Когнитивная модель дискурса как многомерный ментальный конструкт

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Ватолина Т. Г. Когнитивная модель дискурса как многомерный ментальный конструкт // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – № 9 (сентябрь). – URL: http://e-koncept.ru/2017/175006.htm.
Аннотация. В статье рассматриваются различные подходы к определению термина «когнитивная модель дискурса», возникающие по причине междисциплинарности этого термина. Предлагается авторское понимание данного термина, учитывающее как когнитивную, так и коммуникативную природу дискурса, как сообщения любого типа, транслирующего определенные знания и генерирующего новые знания.
Раздел: Филология; искусствоведение; культурология
Комментарии
Пухов А. О., 16 сентября 2017, 22:59 #
Дорогие жители северо-западного региона Российской Федерации, а также и остальные жители Прибалтики, Республики Беларусь и северной части Европейского Союза!
Многие из нас уже давно в крайней степени предельно устали жить в мире мяс механических обвалок и прочих пальмово-ядровых масел! В мире бесчисленных спредов и прочей продукции сомнительного качества! Но не стоит отчаиваться, а уж тем более грустить! ВЫХОД ЕСТЬ!!!
Итак!
Эксклюзивное предложение в Санкт-Петербурге и Ленобласти! МЯСО ФИНСКИХ СТРАУСОВ!!! Доставка по Санкт-Петербургу, Кронштадту, Шлиссельбургу, Кировску, Гатчине и Выборгу! В Карелию! А также доставка в ЕС из международного терминала "Моби Дик" (Кронштадт)
Тел.: 79523733524
Email: anton_p1984@mail.ru
Контактные лица: Антон, Алексей
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Ватолина Т.Г.Когнитивная модель дискурса как многомерный ментальный конструкт// Научнометодический электронный журнал «Концепт». –2017. –№ 9(сентябрь).–0,4п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2017/175006.htm.1

ART175006УДК 8113

Ватолина Татьяна Геннадьевна,

кандидат филологическихнаук,доцент кафедры иностранных языковФГБОУ ВО «Керченский государственный морской технологический университет», г. Керчьbianka80@mail.ru

Когнитивная модель дискурса как многомерный ментальный конструкт

Аннотация. В статье рассматриваются различные подходы к определению термина «когнитивная модель дискурса», возникающие по причине междисциплинарности этоготермина.Предлагается авторское пониманиеданного термина, учитывающее как когнитивную, так и коммуникативную природу дискурса, как сообщения любого типа, транслирующего определенные знания и генерирующего новые знания.Ключевые слова:модель, когнитивная модель, дискурс, когнитивная структура, знание, ситуация.Раздел: (05) филология; искусствоведение; культурология.

Моделирование представляет собой универсальный инструмент теории познания, широко применяемый различными отраслями современной науки, так как позволяет синтезировать теоретический и практический материали вывести некое обобщенное абстрагированное знание о какомлибо явлении, процессе или системе объектов в виде модели, воспроизводящей и описывающей интересующие исследователя свойства и характеристики оригинала.Развитиеразличных направлений когнитивной науки, а также транспарентностьмеждисциплинарных связей, их взаимопроникновениепозволяет рассматривать когнитивное моделирование с позиции междисциплинарности, интегрируя такие современные направления, как когнитивная лингвистика, теория дискурса, теория коммуникации, когнитивная психология, компьютерология (наукаоб искусственном интеллекте)и др.Подобное объединение возможно в рамках когнитивной парадигмы в силу общности интенционального объекта, то есть информации.

Когнитивное моделирование, таким образом, становится однимиз основных методов исследования ментальной сферычеловека, а именно таких когнитивных процессов, как получение, обработка, хранение знаний об окружающем мире и представление и передача этих знаний в дискурсе.Данное положение позволяет рассматривать дискурс как когнитивное явление, то есть не только с точки зрения его формальной и структурной организации,но и глубинныхкогнитивных структур человеческого сознания, участвующихв создании, получении и обработке содержащихся в дискурсе знаний о мире и их организациив когнитивные модели[1].Повышенный интерес к когнитивному моделированию обусловлентем, что «понимание мира возможно только через развитие когнитивных структур, которые связывают кажущиеся рассеянными объекты в единое понятие [модель]» [2].В настоящее время в контексте полипарадигматизма обретает актуальность вопрос об экспланаторности термина «когнитивная модель дискурса»,и мы в нашей работе постараемся охарактеризоватьимеющиеся подходы к пониманию данного термина, исходя из комплексного понимания дискурса как особого ментального продукта, транслирующего определенные знания и генерирующего новые знания, –в когнитивном аспекте, и как любое сообщение–в коммуникативном аспекте.Ватолина Т.Г.Когнитивная модель дискурса как многомерный ментальный конструкт// Научнометодический электронный журнал «Концепт». –2017. –№ 9(сентябрь).–0,4п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2017/175006.htm.2

Пионерами в области внедренияпонятиякогнитивной моделив научный обиход выступили когнитивная психология и компьютерология.Целью первой была разработкамоделей человеческого поведения и человеческого разума, что, с одной стороны, обеспечивалоновыми эмпирическими даннымиотносительно когнитивной архитектуры человеческого сознания и новой терминологиейдля характеристики человеческого интеллекта и, с другой стороны,позволяло при помощи компьютера моделировать такие когнитивные процессы, как обучение или выведение экспертного знания [3; 4]. Посколькуработаинтеллектане сводится только к умениюприобретать, хранить и пользоваться знаниями, ноещёи передавать их посредством языка, понятие когнитивной модели стало широко применяться в когнитивной лингвистикеприменительно к дискурсу.Подтермином«когнитивная модель» мы понимаем ментальный конструкт, имеющийдело с познавательными процессами, способами обработки информации, поступающей к человеку в процессе восприятия, наблюдения за миром, коммуникации и другой когнитивной деятельности. Обработанная информация преобразуется вментальные репрезентацииразного типа (концепты, пропозиции, фреймы, сценариии т.п.) и далее формируеткогнитивную модель, которая находит своё выражение в языке. Дж. Лакофф и М. Джонсон указывают, что некоторые философские теорииотносят термин «когнитивный» только к концептуальным и пропозициональным структурам. Самижеучёные считают, что термин «когнитивный» охватывает также системы восприятия, памяти, внимания, мышления, визуальные образы –гештальты, эмоции, рассудок, разум, то есть природу сознанияв целом (thenatureofmind). Таким образом, они трактуюттермин «когнитивный» в самом широком смысле как описывающий любые ментальные операциии структуры, имеющиеотношение к языку, смыслу, восприятию, концептуальным системам и разуму [5].В современнойкогнитивной лингвистике существуютразные подходы к определениюкогнитивной модели. Так, например, Дж. Лакофф отводит когнитивным моделям важную роль в осуществлении людьмикатегориальной классификациислов естественного языка. Он выдвигает гипотезу оналичииувсех людей «когнитивного аппарата», участвующегов процессе категоризации и включающего четыре типа когнитивных моделей: пропозициональные, схематические модели образов, метафорические и метонимические модели. Указанные модели структурируют ментальные пространства, которые в теории когнитивных моделей Дж. Лакоффа заменяют возможные миры и ситуации, но лишь как отражение нашего понимания гипотетической или вымышленной ситуации, и являются по своей сути концептуальной системой человеческого сознания. Вроли когнитивных моделейвыступаютментальные сущности, а именно пропозиции, концепты и концептуальные метафоры [6]. Как мы уже говорили, когнитивные модели не могут существовать отдельно от дискурса и играют важную роль в порождении, интерпретации и понимании последнего. Мы опираемся на понимание дискурса как особого «ментального мира», «ментального пространства», требующего особого отбора языковых средств[7]. Т. ван Дейк и В. Кинч представляют когнитивную модель какспецифический видструктурной организации знания в памяти. Ученые указывают, что для адекватного понимания дискурса человек должен обладатьособыми структурами организации знания –ситуационными моделями [8]. Согласно данной теории, формирование ситуационных моделей осуществляется в ходе наблюдения и восприятия некоторых реальных ситуаций (событий, эпизодов), их последующей когнитивной обработки и конструировании их ментальных представлений. Причем, сами ситуации и их репрезенВатолина Т.Г.Когнитивная модель дискурса как многомерный ментальный конструкт// Научнометодический электронный журнал «Концепт». –2017. –№ 9(сентябрь).–0,4п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2017/175006.htm.3

тации совпадать не будут, так как реальные ситуации представляют собой определённую последовательность событий или действий и участников и имеют конкретные пространственновременные координаты, а их репрезентации отличаются фрагментарностью, неполнотой и разными уровнями обобщений. В ситуационных моделях отражается лишь наиболее значимаяинтерпретация ситуаций. Но одна и та же ситуация может быть поразному проинтерпретирована в зависимости от разных точек зрения на неё, что свидетельствует о субъективном характере когнитивных моделей. В то же время, несмотря на субъективность, когнитивные модели социальны, иначе люди не понимали бы друг друга в процессе коммуникации, что говорит о наличии некоторого общего для всех людей принципа построения моделей ситуаций, каким является схематизация ситуаций. Следовательно, способ анализа ситуации при построении модели для всех один и тот же [9]. Местом хранения ситуационных моделей является эпизодическая (событийная) память. В процессе когнитивной обработки дискурса из эпизодической памяти извлекается когнитивный коррелят данной ситуации –ситуационная модель, в которой отраженнакопленный человеком опыто конкретных событиях или ситуациях. Таким образом, процесс понимания дискурса в концепции Т. ван Дейка и В. Кинча предстаёт, с одной стороны, как создание семантического представления (смысла) дискурса в форме базы текста и, с другой стороны, извлечения из эпизодической памяти соответствующей ситуационной модели.Рассмотренной теорииситуационных моделей предшествовала теорияментальных моделей, разработаннаяФ. ДжонсономЛэрдом в русле когнитивной психологии [10]. Ф. ДжонсонЛэрд обращается к использованию ментальных моделей с целью решения проблемы вывода умозаключений. Собранные им эмпирические данные подтвердили гипотезу о том, что люди быстро забывают не только поверхностные (surface) и глубинные синтаксические структуры (underlyingsyntax), но даже и значения отдельных предложений. В памяти сохраняются только модели ситуаций (whodidwhattowhom), в основе конструирования которых лежат значения предложений, фоновые знания (generalknowledge) и знания о ситуации общения. Таким образом, модели конструируются сознанием в процессе осмысления мира. В их конструировании участвуют восприятие, воображение, понимание дискурса (thecomprehensionofdiscourse). Основная разница между моделями и другими видами ментальных репрезентаций состоит в том, что структура моделей соответствует структуре репрезентируемых объектов и явлений [11]. Таким образом, структура ментальной модели отражает существенные аспекты соответствующейситуации реального или возможного мира. В концепции О. Йокоямы когнитивная модель дискурса представлена как трансакционная модель передачи знаний от одного участника диалога к другому, или как универсальная модель коммуникативной компетенции. В данной модели участники коммуникации рассматриваются как носители знаний, или когнитивные множества, элементами которых являются разные виды знания, называемые подмножеством множеств. Для успешной реализации когнитивной трансакционной модели необходимым условием является не только соотношение множества активизированных знаний адресата и множества активизированных знаний говорящего, но и знание обоими собеседниками дискурсивной ситуации, которая обеспечивает получение правильного представления о когнитивном множествепартнёра [12].На взаимодействиеразных типов знаний и когнитивных структур в дискурсе указываюти отечественные учёные. М.Л. Макаров, выделяет в дискурсе две когнитивные модели. Первая репрезентирует предметнореферентную ситуациюи одновреВатолина Т.Г.Когнитивная модель дискурса как многомерный ментальный конструкт// Научнометодический электронный журнал «Концепт». –2017. –№ 9(сентябрь).–0,4п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2017/175006.htm.4

менно предстаёт объектом дискурсивного действия. Данная когнитивная модель является результатомкогнитивной интерпретации предметной ситуации и опирается на знания о предмете общения, связанном с ним предшествующем опыте и прогнозировании. Благодаря использованию когнитивной модели предметнореферентной ситуации в дискурсе происходит тематизация референтной ситуации, то есть предмет общения, его объект «задаёт тему, по развитию которой можно судить об особенностях моделирования референтной ситуации» [13].Вторая когнитивная модель, выявляемая в дискурсе, представляетсобой когнитивный образ ситуации взаимодействия, или ситуативную модельи по своей сути конвенциональна[14]. Общепризнанным является тот факт, что дискурс организуется вокруг одного или нескольких опорных концептов, совокупностей концептов (концептосферы/концептуальной системы/сети/концептуального домена), пропозиций, либо сложных пропозициональноконцептуальных конструктов –фреймов и сценариев.

В сознании человека,говорящего концепты и пропозиции,компилируютсяв абстрактные структуры знания –фреймы (frames) или сценарии (scenarios), в терминах М.Минского, являющиеся однимиз способов представления стереотипной ситуации[15]. Развивая идеи М. Минского,Р. Шенки Р. Абельсон используют термин сценарий (script),подразумевающийналичие стандарта, или прототипа, лежащего в основе нашего знания о мире, представленного в виде набора действий, в том числе речевых, выполняемых действующими лицами и ведущих к цели. Наличие сценариев в памяти человека доказывается тем фактом, что люди реагируют на случаи нарушения нормального развёртывания того или иного сценария. Р. Шенк и Р. Абельсон различают институциональные общественно значимые ситуации (institutionalpublicsituations), представленные универсальными сценариями (universalsituationalscripts), и личностно значимые ситуации, представленные личностными сценариями (personalscripts). Универсальные ролевые сценарии включают в себя знание о ролях, выполняемых людьми в стереотипных общественно значимых ситуациях, например, в таких ролях, как “Waiter”, “Professor”,“Journalist”, “Businessman”и т.п. Личностные сценарии организованы вокруг какойлибо роли, носящей частный характер, например: “Flatterer”, “JealousSpouse”, “GoodSamaritan”, “Pickpocket”, “Spy”[16].И в зависимости от выполняемой институциональной или личностной роли и реализуемого сценария, люди производят соответствующий дискурс.Помимо ролевых сценариев, Р. Шенк и Р. Абельсон выделяют сценариирепрезентации, лежащие в основе дискурса(representationsofstories). В универсальных сценарияхрепрезентациях слоты заполнены пропозициями, описывающими наиболее характерные черты представленной ситуации. Эти пропозиции группируются вокруг определённого концепта или пропозициивершины (главного слота) сценария (scriptheader) [17].В своей совокупности рассмотренные когнитивныеконструктысоставляют когнитивную базу дискурса,в которую входятопределённым образом структурированныезнания и национальнодетерминированные представлениякакоголибо национальнолингвокультурного сообщества [18]. Можно говорить о некоей общей когнитивной базе дискурса, так как любой отдельный представитель данного национальнолингвокультурного сообщества обладает тем же набором структурированных знаний и представлений, что и остальные, и может выразить эти знания и представления, то есть когнитивную базу, в дискурсе.Ватолина Т.Г.Когнитивная модель дискурса как многомерный ментальный конструкт// Научнометодический электронный журнал «Концепт». –2017. –№ 9(сентябрь).–0,4п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2017/175006.htm.5

Рассмотренные теории когнитивных моделей хотя и дают разные представления об этом понятии, тем не менее, содержат общую основу. Когнитивные модели Дж.Лакоффа представляют собой репрезентации ментальных сущностей, концептов и пропозиций; ситуационные модели Т. ван Дейка и В. Кинча и ментальные модели Ф.Н.ДжонсонаЛэрда представляют собой когнитивные модели памяти, отражающие когнитивные представления о положении дел в мире и о социальных ситуациях и участвующие в понимании дискурса; когнитивные модели дискурса вконцепциях О.Йокоямы и М.Л. Макарова представляют собой когнитивные модели коммуникативного акта. Общим в представленных трактовках когнитивных моделей является то, что в основе любой когнитивной модели лежит репрезентация знаний индивида об окружающем его или некоем другом, познаваемом мире. Но поскольку весь мир представить очень сложно, то знания, представленные в проанализированных когнитивных моделях, сводятся к знаниям простейших житейских ситуаций.Наличие различных подходов к определению когнитивной модели дискурса складывается, вопервых, из понимания дискурса как особого ментального мира, в основе организации которого лежат когнитивные принципы, вовторых, из представления организации знаний о мире в памяти в виде ситуационных или ментальных моделей, втретьих, исходя из когнитивной природы коммуникативного акта. Мыпод когнитивной моделью дискурса понимаеммоделирование исследователем того, как, с одной стороны, организуются знания в дискурсе (в виде концептов и пропозиций, концептуальных и пропозициональных конструктов –когнитивных сценариев) и, с другой стороны, как они репрезентируются в языке.

Ссылки на источники1.Ватолина Т.Г. Когнитивная модель детективного дискурса (на материале англоязычных детективных произведений XIX–XX вв.): дис. ... канд. филол. наук. –Иркутск: ИГЛУ, 2011. –209 с.2.Солсо Р. Л. Когнитивная психология. –М.: Тривола,Либерея, 2002. –С. 247.3.ЛюгерД. Ф. Искусственный интеллект: стратегии и методырешения сложных проблем. –М.: Издательский дом «Вильямс», 2005. –864 с.4.MinskyM. Matter, Mind and Models// Semantic Information Processing. –Cambridge: MIT Press, 1968. –P. 45–49.5.LakoffG.,JohnsonM.Philosophy in the Flesh: The Embodied Mind and it’s Challenge to Western Thought. –New York: Basic Books, 1999. –624 p.

6.Лакофф Дж. Когнитивное моделирование// Язык и интеллект. –М.: Прогресс, 1996.–С. 143–184.7.ПлотниковаС. Н. Неискренний дискурс (в когнитивном и структурнофункциональном аспектах). –Иркутск: ИГЛУ, 2000. –244 с.8.ДейкТ. А. ван. Язык. Познание. Коммуникация.–М.: Прогресс, 1989. –312 с.

9.Тамже.10.JohnsonLairdP. Mental Models, Sentential Reasoning and Illusory Inferences// Mental Models and the Mind. –Princeton: Elsevier B.V., 2006. –P. 27–51.11.Там же.P. 28.12.ЙокоямаО. Б. Когнитивная модель дискурсаи русский порядок слов. –М.: Языки славянской культуры, 2005. –424 с.13.МакаровМ. Л. Основы теории дискурса. –М.: Гнозис, 2003. –С. 157.14.Там же. С. 158.15.МинскийМ. Остроумие илогика бессознательного// Новое в зарубежной лингвистике. –Вып. 23. –1988. –№ 23. –С.289.16.SchankR.,

AbelsonR.Scripts, Goals and Understanding. An Inquiry into Human Knowledge Structures. –Hillsdale: Lawrence Erlbaum Associates, 1977. –P. 62.17.Там же. P. 164–167.18.КрасныхВ. В. «Свой» среди «чужих»: миф или реальность?–М.: Гнозис, 2003. –С.61.



Ватолина Т.Г.Когнитивная модель дискурса как многомерный ментальный конструкт// Научнометодический электронный журнал «Концепт». –2017. –№ 9(сентябрь).–0,4п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2017/175006.htm.6

Tatiana Vatolina,

Candidate of Philological Sciences, Associate professor ofForeign Languages Chair,KerchState Maritime Technologica University, KerchOn definingthe"discourse cognitive modeling" termAbstract. The article considers different approaches towards defining the term of "discourse cognitive modeling"caused by its interdisciplinary nature. The article provides the author's understanding of this term that arises from cognitive as well as communicative nature of discourse regarding this phenomenon as a messagethat both compiles and generates knowledge.Key words:model, cognitive model, discourse, cognitive structure, knowledge, situation.References1.Vatolina T. G.(2011)Kognitivnaja model' detektivnogo diskursa (na materiale anglojazychnyh detektivnyh proizvedenij XIX–XX vv.): dis. ... kand. filol. nauk. Irkutsk: IGLU, 209 p.(in Russian).2.Solso R. L.(2002)Kognitivnaja psihologija. Moscow: Trivola, Libereja, p. 247 (in Russian).3.Ljuger D. F.(2005)Iskusstvennyj intellekt: strategii i metody reshenija slozhnyh problem. Moscow: Izdatel'skij dom “Vil'jams”, 864 p.(in Russian).4.Minsky M.(1968)Matter, Mind and Models.Semantic Information Processing. Cambridge: MIT Press,pp. 45–49 (in English).5.Lakoff G., Johnson M.(1999)Philosophy in the Flesh: The Embodied Mind and it’s Challenge to Western Thought. New York: Basic Books, 624 p. (in English).6.Lakoff Dzh.(1996)Kognitivnoe modelirovanie.Jazyk i intellekt. Moscow: Progress, pp. 143–184 (in Russian).7.Plotnikova S. N.(2000)Neiskrennij diskurs (v kognitivnom i strukturnofunkcional'nom aspektah).Irkutsk: IGLU, 244 p.(in Russian).8.Dejk T. A. van(1989)Jazyk. Poznanie. Kommunikacija. Moscow: Progress, 312 p. (in Russian).9.Ibid.10.JohnsonLaird P.(2006)Mental Models, Sentential Reasoning and Illusory Inferences // Mental Models and the Mind.Princeton: Elsevier B. V., pp. 27–51 (in English).11.Ibid. P. 28.12.Jokojama O. B.(2005)Kognitivnaja model' diskursa i russkij porjadok slov. Moscow: Jazyki slavjanskoj kul'tury, 424 p.(in Russian).13.Makarov M. L.(2003)Osnovy teorii diskursa. Moscow: Gnozis, p. 157 (in Russian).14.Ibid. P. 158.15.Minskij M.(1988)Ostroumie i logika bessoznatel'nogo // Novoe v zarubezhnojlingvistike. Vyp. 23,№ 23,p. 289 (in Russian).16.Schank R., Abelson R.(1977)Scripts, Goals and Understanding. An Inquiry into Human Knowledge Structures. Hillsdale: Lawrence Erlbaum Associates, p. 62 (in English).17.Ibid. P. 164–167.18.Krasnyh V. V.(2003)«Svoj» sredi «chuzhih»: mif ili real'nost'?Moscow: Gnozis, p. 61(in Russian).

Рекомендованокпубликации:

Горевым П. М.,кандидатомпедагогических наук, главным редакторомжурнала «Концепт»



Поступила в редакциюReceived20.08.17Получена положительная рецензияReceived a positivereview07.09.17ПринятакпубликацииAccepted for publication07.09.17ОпубликованаPublished08.09.17

© Концепт, научнометодический электронный журнал, 2017©Ватолина Т. Г.,2017www.ekoncept.ru