Одной из современных тенденций образования, является предоставление детям с ограниченными возможностями права посещать образовательные организации и обучаться в них наравне с детьми, не имеющих отклонений в развитии. Такая тенденция получила название «Инклюзивное образование» и нашла довольно широкое распространение в обществе.
Так, в основу инклюзивного образования положена идея, согласно которой исключается любая дискриминация детей и обеспечивается равное отношение к людям с различным уровнем здоровья, но создающая особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. В связи с этим возникает вопрос «Готовы ли мы перейти на инклюзивное образование и предоставить детям с ОВЗ полное право получать знания наравне со всеми?». «Готово ли современное общество в полной мере принять данных детей и обеспечить им все условия для получения знаний?» [4].
В связи со слабой разработанностью мер реализации возможностей инвалидов посещать образовательные учреждения наравне со здоровыми детьми, в настоящее время перехода на инклюзивное образование довольно актуальна.
Те законы, которые принимаются относительно прав инвалидов даже на международном уровне, на практике, обычно, не несут не какой силы и игнорируются в образовательной среде. Однако, для решения данной проблемы не достаточно только принять закон об образовании лиц с ограниченными возможностями, гораздо создать благоприятные условия для реализации данного закона.
Сегодня многие дошкольные и школьные образовательные учреждения гарантируют качественное предоставление своих услуг детям с разными возможностями здоровья. Высшие учебные заведения так же предоставляют места инвалидам. Но на деле качество таких услуг оставляет желать лучшего. Дети с ограниченными возможностями, чаще всего, не могут почувствовать себя полноправными участниками педагогического процесса и их ожидания от учебного заведения в большинстве случаев не оправдываются. В чем же причина неспособности современного образования предоставить обществу равные возможности обучения и воспитания людей с разными возможностями здоровья? С одной стороны, это отсутствие достаточного финансирования со стороны государства. Инклюзивное образование требует построения содержания обучения в соответствии с особыми потребностями ребенка с ОВЗ. Причем одно дело, если это слабовидящий или слепой ребенок с нормой умственного развития, другое, если слабослышащий, которому требуется еще и специализированный подход в плане его обучения.
Так же финансировать должна и специальная подготовка педагогического коллектива образовательного учреждения общего типа для работы с детьми с ОВЗ. Образовательные учреждения, основанные на инклюзивном образовании, должны быть оснащены особой материально-технической базой, которая бы смогла удовлетворить нужды детей с ОВЗ (отсутствие пандусов, лифтов, специального учебного, реабилитационного, медицинского оборудования, специально оборудованных учебных мест и т.д.).
С другой стороны, причина нежелания образовательных учреждений в полной мере переходить на инклюзивное образование кроется в человеческом факторе, и это, пожалуй, намного трагичнее. Причем, чаще не дети оказываются против ходить в одну и ту же группу в детском саду с ребенком с ОВЗ, в один и тот же класс в школе, сидеть рядом на лекциях в институте, а их родители и педагоги.
По данным опроса, который среди родителей проводили общественные организации, 80% мам и пап не хотели бы совместного обучения своих здоровых детей с ровесниками с ОВЗ [2].
Основными аргументами людей, выступающих простив инклюзивного образования можно выделить следующие:
*неоднородность состава класса замедляет темп обучения способных учеников;
*находясь в неравных условиях конкуренции, дети с ОВЗ не могут получить необходимое внимание;
*интегрированное образование ставит педагога в трудное положение: кого из детей с нормой обделить вниманием и заботой, чтобы уделить больше времени ребенку с ОВЗ;
* страна нуждается в здоровых гражданах, обладающих интеллектуальным потенциалом.
Не осознание того, что ребенок с ограниченными возможностями является для других обучаемых примером мужества, является одной из наиболее значимых причин неготовности большинства образовательных учреждений оказывать качественные услуги инвалидам. А ведь такой воспитанник, ученик, студент учит своих здоровых сверстников взаимопомощи, состраданию, умению чувствовать боль других и определять, что является проблемой, а что мелкой неприятностью. Существование нерешенных проблем как раз и говорит о неготовности российского образования к столь масштабным переменам.
Однако, проблема инклюзивного образования широко обсуждается и на международном уровне. В настоящее время в США действует программа "Инклюжен". Ее основы были заложены "Реабилитационным Актом" и законом об обучении детей с ОВЗ в 1973 году. Конгрессом США, принял Закон об образовании инвалидов. Данный закон предусматривает необходимость финансирования инклюзивного образования в системе местных школ и устанавливающий индивидуальный подход к определению образовательной программы. Закон отдавал предпочтение интеграции - обучению детей с ОВЗ в общеобразовательных школах. Это касается и детей с нарушением интеллекта, например, с синдромом Дауна. Инклюзивные школы приспосабливаются ко всем детям, вне зависимости от их психологических, умственных, социальных, эмоциональных, языковых или любых других особенностей [1].
Образование, основанное на модели "Инклюжен", является приоритетным в США, однако в Америке не отказываются и от специальных школ, но помещение туда ребенка осуществляется лишь в крайних случаях.
В России, к сожалению, подобные модели недостаточно развиты, чтобы стать приоритетными. Однако, и в России есть экспериментальные площадки, которые доказывают, что при грамотном подходе инклюзивное образование возможно и может давать результаты, оказывающиеся полезнее для общества. Таким примером служит государственная школа "Ковчег" на юго-востоке Москвы, где при поддержке Детского фонда ООН уже много лет здоровые дети учатся вместе с инвалидами, в том числе с умственно отсталыми детьми [3].
Но таких школ по всей стране недостаточно, чтобы обеспечить ими всех детей, желающих обучаться со здоровыми детьми.
Мы так много говорим о том, что дети с ограниченными возможностями имеют такие же права, что и дети с нормой, но не можем обеспечить их обещанными правами. Что делать? И как добиться того, чтобы все идеи по реализации инклюзивного образования все- таки нашли свое отражение на практике?
Таким образом, важным фактором развития инклюзивного образования является решение проблем, связанных с финансированием, а именно, обеспечение образовательных учреждений специализированной техникой, предназначенной для успешной адаптации «особенных» детей в новой среде. Однако, гораздо большие трудности возникают при организации образовательного процесса. Дети с ОВЗ требуют к себе особого отношения со стороны не только педагогов, но и всех людей, находящихся в учреждении. Так, слабослышащие дети нуждаются в помощи коррекционных педагогов, с таким детьми важно правильно говорить, они часто могут не понимать речь других участников педагогического процесса, даже громкую. Дети с хрупкими костями, для которых опасно каждое падение, должны быть полностью ограждены от ударов, чего в детском коллективе добиться практически невозможно.
В связи с вышесказанным, инклюзивное образование - это не просто совместное обучение детей с ОВЗ и детей с нормой, это сложный процесс перестройки всей педагогической системы, и он не принесет желаемых результатов, не закрепится в обществе до тех пор, пока мы не научимся находиться рядом с особыми учащимися. Пока не научимся помогать им, а это куда сложнее, чем оборудовать учебные заведения лифтами и пандусами.
Недавно фонд помощи детям, находящимся в сложной жизненной ситуации, провел исследование о положении детей с ограниченными возможностями в российском обществе. Большинству россиян жалко детей, они сочувствуют их родителям, считают государственную помощь недостаточной и даже предполагают, что СМИ мало освещает эту проблему. Но на вопрос "Считаете ли вы, что дети с ОВЗ должны учиться вместе с обычными детьми?" четверо из пяти ответили отрицательно [4].
Возможно, на то, чтобы особые дети стали в обычных детских садах, школах и вузах такой же основой педагогического процесса, как здоровые, уйдут еще десятки лет и, может быть, в 2117 году инклюзивное образование не будет вызывать такое недоумение у многих граждан, какое оно вызывает сейчас, но стремиться к этому образовательные организации должны уже сегодня. И постепенно, шаг за шагом организовывать такие условия в стенах учебных заведений, чтобы особый ребенок смог почувствовать себя правомерным участником педагогического процесса.