Полный текст статьи
Печать

В настоящее время повышение эффективности и качества образования является одним из основных направлений реализации государственной политики в области тех системных преобразований, которые обеспечат решение вопросов социально-экономического развития нашей страны [1]. Поэтому сейчас особо пристальное внимание уделяется  именно подготовке высококвалифицированных кадров и продиктовано это, прежде всего, необходимостью подготовки специалистов абсолютно нового качественного уровня, в которых заинтересована российская  промышленность [2]. Возросшие потребности потенциальных работодателей в квалифицированных специалистах  продиктованы  резким  увеличением объема научно-технологической информации, а также принципиально новых  способов работы с ней в современных производственных условиях. И когда говорится о качестве подготовки будущих профессионалов в различных областях производственной деятельности, на первый план выступают именно те современные педагогические технологии, которые обеспечивают обучающимся овладение ключевыми умениями, необходимыми для жизни в инновационном обществе и  обучения в течение всей жизни [3].

С введением федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС)  для учителей школ, колледжей, преподавателей техникумов и вузов открываются реальные возможности для удовлетворения индивидуальных потребностей обучающихся. Проанализировав федеральные государственные образовательные стандарты по различным уровням образования, оказалось, что проектно-исследовательская деятельность является одной из ведущих общеобразовательных компетенций по каждому предметному модулю. 

В соответствии Федеральным законом № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», профессиональное образование направлено на решение задач интеллектуального, культурного и профессионального развития человека.

Таким образом,  задачей  профессиональных образовательных учреждений   является обоснование и разработка таких  педагогических технологий обучения,  которые будут направлены не только на обеспечение условий для формирования ключевых профессиональных компетенций, но и на  развитие проектно-исследовательской деятельности  обучающихся [4].

Следовательно, появление необходимости подготовки профессионального специалиста с проектно-исследовательским потенциалом диктуется целым рядом соображений, одним из таких соображений является концепция инвестиций в человеческий потенциал. 

В этом случае, очевидным становится тот факт, что  качество обучения во многом зависит от  различных форм организации учебного процесса - методических приемов, активизирующих проектно-исследовательскую деятельность обучающихся, в то время как условия протекания творческой и проектно-исследовательской деятельности должны и могут быть приближены к условиям профессиональной  деятельности,  протекающей  в  реальной жизни [5]. 

При такой технологии исследовательской деятельности кардинально меняется роль преподавателя: из источника знаний и информации педагог превращается в организатора проектно-исследовательской деятельности, лишь консультируя обучающихся по возникающим вопросам [6]. 

Одни и те же знания можно получить разными способами. Однако часто бывает так, что объем знаний, который должен усвоить обучающийся,  превышает его возможности, поэтому  столкнувшись со сложным вопросом или незнакомой задачей,  он даже не пытается ее решить накопленным интеллектуальным потенциалом. Систематическое же  включение  в учебный процесс проблемно - поисковой, проектно-исследовательской деятельности заставляет использовать запас жизненных  впечатлений, позволяющий решить многие теоретические и практические задачи.  Кроме того, в практической  деятельности полученные знания не всегда  находят своего применения. Следовательно,  для того, чтобы обучающийся воспринимал знания как личностно значимые, требуется так организовать учебный процесс, чтобы проблема, взятая из реальной жизни,  могла быть решена через полученные знания и в конечном итоге привела к желаемому результату работы – продукту,  который создается авторами проекта в ходе решения поставленной задачи [7].

Приведем некоторые  общепризнанные  рекомендации  по развитию проектно-исследовательской, творческой и познавательной деятельности обучающихся:

1. Устранять внутренние препятствия творческим проявлениям - чтобы обучающиеся были готовы к творческому поиску, необходимо помочь им обрести уверенность во взаимоотношениях  с окружающей социальной средой (командная работа).

2. Уделять внимание работе подсознанияобучающихся,даже когда проблема не находится непосредственно в центре внимания. Следует учитывать то, что некоторые идеи могут быть «на поверхности», поэтому  важно  их вовремя отметить и зафиксировать (фиксирование теоретической и практической значимости проблемы исследования).

3. Устранять внутренние препятствия для проявления интеллектуального мышления обучающихся, создавая соответствующие условия обучения, при которых обучающиеся знали, что любая их мысль заслуживает того, чтобы ее можно было высказать (мозговой штурм) [8].

Таким образом, еще раз хотелось бы подчеркнуть, что в  современных условиях организации проектно-исследовательской деятельности происходит возрастание  активной роли  самого обучаемого, который участвует не только в получении знаний, но и в их поиске, развитии, а также трансформации полученных знаний в практические умения и навыки [9]. Все эти меры направлены на формирование конкурентоспособного человеческого потенциала, когда у молодого поколения формируется положительная мотивация на необходимость профессионального самоопределения.

В свою очередь, мы еще раз приходим к мнению,  что проведение проектно-исследовательских мероприятий,  учит не только видеть проблемы, исследовать и определять отношение к ним, но и учит работать в команде, устанавливая соответствующие контакты и принципы деятельности в ней. А это и есть  непрерывный процесс  подготовки к осознанному выбору профессии,  приводящий к  профессиональной уверенности в будущем [10].