный, непроизвольная память
Текст статьи
Арутов Оганес Арутюнович,Кандидат педагогических наук, ассистент кафедры Современных европейских языков Института иностранных языков Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, СанктПетербургoganesmail@mail.ru Обоснование интеграции обучающей системы Мудл в учебный процесс по иностранному языку с позиции современной психологии
Аннотация. Статья посвящена проблеме интеграции образовательных интерактивных технологий в учебный процесс по иностранному языку с точки зрения психологической обоснованности. В статье рассматриваются проблемы взаимодействия произвольной и непроизвольной памяти в процессе обучения иноязычной речи, пути вовлечения комплекса базовых потребностей человека в обучающий процесс с целью побуждения естественной мотивации в изучении иностранного языка. Также, даются рекомендации по интеграции образовательной программы Мудл в общий дидактический комплекс и ее применение в преподавании иностранного языка. Ключевые слова:мудл, интерактивный, технологии, телекоммуникационный, иностранный язык, произвольная память, непроизвольная память, оперативная память, мотивация.
В зависимости от того, участвуют ли в акте запоминания сознательные волевые усилия, психологи различают произвольную и непроизвольную память. Специфика иностранного языка и необходимость точного запоминания егоформы требует участиев акте запоминания обоих типовпамяти.Как известно из психологии, в произвольном запоминании большую роль играет установка, направленность личности на запоминание. Для запоминания существенно важно, чтобы сам процесс первичного восприятия регулировался сознательной, чёткой установкойна запоминание.
Известно, что большое значение в процессах речевосприятия и речепорождения отводится оперативной памяти, называемой памятью программы, которая большей частью формируется произвольной установкой. Существует мнение, что программа является формой сохранения информации в оперативной памяти (Леонтьев А.А.). Опираясь на взаимосвязь информации и памяти, психологи, с целью уменьшения нагрузки на оперативную память предлагают задавать программу извне. По нашему мнению, такая программа может быть успешно задана с помощью использования образовательных телекоммуникационных программ,а именно программы Мудл, возможности которой могут эффективносформировать и совершенствоватьиноязычную речь студентов.Мы считаем, что внедрение данной системы позволяет в определённой степени решить вопрос об управлении процессами памяти в плане увеличения объёма слуховой и зрительной памяти, что, в свою очередь, обеспечивает более полный переход языковых единиц из оперативной памяти в долговременнуюи,в конечном счете, обеспечивает овладение иностранным языком.Следует отметить, что перенос языковых средств из оперативной памяти в долговременную возможно сделать более полным за счёт мотивационных установок,что в свою очередь зависит от характера переносимого материала иего значимостидля обучаемого. В формировании оперативной памяти большую роль играютмеханическая память,основаннаяна значительном количестве повторений, илогическая память,базирующаяна знании внутренних связей, вещей и явлений, благодаря которым сообщение целенаправленно воспринимается и осмысленно воспроизводится. Мы считаем, чтопри разработке комплекса упражнений для совершенствования иноязычной речинеобходима тесное вовлечение словеснологическуюпамятьс механической для эффективногопереводалексического материала из оперативной памяти в долговременную.
Исходя из данных психологии, эффект мнемической направленности при усвоении материала зависит не только от правильности понимания задачи в каждом отдельном случае, но и от чёткости требований,предъявляемых к памяти учащегося, от регулярного контроля и оценки достигнутых результатов, своевременного вскрытия и устранения недочётов в запоминании.
Основываясь на данных СмирноваА.А.о характере влияния мнемическойнаправленности на точность запоминания текста, можно предполагать, что произвольное запоминание иностранного языка может быть успешным, поскольку мнемическая направленность при установке запомнить их обеспечивает значительно большую ясность и чёткость самого восприятия иностранного языка(СмирновА.А.). Установка на точное запоминание в большей степени обеспечивает фиксацию внимания студента, тем самим заставляя его мысленно их проговаривать. Речемоторные или речедвигательные реакции, имеющие при этом место, способствуют образованию временных связей, необходимых для удержания материала в памяти.Однако, ориентация только на произвольное запоминание словесного материала, естественно, не реализует всех возможностей памяти обучаемых и не всегда является психологически и методически полностью оправданной. Наиболее рациональным путём использования памяти в обучении иноязычной речипредставляется опора на обе формы запоминания: произвольное и непроизвольное, при постепенном переходе от первого ко второму.Непроизвольное запоминание предполагает большую яркость впечатлений, оно избирательно, т.е. запоминается человеком то, что представляет для него определённый интерес.Успешность как произвольного, так и непроизвольного запоминания обусловлена содержанием деятельности, её мотивами и условиями протекания, способами достижения поставленной цели, активностью и осмысленностью самой деятельности (ЗинченкоП.И.). Поэтому непроизвольное запоминание в обучении иностранного языка также предполагает не случайное механическоезапечатление их в результате неопределённых действий, а запоминание их студентами в процессе целенаправленной системы работы.Анализ специальной литературы позволяет утверждать, что материал запоминается легче, когда он включается в содержание основной цели деятельности и в этом случае определятся мотивами и характером деятельности, поскольку эффект непроизвольного запоминания находится в прямой зависимости от интеллектуальной активности и самостоятельности человека в процессе деятельности. Отсюда и условия для непроизвольного запоминания иноязычной речи, грамматических структурследует создавать определённым образом,организованной учебной деятельностью студентов, ибо «далеко не всякое вообще действие обеспечивает запоминание» (ЗинченкоП.И.). Непроизвольное запоминание иноязычной речиможет быть достигнуто при включении егов активную познавательномыслительную деятельность студентов. При этом перед студентами не ставится чётко выраженная мнемическая задача. В этой связи, возникает необходимость создания условий, обеспечивающие высокую мотивацию у студентов и их лояльность к процессу обучения иностранного языка.В этой связи, следует отметить, что однаиз важнейших проблем, с которыми сталкиваются преподаватели в учебном процессе это вялое вовлечение студентов в учебный процесс и отсутствие должной мотивации. Это имеет, по крайней мере, две причины. С одной стороны,традиционная методика преподавания ориентирована на урочные условноречевыеупражнения,что, очевидно, как для преподавателя, так и для студентов, является условностью. С их помощью можно создать средудля иноязычных высказываний,ограниченной урочным временем., но нельзя сформировать подлинную потребность общения, и соответственно, подлинную коммуникацию.С другой стороны, мир повсеместных технологийстал неотъемлемой частью жизни современного студента, что отнимает все больше времени, вытесняя ту деятельность, которая находится вне орбите этих технологий. Исходя из этих положений, возникает потребность как адаптация дидактического материала к новым потребностям студента, так и включение информационно телекоммуникационных систем образования в учебный процесс.
Следует также разобраться, что является движущей силой современного студента и выстроить дидактический материал с учетом этих потребностей. В этой связи, следует отметить, что вселюди рождены мотивированными. Смомента рождения ребенок стремится исследовать мир вокруг себя, и эта потребностьисходит изнутри, а не наоборот. Такое стремлениепознаватьмир,получать ответы на свои вопросы и естьвнутренняямотивация.
В своей теории выбора Уильям Глассеробъясняет это так:«мы рождены с определенными нуждами, удовлетворениекоторых запрограммированы генетически» (Глассер У.). Согласно Глассеру, эти базовые психологические потребности следующие:выживание;принадлежность;могущество;свобода; развлечение.Строив процесс обучения на основе этих принципов, мы естественным образом пробуждаем мотивацию и желание студента не только участвовать в этом процессе, но и развиваться в нем. Рассмотрим возможности вовлечения каждого из этих принципов в процесс обучения. Принадлежность.В этом аспекте ключевую роль играет формирование «сообщества»в классе, где каждыйстудентявляется активным его членом и, следовательно,вовлеченв учебный процессисходя из внутренней мотивированности. Реализацию данного принципа способствуют интерактивные задания типа Вики в образовательной системе Мудл. Могущество. Даннаякатегорияотносится к способности сделать чтото успешно. Когда мы учим наших студентов, что и как сделать, тем самым мы даем им уверенность, навыки и инструменты, в которых они нуждаются, чтобы быть компетентными и успешнымив решении задач. Для реализации данной категории основополагающую роль играет реализация принципов моделированияи обратнойсвязи всоставлении заданий. Это способствует освоению базовых навыков, и побуждает желание продуктивного вовлечения в процесс обучения. Свобода. Этовозможностьсделатьвыбор и быть частью процесса.Данный принцип можно реализовать, путем включения учащихся в процесс принятия решений. Например, в каждом уроке разместить блок обратной связи, дать возможностьопределения правил поведения в урочное время, предлагатьтему на предстоящий урок и т.п.
Развлечение.Не секрет, что энтузиазм и задор ведут нас к открытиям и роста.Представление заданий, направленность которого заранее выбран студентами обеспечивает эмоциональную вовлеченность, любопытство и энтузиазм студентов.Итак, вышесказанныеосновныепотребностиявляются основой того, что мотивирует нас. Когда у студентов удовлетворены эти потребности, они более ответственны и стремятся учиться. Мы полагаем, что одним из наилучшихспособов комплексной интеграции вышесказанных основ является использование интерактивнойпрограммы Мудл в процессе обучения. Функционирование Мудлв учебной деятельности делает процесс усвоения иноязычного материала более живым, интересным, проблемным и эмоциональным.Интегрируя ресурсы Мудл в учебный процесс, можно более эффективно решать целый ряд дидактических задач: ― формировать навыки и умения чтения, непосредственно используя материалы разной степени сложности;― совершенствовать умения аудирования на основе аутентичных звуковых текстов и видеоматериалов;― совершенствовать умения монологического и диалогического высказывания на основе проблемного обсуждения представленных преподавателем или кемто из учащихся материалов;― совершенствовать умения письменной речи, письменно составляя ответы, участвуя в подготовке групповых сочинений и других эпистолярных продуктов;― пополнять свой словарный запас, как активный, так и пассивный, лексикой современного иностранного языка, отражающего определенный этап развития культуры народа, социального и политического устройства общества;― знакомиться с культуроведческими знаниями, включающими в себя речевойэтикет, особенности речевого поведения носителя языка, особенности культуры и традиций страны изучаемого языка.Использование системы Мудл в учебном процессе имеет большое значение не только в методическом плане для расширения лексического запаса обучаемого, совершенствования стилевых и содержательных аспектов иноязычной речи, реализации межкультурного общения, но и более эффективному решению ряд дидактических задач в преподавании иностранного языка.Ее интеграция в учебный процесс значительно расширяетдидактические возможности традиционной методики преподавания тем, что она позволяет связывать аудиторные встречи внеурочной, контролируемой преподавателем деятельностьюучащихся. Также, основываясь на психологической характеристике памяти, мы считаем, чтовнедрение системы Мудл с выстроенным комплексом заданий м упражнений будет способствовать совершенствованию всех видовпамяти: вербальной (словеснологической), образной (эмоциональной), зрительной, слуховой, моторной и др. Особое внимание, по нашему мнению, целесообразно обратить на развитие вербальной (словеснологической) памяти, которая является специфически человеческой памятью, включающей в себя не только чувственные образы, но, главное, мысли, то есть суждения, умозаключения, понятия и т.п., выраженные в словесной форме.В завершение отметим,чтопри разработке теоретической модели и, соответственно, технологии обученияиноязычной речи, следуетопираться, с одной стороны,на психологические особенности запоминанияи учитывать потребности современного студента, а с другой стороны, адаптировать имеющие методики и инструменты исходя из целей преподавания иностранного языка.Интеграция современных интерактивных образовательных технологий в иноязычный обучающий процесс требует тщательного анализа психологических особенностей речемыслительных процессов. Без учета данных современной и традиционной психологии невозможно построение эффективного обучения по формированию иноязычной речевой компетенции.
Ссылкина источники1. ГлассерУ. Теория выбора. http://www.wglasser.com/theglasserapproach/choicetheory2. Зинченко П.И. Непроизвольноезапоминание.2010г. Издательство: Директмедиа Паблишинг3. Леонтьев А.А. Язык,речь,речеваядеятельность.2010г. Издательство: Красанд4. СмирновА.А. Избранныепсихологическиетруды. 1987. Издательство: Педагогика
Аннотация. Статья посвящена проблеме интеграции образовательных интерактивных технологий в учебный процесс по иностранному языку с точки зрения психологической обоснованности. В статье рассматриваются проблемы взаимодействия произвольной и непроизвольной памяти в процессе обучения иноязычной речи, пути вовлечения комплекса базовых потребностей человека в обучающий процесс с целью побуждения естественной мотивации в изучении иностранного языка. Также, даются рекомендации по интеграции образовательной программы Мудл в общий дидактический комплекс и ее применение в преподавании иностранного языка. Ключевые слова:мудл, интерактивный, технологии, телекоммуникационный, иностранный язык, произвольная память, непроизвольная память, оперативная память, мотивация.
В зависимости от того, участвуют ли в акте запоминания сознательные волевые усилия, психологи различают произвольную и непроизвольную память. Специфика иностранного языка и необходимость точного запоминания егоформы требует участиев акте запоминания обоих типовпамяти.Как известно из психологии, в произвольном запоминании большую роль играет установка, направленность личности на запоминание. Для запоминания существенно важно, чтобы сам процесс первичного восприятия регулировался сознательной, чёткой установкойна запоминание.
Известно, что большое значение в процессах речевосприятия и речепорождения отводится оперативной памяти, называемой памятью программы, которая большей частью формируется произвольной установкой. Существует мнение, что программа является формой сохранения информации в оперативной памяти (Леонтьев А.А.). Опираясь на взаимосвязь информации и памяти, психологи, с целью уменьшения нагрузки на оперативную память предлагают задавать программу извне. По нашему мнению, такая программа может быть успешно задана с помощью использования образовательных телекоммуникационных программ,а именно программы Мудл, возможности которой могут эффективносформировать и совершенствоватьиноязычную речь студентов.Мы считаем, что внедрение данной системы позволяет в определённой степени решить вопрос об управлении процессами памяти в плане увеличения объёма слуховой и зрительной памяти, что, в свою очередь, обеспечивает более полный переход языковых единиц из оперативной памяти в долговременнуюи,в конечном счете, обеспечивает овладение иностранным языком.Следует отметить, что перенос языковых средств из оперативной памяти в долговременную возможно сделать более полным за счёт мотивационных установок,что в свою очередь зависит от характера переносимого материала иего значимостидля обучаемого. В формировании оперативной памяти большую роль играютмеханическая память,основаннаяна значительном количестве повторений, илогическая память,базирующаяна знании внутренних связей, вещей и явлений, благодаря которым сообщение целенаправленно воспринимается и осмысленно воспроизводится. Мы считаем, чтопри разработке комплекса упражнений для совершенствования иноязычной речинеобходима тесное вовлечение словеснологическуюпамятьс механической для эффективногопереводалексического материала из оперативной памяти в долговременную.
Исходя из данных психологии, эффект мнемической направленности при усвоении материала зависит не только от правильности понимания задачи в каждом отдельном случае, но и от чёткости требований,предъявляемых к памяти учащегося, от регулярного контроля и оценки достигнутых результатов, своевременного вскрытия и устранения недочётов в запоминании.
Основываясь на данных СмирноваА.А.о характере влияния мнемическойнаправленности на точность запоминания текста, можно предполагать, что произвольное запоминание иностранного языка может быть успешным, поскольку мнемическая направленность при установке запомнить их обеспечивает значительно большую ясность и чёткость самого восприятия иностранного языка(СмирновА.А.). Установка на точное запоминание в большей степени обеспечивает фиксацию внимания студента, тем самим заставляя его мысленно их проговаривать. Речемоторные или речедвигательные реакции, имеющие при этом место, способствуют образованию временных связей, необходимых для удержания материала в памяти.Однако, ориентация только на произвольное запоминание словесного материала, естественно, не реализует всех возможностей памяти обучаемых и не всегда является психологически и методически полностью оправданной. Наиболее рациональным путём использования памяти в обучении иноязычной речипредставляется опора на обе формы запоминания: произвольное и непроизвольное, при постепенном переходе от первого ко второму.Непроизвольное запоминание предполагает большую яркость впечатлений, оно избирательно, т.е. запоминается человеком то, что представляет для него определённый интерес.Успешность как произвольного, так и непроизвольного запоминания обусловлена содержанием деятельности, её мотивами и условиями протекания, способами достижения поставленной цели, активностью и осмысленностью самой деятельности (ЗинченкоП.И.). Поэтому непроизвольное запоминание в обучении иностранного языка также предполагает не случайное механическоезапечатление их в результате неопределённых действий, а запоминание их студентами в процессе целенаправленной системы работы.Анализ специальной литературы позволяет утверждать, что материал запоминается легче, когда он включается в содержание основной цели деятельности и в этом случае определятся мотивами и характером деятельности, поскольку эффект непроизвольного запоминания находится в прямой зависимости от интеллектуальной активности и самостоятельности человека в процессе деятельности. Отсюда и условия для непроизвольного запоминания иноязычной речи, грамматических структурследует создавать определённым образом,организованной учебной деятельностью студентов, ибо «далеко не всякое вообще действие обеспечивает запоминание» (ЗинченкоП.И.). Непроизвольное запоминание иноязычной речиможет быть достигнуто при включении егов активную познавательномыслительную деятельность студентов. При этом перед студентами не ставится чётко выраженная мнемическая задача. В этой связи, возникает необходимость создания условий, обеспечивающие высокую мотивацию у студентов и их лояльность к процессу обучения иностранного языка.В этой связи, следует отметить, что однаиз важнейших проблем, с которыми сталкиваются преподаватели в учебном процессе это вялое вовлечение студентов в учебный процесс и отсутствие должной мотивации. Это имеет, по крайней мере, две причины. С одной стороны,традиционная методика преподавания ориентирована на урочные условноречевыеупражнения,что, очевидно, как для преподавателя, так и для студентов, является условностью. С их помощью можно создать средудля иноязычных высказываний,ограниченной урочным временем., но нельзя сформировать подлинную потребность общения, и соответственно, подлинную коммуникацию.С другой стороны, мир повсеместных технологийстал неотъемлемой частью жизни современного студента, что отнимает все больше времени, вытесняя ту деятельность, которая находится вне орбите этих технологий. Исходя из этих положений, возникает потребность как адаптация дидактического материала к новым потребностям студента, так и включение информационно телекоммуникационных систем образования в учебный процесс.
Следует также разобраться, что является движущей силой современного студента и выстроить дидактический материал с учетом этих потребностей. В этой связи, следует отметить, что вселюди рождены мотивированными. Смомента рождения ребенок стремится исследовать мир вокруг себя, и эта потребностьисходит изнутри, а не наоборот. Такое стремлениепознаватьмир,получать ответы на свои вопросы и естьвнутренняямотивация.
В своей теории выбора Уильям Глассеробъясняет это так:«мы рождены с определенными нуждами, удовлетворениекоторых запрограммированы генетически» (Глассер У.). Согласно Глассеру, эти базовые психологические потребности следующие:выживание;принадлежность;могущество;свобода; развлечение.Строив процесс обучения на основе этих принципов, мы естественным образом пробуждаем мотивацию и желание студента не только участвовать в этом процессе, но и развиваться в нем. Рассмотрим возможности вовлечения каждого из этих принципов в процесс обучения. Принадлежность.В этом аспекте ключевую роль играет формирование «сообщества»в классе, где каждыйстудентявляется активным его членом и, следовательно,вовлеченв учебный процессисходя из внутренней мотивированности. Реализацию данного принципа способствуют интерактивные задания типа Вики в образовательной системе Мудл. Могущество. Даннаякатегорияотносится к способности сделать чтото успешно. Когда мы учим наших студентов, что и как сделать, тем самым мы даем им уверенность, навыки и инструменты, в которых они нуждаются, чтобы быть компетентными и успешнымив решении задач. Для реализации данной категории основополагающую роль играет реализация принципов моделированияи обратнойсвязи всоставлении заданий. Это способствует освоению базовых навыков, и побуждает желание продуктивного вовлечения в процесс обучения. Свобода. Этовозможностьсделатьвыбор и быть частью процесса.Данный принцип можно реализовать, путем включения учащихся в процесс принятия решений. Например, в каждом уроке разместить блок обратной связи, дать возможностьопределения правил поведения в урочное время, предлагатьтему на предстоящий урок и т.п.
Развлечение.Не секрет, что энтузиазм и задор ведут нас к открытиям и роста.Представление заданий, направленность которого заранее выбран студентами обеспечивает эмоциональную вовлеченность, любопытство и энтузиазм студентов.Итак, вышесказанныеосновныепотребностиявляются основой того, что мотивирует нас. Когда у студентов удовлетворены эти потребности, они более ответственны и стремятся учиться. Мы полагаем, что одним из наилучшихспособов комплексной интеграции вышесказанных основ является использование интерактивнойпрограммы Мудл в процессе обучения. Функционирование Мудлв учебной деятельности делает процесс усвоения иноязычного материала более живым, интересным, проблемным и эмоциональным.Интегрируя ресурсы Мудл в учебный процесс, можно более эффективно решать целый ряд дидактических задач: ― формировать навыки и умения чтения, непосредственно используя материалы разной степени сложности;― совершенствовать умения аудирования на основе аутентичных звуковых текстов и видеоматериалов;― совершенствовать умения монологического и диалогического высказывания на основе проблемного обсуждения представленных преподавателем или кемто из учащихся материалов;― совершенствовать умения письменной речи, письменно составляя ответы, участвуя в подготовке групповых сочинений и других эпистолярных продуктов;― пополнять свой словарный запас, как активный, так и пассивный, лексикой современного иностранного языка, отражающего определенный этап развития культуры народа, социального и политического устройства общества;― знакомиться с культуроведческими знаниями, включающими в себя речевойэтикет, особенности речевого поведения носителя языка, особенности культуры и традиций страны изучаемого языка.Использование системы Мудл в учебном процессе имеет большое значение не только в методическом плане для расширения лексического запаса обучаемого, совершенствования стилевых и содержательных аспектов иноязычной речи, реализации межкультурного общения, но и более эффективному решению ряд дидактических задач в преподавании иностранного языка.Ее интеграция в учебный процесс значительно расширяетдидактические возможности традиционной методики преподавания тем, что она позволяет связывать аудиторные встречи внеурочной, контролируемой преподавателем деятельностьюучащихся. Также, основываясь на психологической характеристике памяти, мы считаем, чтовнедрение системы Мудл с выстроенным комплексом заданий м упражнений будет способствовать совершенствованию всех видовпамяти: вербальной (словеснологической), образной (эмоциональной), зрительной, слуховой, моторной и др. Особое внимание, по нашему мнению, целесообразно обратить на развитие вербальной (словеснологической) памяти, которая является специфически человеческой памятью, включающей в себя не только чувственные образы, но, главное, мысли, то есть суждения, умозаключения, понятия и т.п., выраженные в словесной форме.В завершение отметим,чтопри разработке теоретической модели и, соответственно, технологии обученияиноязычной речи, следуетопираться, с одной стороны,на психологические особенности запоминанияи учитывать потребности современного студента, а с другой стороны, адаптировать имеющие методики и инструменты исходя из целей преподавания иностранного языка.Интеграция современных интерактивных образовательных технологий в иноязычный обучающий процесс требует тщательного анализа психологических особенностей речемыслительных процессов. Без учета данных современной и традиционной психологии невозможно построение эффективного обучения по формированию иноязычной речевой компетенции.
Ссылкина источники1. ГлассерУ. Теория выбора. http://www.wglasser.com/theglasserapproach/choicetheory2. Зинченко П.И. Непроизвольноезапоминание.2010г. Издательство: Директмедиа Паблишинг3. Леонтьев А.А. Язык,речь,речеваядеятельность.2010г. Издательство: Красанд4. СмирновА.А. Избранныепсихологическиетруды. 1987. Издательство: Педагогика