Использование воспитательного потенциала содержания обучения иностранным языкам во внеурочной деятельности
Выпуск:
ART 96442
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Артемьева
А.
О.,
Антонова
Л.
В. Использование воспитательного потенциала содержания обучения иностранным языкам во внеурочной деятельности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2016. – Т. 15. – С.
2606–2610. – URL:
http://e-koncept.ru/2016/96442.htm.
Аннотация. В данной статье изучаются возможности внеурочной деятельности как одно из условий самореализации личности обучаемого. Внеурочная деятельность рассматривается как обязательная составляющая по овладению универсальными учебными действиями и достижению планируемых результатов. Отмечается, что в процессе внеурочной деятельности учащиеся осваивают образцы поведения, социокультурные ценности, кроме того, включаясь в активную деятельность, самореализуются.
Ключевые слова:
обучение английскому языку, внеурочная деятельность, самореализация, фгос, планируемые результаты, ууд
Текст статьи
Артемьева Анастасия Олеговна,студентка 4 курса, кафедра германских языков, г. Стерлитамак
Антонова Людмила Викторовна,научный руководитель, доцент, канд. филологических наук, г. Стерлитамак
Использование воспитательного потенциала содержания обучения иностранным языкам во внеурочной деятельности
Аннотация.В данной статье изучаютсявозможности внеурочной деятельности как одно из условий самореализации личности обучаемого. Внеурочная деятельность
рассматривается как обязательная составляющая по овладениюуниверсальными учебными действиями и достижениюпланируемых результатов. Отмечается, чтов процессе внеурочной деятельности учащиеся осваивают образцы поведения, социокультурные ценности, кроме того, включаясьв активнуюдеятельность, самореализуются.Ключевые слова: обучение английскому языку, внеурочная деятельность, ФГОС, планируемые результаты, УУД, самореализация.
Цель данной статьи заключается в изучении условий самореализации обучающихся в рамках осуществления внеурочной деятельностив общеобразовательной школе, с учетом воспитательногопотенциалапредмета «Иностранный язык».
Федеральный государственный стандарт (ФГОС) второго поколения вносит значительные изменения в содержание образования, акцент ставится на достижении планируемых результатов: личностных, метапредметных, предметных, через формирование у учащихся универсальных учебных действий (УУД) [1, с. 1]. В основной образовательной программе (ООП) основного общего образования предусматривается внеурочная деятельность, ориентированная на обеспечение индивидуальных потребностей обучающихся, способствующая формированию ключевых компетентностей [2, с. 38]. Направленность внеурочной деятельности, прежде всего, на достижение личностных и метапредметных результатов, определяет ее специфику, поскольку обучающийся не только и даже не столько должен узнать новое, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и пр.Основными целями внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС являются:•создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося;•создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей; •создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время; •развитие здоровой, творчески растущей личности со сформированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив [3, с. 2].На настоящий момент еще нет единого определения понятия «внеурочная деятельность». Изучая проблему организации внеурочной деятельности, мы обратились к словарным определениям и выявили основные признаки данного понятия: образовательная деятельность, достижение планируемых результатов, право выбора ученика, самореализация и самообразование учащихся, форма творческого целенаправленного взаимодействия ученика, учителя и других субъектов воспитательного процесса, процесс интеграции школы с жизнью, адаптация учащихся к жизни, процесс социализации, освоение социокультурных ценностей. Рассмотримданные определения. В рамках реализации ФГОС под внеурочной деятельностью понимается образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классноурочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения ООП [4, с. 1].В глоссарии ФГОС ООО дается следующее определение: внеурочная (внеучебная) деятельность учащихся –это деятельностная организация на основе вариативной составляющей базисного учебного (образовательного) плана, организуемая участниками образовательного процесса, отличная от урочной системы обучения: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, КВНы, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования и т.д.; занятия по направлениям внеучебной деятельности учащихся, позволяющие в полной мере реализовать требования ФГОС ООО [5, с. 5].З.И. Северьянова трактует данное понятие следующим образом: внеурочная деятельность –это форма творческого целенаправленного взаимодействия ученика, учителя и других субъектов воспитательного процесса по созданию условий для освоения обучающимися социальнокультурных ценностей общества через включение в общественнополезную деятельность, неформальную организацию досуга, имеющее целью самореализацию личности во внеурочное время [цит. по 4, с. 3].Авторысоставители методического конструктора «Преимущественные формы достижения воспитательных результатов во внеурочной деятельности» Д.В. Григорьев и П.В. Степанов определяют внеурочную деятельность школьников как совокупность всех видовдеятельности школьников, в которой, в соответствии с ООП образовательного учреждения, решаются задачи воспитания и социализации, развития интересов, формирования УУД [6, с. 29]Данное толкование было выбрано нами в качестве рабочего. Исходя из всех вышеперечисленных определений, нами были выявлены основные аспекты внеурочной деятельности (Рис.1): •право выбора ученика;•процесс самореализации, самообразования учащихся;•процесс интеграции школы с жизнью;•адаптация учащихся к жизни;•процесс социализации, сотрудничество, коллективизм;•освоение социокультурных ценностей;•формирование УУД.
Рис.1.Условия самореализации личности.
Вслед за С.Н. Горычевойи Н.Г. Дмитрук, считаем, что развитие личности ребенка определяется его включением в систему межличностных отношений и в определенный вид деятельности. Они предлагают в рамках творческой познавательной деятельности рассматривать в качестве показателей самореализации следующие характеристики: успешность, эмоциональная удовлетворенность, самостоятельность, активность, развитый познавательный интерес [7, с. 38].Соответственно, знаниевая компонента, определяющая профессиональную подготовку выпускника образовательного учреждения, обязательно должна соответствовать сформированности личностных качеств, обеспечивающих успешное вхождение в будущую профессиональную деятельность [8, с. 59]: широкий кругозор, значительный творческий потенциал, высокие моральные принципы, мобильность, коммуникабельность. Представляется, что приоритетной целью внеурочной деятельности является создание условий для самореализации ребенка:•обеспечение благоприятной адаптации ребенка к школе; •выявление интересов, склонностей, способностей и возможностей учащихся к различным видам деятельности; •учет возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся; •развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей; •оптимизация учебной нагрузки обучающихся;•создание условий для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности;•формирование системы знаний, умений, навыков в избранном направлении деятельности;•создание условий для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;•развитие коммуникативных умений, опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;•расширение рамок общения в социуме и т.д. В базисном учебном плане выделены основные направления внеурочной деятельности: спортивнооздоровительное, художественноэстетическое, научнопознавательное, военнопатриотическое, общественно полезная и проектная деятельность.Отметим, что данные направления рассматриваются как содержательный ориентир при построении соответствующих образовательных программ внеурочной деятельности, а разработка и реализация конкретных форм внеурочной деятельности школьников основывается на разнообразных видах деятельности. Принципами организации внеурочной деятельности являются:
выбор учащимися внеурочных занятий в соответствии с их интересами и способностями.
учёт возрастных особенностей;
сочетание индивидуальных и коллективных форм работы;
связь теории с практикой;
доступность и наглядность;
включение в активную жизненную позицию;
единство и целостность партнёрских отношений всех субъектов социума[9, с. 9].Нами была изучена возможность использования развивающего и воспитывающего потенциала учебного материала школьных учебников по английскому языку в рамках внеурочной деятельности. Для анализа был выбран УМК М.В. Вербицкой FORWARD Englishдля 6 класса, в котором представлены следующие темы разделов:•Greetings and introductions;•Daily routines;•Family members;•Favorite things;•Talking about abilities;•Animal life;•A postcard from another country;•Holidays and travellings.В соответствии с направлениями деятельности нами были выделены следующие подтемы.Виды внеурочной деятельности: спортивнооздоровительная, игровая. Спортивнооздоровительное направление может быть реализовано на основе материала Unit4 «Favoritethings» и Unit5 «Talkingaboutabilities». Соответственно, могут быть организованы подвижные игры и внутришкольные спортивные соревнования по темам «Hobbies», «Abilitiesandtalents». Можно также применять на уроке игровые моменты и физминутки, ориентированные на раскрытие талантов и способностей учащихся.
Виды внеурочной деятельности: познавательная, игровая.НаучнопознавательноенаправлениеможетбытьреализовановUnit3 «Family members», Unit2 «Daily routines», Unit 7 «A postcard from another country» иUnit8 «Holidays and travellings». Могут быть проведены предметные недели на тему «Все об Англии», конкурсы и викторины, посвященные Австралии и различным национальностям, деловые и ролевые игры, например, на тему«Journeyintime», «Schoolroutinesindifferentcountries» и т.д. Виды внеурочной деятельности: досуговоразвлекательная, туристскокраеведческая, художественное творчество.ХудожественноэстетическоенаправлениеможетбытьреализовановUnit3 «Family members», Unit5 «Talking about abilities», Unit6 «Animal life», Unit8 «Holidays and travellings». Соответственно, могут быть организованы экскурсии в местные музеи, галереи в рамках темы «TheRoyalFamily» и в зоопарки в рамках темы «MoscowZoo», после их посещения можно провести выставки рисунков, поделок и творческих работ учащихся. Кроме этого, могут быть организованы вечера, посвященные известным людям в рамках темы «Famousdisabledpeople». Вид внеурочной деятельности: трудовая.Общественнополезная деятельность может быть реализована через проведение акций «Home, sweethome» и «Спасите животных» в рамках раздела №6 «Animallife», или помощь благотворительным учреждениям в рамках изучения темы «Famousdisabledpeople» в разделе № 5 «Talkingaboutabilities». Вид внеурочной деятельности: познавательная.
Проектная деятельность, как представляется, должна найти реализацию в каждом разделе, как одно из требований ФГОС второго поколения. Темы проектов предусмотрены и в самом учебнике: 1)Ex. 25. Russianholidaygreetings,с. 13 (постер); 2) Ex.30.Staying fit, с. 23; 3) Ex.29. The family of the last Russian tsar, с. 33 (викторина); 5) Ex. 27. A reallife story: Like Mowgli, с. 53; 6) Ex. 27. The most popular pets in Russia, с. 61 (статья); 8) Ex.22.A poster with the invitation and the program of the New Year party, с. 79.Таким образом, взаимосвязь учебной и внеурочной деятельности позволяет интегрировать различные виды деятельности, входящие в содержание ООП. Предложенные нами мероприятия позволяют создавать на уроке (и не только) ситуацию успешности, активности, эмоциональной удовлетворенности, развивают познавательный интерес и самостоятельность учащихся. Итак, мы изучили условия самореализации обучающихся в рамках осуществления внеурочной деятельности, к которым относятся:•построение собственного образовательного пространства;•включение в активнуюдеятельность;•социализация обучающихся;•единство и целостность партнёрских отношений всех субъектов социокультурной среды;•создание условий для реализации приобретенных знаний, умений и навыков и т.д.
Ссылкина источники1.ФГОС ООО [Электронный ресурс]. –Режим доступа: http://xn-80abucjiibhv9a.xn-p1ai/documents/938 (дата обращения: 02.02.16). 2.Савинов Е. С. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. –М.: Просвещение, 2011. –454 с. 3.Деринг Н.А. Организация внеурочной деятельности в условиях ФГОС второго поколения [Электронный ресурс] // Социальная сеть работников образования nsportal.ru. 18.01.15 URL: http://nsportal.ru/nachalnayashkola/raznoe/2015/01/18/organizatsiyavneurochnoydeyatelnostivusloviyakhfgosvtorogo (дата обращения: 11.01.16)4.ФГОС НОО [Электронный ресурс]. –Режим доступа: http://xn-80abucjiibhv9a.xn-p1ai/documents/922(дата обращения: 19.01.16)5.Глоссарий ФГОС[Электронный ресурс]. – Режим доступа: starshaya shkola/ekonomika/fgos/glossarijfgos.html (дата обращения: 23.12.15)6.Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. –М.: Просвещение, 2010. –223 с.7.Горычева С.Н., Дмитрук Н.Г. Самореализация личности учащихся в процессе учебной деятельности // Вестник Новгородского Государственного Университета им. Ярослава Мудрого. –2005. –№ 31. –С. 3640.8.Зеер Э.Ф., Павлова А., Сыманюк Э.Э., Модернизация профессионального образования: компетентностный подход. –М.: Московский психологосоциальный институт,2005. –216 с.9.Письмо Министерстваобразования и науки РФ от 12 мая 2011 г. № 03296 “Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования” [Электронный ресурс]. –Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/55071318 /#ixzz3li0sddEd (дата обращения: 13.02.16).
Антонова Людмила Викторовна,научный руководитель, доцент, канд. филологических наук, г. Стерлитамак
Использование воспитательного потенциала содержания обучения иностранным языкам во внеурочной деятельности
Аннотация.В данной статье изучаютсявозможности внеурочной деятельности как одно из условий самореализации личности обучаемого. Внеурочная деятельность
рассматривается как обязательная составляющая по овладениюуниверсальными учебными действиями и достижениюпланируемых результатов. Отмечается, чтов процессе внеурочной деятельности учащиеся осваивают образцы поведения, социокультурные ценности, кроме того, включаясьв активнуюдеятельность, самореализуются.Ключевые слова: обучение английскому языку, внеурочная деятельность, ФГОС, планируемые результаты, УУД, самореализация.
Цель данной статьи заключается в изучении условий самореализации обучающихся в рамках осуществления внеурочной деятельностив общеобразовательной школе, с учетом воспитательногопотенциалапредмета «Иностранный язык».
Федеральный государственный стандарт (ФГОС) второго поколения вносит значительные изменения в содержание образования, акцент ставится на достижении планируемых результатов: личностных, метапредметных, предметных, через формирование у учащихся универсальных учебных действий (УУД) [1, с. 1]. В основной образовательной программе (ООП) основного общего образования предусматривается внеурочная деятельность, ориентированная на обеспечение индивидуальных потребностей обучающихся, способствующая формированию ключевых компетентностей [2, с. 38]. Направленность внеурочной деятельности, прежде всего, на достижение личностных и метапредметных результатов, определяет ее специфику, поскольку обучающийся не только и даже не столько должен узнать новое, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и пр.Основными целями внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС являются:•создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося;•создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей; •создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время; •развитие здоровой, творчески растущей личности со сформированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив [3, с. 2].На настоящий момент еще нет единого определения понятия «внеурочная деятельность». Изучая проблему организации внеурочной деятельности, мы обратились к словарным определениям и выявили основные признаки данного понятия: образовательная деятельность, достижение планируемых результатов, право выбора ученика, самореализация и самообразование учащихся, форма творческого целенаправленного взаимодействия ученика, учителя и других субъектов воспитательного процесса, процесс интеграции школы с жизнью, адаптация учащихся к жизни, процесс социализации, освоение социокультурных ценностей. Рассмотримданные определения. В рамках реализации ФГОС под внеурочной деятельностью понимается образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классноурочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения ООП [4, с. 1].В глоссарии ФГОС ООО дается следующее определение: внеурочная (внеучебная) деятельность учащихся –это деятельностная организация на основе вариативной составляющей базисного учебного (образовательного) плана, организуемая участниками образовательного процесса, отличная от урочной системы обучения: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, КВНы, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования и т.д.; занятия по направлениям внеучебной деятельности учащихся, позволяющие в полной мере реализовать требования ФГОС ООО [5, с. 5].З.И. Северьянова трактует данное понятие следующим образом: внеурочная деятельность –это форма творческого целенаправленного взаимодействия ученика, учителя и других субъектов воспитательного процесса по созданию условий для освоения обучающимися социальнокультурных ценностей общества через включение в общественнополезную деятельность, неформальную организацию досуга, имеющее целью самореализацию личности во внеурочное время [цит. по 4, с. 3].Авторысоставители методического конструктора «Преимущественные формы достижения воспитательных результатов во внеурочной деятельности» Д.В. Григорьев и П.В. Степанов определяют внеурочную деятельность школьников как совокупность всех видовдеятельности школьников, в которой, в соответствии с ООП образовательного учреждения, решаются задачи воспитания и социализации, развития интересов, формирования УУД [6, с. 29]Данное толкование было выбрано нами в качестве рабочего. Исходя из всех вышеперечисленных определений, нами были выявлены основные аспекты внеурочной деятельности (Рис.1): •право выбора ученика;•процесс самореализации, самообразования учащихся;•процесс интеграции школы с жизнью;•адаптация учащихся к жизни;•процесс социализации, сотрудничество, коллективизм;•освоение социокультурных ценностей;•формирование УУД.
Рис.1.Условия самореализации личности.
Вслед за С.Н. Горычевойи Н.Г. Дмитрук, считаем, что развитие личности ребенка определяется его включением в систему межличностных отношений и в определенный вид деятельности. Они предлагают в рамках творческой познавательной деятельности рассматривать в качестве показателей самореализации следующие характеристики: успешность, эмоциональная удовлетворенность, самостоятельность, активность, развитый познавательный интерес [7, с. 38].Соответственно, знаниевая компонента, определяющая профессиональную подготовку выпускника образовательного учреждения, обязательно должна соответствовать сформированности личностных качеств, обеспечивающих успешное вхождение в будущую профессиональную деятельность [8, с. 59]: широкий кругозор, значительный творческий потенциал, высокие моральные принципы, мобильность, коммуникабельность. Представляется, что приоритетной целью внеурочной деятельности является создание условий для самореализации ребенка:•обеспечение благоприятной адаптации ребенка к школе; •выявление интересов, склонностей, способностей и возможностей учащихся к различным видам деятельности; •учет возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся; •развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей; •оптимизация учебной нагрузки обучающихся;•создание условий для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности;•формирование системы знаний, умений, навыков в избранном направлении деятельности;•создание условий для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;•развитие коммуникативных умений, опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;•расширение рамок общения в социуме и т.д. В базисном учебном плане выделены основные направления внеурочной деятельности: спортивнооздоровительное, художественноэстетическое, научнопознавательное, военнопатриотическое, общественно полезная и проектная деятельность.Отметим, что данные направления рассматриваются как содержательный ориентир при построении соответствующих образовательных программ внеурочной деятельности, а разработка и реализация конкретных форм внеурочной деятельности школьников основывается на разнообразных видах деятельности. Принципами организации внеурочной деятельности являются:
выбор учащимися внеурочных занятий в соответствии с их интересами и способностями.
учёт возрастных особенностей;
сочетание индивидуальных и коллективных форм работы;
связь теории с практикой;
доступность и наглядность;
включение в активную жизненную позицию;
единство и целостность партнёрских отношений всех субъектов социума[9, с. 9].Нами была изучена возможность использования развивающего и воспитывающего потенциала учебного материала школьных учебников по английскому языку в рамках внеурочной деятельности. Для анализа был выбран УМК М.В. Вербицкой FORWARD Englishдля 6 класса, в котором представлены следующие темы разделов:•Greetings and introductions;•Daily routines;•Family members;•Favorite things;•Talking about abilities;•Animal life;•A postcard from another country;•Holidays and travellings.В соответствии с направлениями деятельности нами были выделены следующие подтемы.Виды внеурочной деятельности: спортивнооздоровительная, игровая. Спортивнооздоровительное направление может быть реализовано на основе материала Unit4 «Favoritethings» и Unit5 «Talkingaboutabilities». Соответственно, могут быть организованы подвижные игры и внутришкольные спортивные соревнования по темам «Hobbies», «Abilitiesandtalents». Можно также применять на уроке игровые моменты и физминутки, ориентированные на раскрытие талантов и способностей учащихся.
Виды внеурочной деятельности: познавательная, игровая.НаучнопознавательноенаправлениеможетбытьреализовановUnit3 «Family members», Unit2 «Daily routines», Unit 7 «A postcard from another country» иUnit8 «Holidays and travellings». Могут быть проведены предметные недели на тему «Все об Англии», конкурсы и викторины, посвященные Австралии и различным национальностям, деловые и ролевые игры, например, на тему«Journeyintime», «Schoolroutinesindifferentcountries» и т.д. Виды внеурочной деятельности: досуговоразвлекательная, туристскокраеведческая, художественное творчество.ХудожественноэстетическоенаправлениеможетбытьреализовановUnit3 «Family members», Unit5 «Talking about abilities», Unit6 «Animal life», Unit8 «Holidays and travellings». Соответственно, могут быть организованы экскурсии в местные музеи, галереи в рамках темы «TheRoyalFamily» и в зоопарки в рамках темы «MoscowZoo», после их посещения можно провести выставки рисунков, поделок и творческих работ учащихся. Кроме этого, могут быть организованы вечера, посвященные известным людям в рамках темы «Famousdisabledpeople». Вид внеурочной деятельности: трудовая.Общественнополезная деятельность может быть реализована через проведение акций «Home, sweethome» и «Спасите животных» в рамках раздела №6 «Animallife», или помощь благотворительным учреждениям в рамках изучения темы «Famousdisabledpeople» в разделе № 5 «Talkingaboutabilities». Вид внеурочной деятельности: познавательная.
Проектная деятельность, как представляется, должна найти реализацию в каждом разделе, как одно из требований ФГОС второго поколения. Темы проектов предусмотрены и в самом учебнике: 1)Ex. 25. Russianholidaygreetings,с. 13 (постер); 2) Ex.30.Staying fit, с. 23; 3) Ex.29. The family of the last Russian tsar, с. 33 (викторина); 5) Ex. 27. A reallife story: Like Mowgli, с. 53; 6) Ex. 27. The most popular pets in Russia, с. 61 (статья); 8) Ex.22.A poster with the invitation and the program of the New Year party, с. 79.Таким образом, взаимосвязь учебной и внеурочной деятельности позволяет интегрировать различные виды деятельности, входящие в содержание ООП. Предложенные нами мероприятия позволяют создавать на уроке (и не только) ситуацию успешности, активности, эмоциональной удовлетворенности, развивают познавательный интерес и самостоятельность учащихся. Итак, мы изучили условия самореализации обучающихся в рамках осуществления внеурочной деятельности, к которым относятся:•построение собственного образовательного пространства;•включение в активнуюдеятельность;•социализация обучающихся;•единство и целостность партнёрских отношений всех субъектов социокультурной среды;•создание условий для реализации приобретенных знаний, умений и навыков и т.д.
Ссылкина источники1.ФГОС ООО [Электронный ресурс]. –Режим доступа: http://xn-80abucjiibhv9a.xn-p1ai/documents/938 (дата обращения: 02.02.16). 2.Савинов Е. С. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. –М.: Просвещение, 2011. –454 с. 3.Деринг Н.А. Организация внеурочной деятельности в условиях ФГОС второго поколения [Электронный ресурс] // Социальная сеть работников образования nsportal.ru. 18.01.15 URL: http://nsportal.ru/nachalnayashkola/raznoe/2015/01/18/organizatsiyavneurochnoydeyatelnostivusloviyakhfgosvtorogo (дата обращения: 11.01.16)4.ФГОС НОО [Электронный ресурс]. –Режим доступа: http://xn-80abucjiibhv9a.xn-p1ai/documents/922(дата обращения: 19.01.16)5.Глоссарий ФГОС[Электронный ресурс]. – Режим доступа: starshaya shkola/ekonomika/fgos/glossarijfgos.html (дата обращения: 23.12.15)6.Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. –М.: Просвещение, 2010. –223 с.7.Горычева С.Н., Дмитрук Н.Г. Самореализация личности учащихся в процессе учебной деятельности // Вестник Новгородского Государственного Университета им. Ярослава Мудрого. –2005. –№ 31. –С. 3640.8.Зеер Э.Ф., Павлова А., Сыманюк Э.Э., Модернизация профессионального образования: компетентностный подход. –М.: Московский психологосоциальный институт,2005. –216 с.9.Письмо Министерстваобразования и науки РФ от 12 мая 2011 г. № 03296 “Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования” [Электронный ресурс]. –Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/55071318 /#ixzz3li0sddEd (дата обращения: 13.02.16).