Полный текст статьи
Печать

Современное общество характеризуется стремительным развитием уровня техники, созданием и внедрением новых информационных технологий, коренным образом преобразующих жизнь людей. Темпы обновления знаний  настолько высоки, что на протяжении жизни человеку приходиться неоднократно переучиваться, овладевать новыми знаниями. Непрерывное образование становится реальностью и необходимостью в жизни человека. Современная система образования должна быть направлена на формирование высокообразованной, интеллектуально развитой личности с целостным представлением картины мира.

Вместе с тем, на первый план выходят не столько знания, которые периодически обновляются, а некие универсальные действия, которые востребованы человеком во всех сферах жизнедеятельности [1]. Это метапредметные результаты, которые не только продекларированы, но и должен быть оценен уровень их достижения.

Подобная смена целевых ориентиров в образовании обусловила необходимость серьёзных изменений, как в содержании, так и в образовательных технологиях [3]. Именно поэтому актуальным становится поиск и апробация новых моделей организации образовательного процесса, в которых устройство школьной жизни меняется, обеспечивая гарантированное  достижение новых результатов.

Одной из таких моделей является образовательная программа, которую предлагает МАОУ «Школа дизайна «Точка» г. Перми. Мы же подробно остановимся на той части программы, которая касается  технологического образования учащихся.

Стоит отметить, что школа дизайна «Точка» – это уникальная школа, где помимо основных предметов ведётся обучение по направлению «Дизайн». В этой школе создана среда с необычными учебными пространствами и инфраструктурой. Здесь работают специальные мастерские и студии: печатно-макетная, мультимедиа, макетирования и прототипирования, фотостудия, арт-студия, в которых школьники учатся дизайн-проектированию и выполняют кейсы для реальных заказчиков.

Модель, которая была введена и апробирована на уроках технологии отличается тем, что был использован формат инжиниринговых модулей.

Актуальность  понятия «Инжиниринг» требует более подробного объяснения. Инжиниринг – это процесс интеллектуальной деятельности, задачей которого является проектирование, создание, поддержка, переработка концепции, модели, продукта, процесса, системы или технологии для решения конкретных практических задач. Конечным результатом является реализованный, надёжный, экономически успешный продукт. Причём дальнейшее сопровождение продукта является также важной составляющей инжиниринга [2].

Инжиниринг-модуль базируется на так называемых инжиниринг-задачах, которые можно определить как компетентностно-ориентированные задания, предоставляющие возможность получить практические навыки, способствующие достижению высоких результатов обучения в целом, формирующие умения видеть проблемы, выдвигать идеи, формулировать задачи, искать пути их решения и добиваться результатов. Это специально сконструированные задачи, ориентированные на прикладной результат образования.

Введение инжиниринг-задач в содержание предмета «Технология» делает его более эффективным. Учащиеся сами формулируют задачу и планируют пути ее решения, опираясь на уже имеющиеся знания и привлекая новые. Данный формат позволяет в дальнейшем сохранить высокий творческий тонус обучающихся при работе над проектом.

Прикладной характер задач способствует формированию основ инновационного мышления, овладению практическими умениями и позволяет достигать метапредметных и прикладных результатов обучения, что соответствует трендам современного образования.

Количество предложенных курсов в модуле учащимся может варьироваться в зависимости от возможностей образовательной организации. Школа дизайна «Точка» предлагает следующие курсы (табл. 1):

Таблица 1 – Курсы по выбору в рамках модуля инжиниринга

Курсы по выбору

5-6 классы

7-9 классы

Ручная набойка рисунка по ткани  с изготовлением клише;

Робототехника;

Проектирование и изготовление форм для печенья на станке с ЧПУ;

Проектирование карандашницы.

Веб-дизайн;

Объемно-пространственное проектирование;

Упаковка;

 Проектирование и изготовление функциональных изделий на станке с ЧПУ;

Введение в аддитивные технологии — сборка первого 3D принтера.

Подробно с  рабочими программами этих курсов и другими материалами можно познакомиться на специально разработанном сайте Модуля инжиниринга http://engineering.shkolatochka.ru/

Важным принципом организации образовательного процесса является принцип модульности, о котором выше было уже сказано. Модуль – автономный законченный элемент образовательного процесса, в ходе которого ребята достигают конкретных результатов, обучаются чему-либо до такого уровня, что они оказываются в состоянии создать и предъявить продукт своей деятельности [2]. В основе модуля лежит идея образовательного интенсива, концентрации воли, внимания, усилий, иных ресурсов на решение проектной задачи, на освоение конкретной компетенции, на получение конкретного продукта.

Модуль состоит из следующих элементов:  инжиниринг – пробы, инжиниринг – курс, инжиниринг – проект.

Инжиниринг-проба – это завершенный вид учебно-трудовой деятельности обучающихся, моделирующий элементы определенного вида технологического процесса и способствующий формированию целостного представления о содержании конкретной профессии или группы родственных профессий или вида профессиональной деятельности. Инжиниринг-проба является средством профессионального самоопределения учащихся. Организуется несколько проб до 2 часов в течение недели для выбора направления дальнейшей деятельности.  Комплектование групп для участия в инжиниринг-пробах осуществляется на добровольной основе, исходя из индивидуальных образовательных потребностей и интересов обучающихся. Оптимальная численность группы – не более 15 человек.

Инжиниринг-курс - компонент учебной программы образовательной области «Технология». Главная задача курсов - создать условия для освоения обучающимися способов деятельности и компетенций, необходимых для создания продукта на инжиниринг-проекте. Время реализации курса – 1 неделя; продолжительность курса – 6 часов; все курсы стандартизированы по времени, структуре.

Инжиниринг-проекты реализуются учащимися самостоятельно при консультации педагогов-предметников, мастеров-технологов, дизайнеров.  Инжиниринг-проекты также являются компонентом учебной программы предмета  «Технология». Учащиеся реализует функциональные идеи до стадии прототипов, самостоятельно выбирают единственный путь решения проблемы из многих вариантов, используя разнообразные источники информации, материалы, формы, способы деятельности. Время реализации – 1-2 недели, длительность – 12 часов.

Таким образом, учащиеся проходят путь «От идеи до продукта» за 20 часов. Эта технология предполагает формирование некоторых метапредметных умений на определенных этапах (табл. 2) в силу реализации определенного вида деятельности.  Предлагаем рассмотреть подробно эти этапы и использовать принцип декомпозиции, разделить целое (модель) на части (этапы).

Таблица 2 - Формирование метапредметных умений на примере технологии  «От идеи до продукта»

От идеи до продукта

Этапы

Метапредметное умение

Элемент модуля

Определение зоны своих интересов (интересы учащихся)

Умение осуществлять развитие своих мотивов и интересов познавательной деятельности

Инжиниринг-проба

Сбор и анализ информации по выбранному курсу

Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать причинно-следственные связи, смысловое чтение

Инжиниринг-курс

Формулировка идеи проекта

 

Умение видеть проблемы, соотносить их со своими интересами; генерировать идеи, умение строить логические рассуждения и самостоятельно определять цель своей работы

Инжиниринг-проект

Разработка технологии создания продукта

Умение планировать свою деятельность, разрабатывать критерии оценивания своего продукта

Инжиниринг-проект

Реализация технологии деятельности 

 

Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, владение основами самоконтроля, самооценки, умение работать индивидуально и в группе

Инжиниринг-проект

Презентация и продвижение продукта деятельности

Умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение, а также слушать и вступать в диалог, умение видеть и формулировать пользу продукта для определенной аудитории и стремится популяризировать его

Инжиниринг-проект

Стоит отметить, что отдельных операций в составе метапредметных умений достаточно много, поэтому в качестве примера мы предлагаем рассмотреть  одно из метапредметных умений – планирование и разложить его на дескрипторы нескольких уровней: низкий, базовый, повышенный (табл. 3). Это поможет педагогу произвести диагностику метапредметного умения.

 Таблица 3 - Дескрипторы уровней  метапредметного умения «Планирование»

Метапредменое умение

Операции

Уровни/ дескрипторы уровней

Низкий

Базовый

Повышенный

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Планирование

Составлять план действий

 

С помощью учителя составляет план действий

Самостоятельно составляет план действий

Самостоятельно и осознанно составляет план действий,  видит примерный конечный результат

Соотносить собственные действия и план

Не видит разницы в собственных действиях и плане, если есть различие

Соотносит свои действия с планом тогда, когда видит отрицательный результат

В течение работы постоянно соотносит свои действия и план, регулирует свою деятельность

Анализировать выполнение плана

Анализирует выполнение плана с помощью учителя

Самостоятельно анализирует план, замечает  изменения, если они есть

Инициативно и свободно анализирует выполнение плана, предлагает пути решения в случае отклонения от плана

Вносить коррективы в план в случае изменения условий

С помощью учителя или сверстников вносит коррективы в план действий

Видит необходимость в коррекции плана, с помощью взрослого осуществляет изменения

Своими силами гибко вносит коррективы в план в случае изменения условий

 

 

 Мы не говорим о том, что все вышеперечисленные метапредметные умения у учащихся, которые освоили модуль инжиниринга, сформированы полностью. Напротив, мы понимаем, что это сложная комплексная система, которая требует длительной и командной работы всего педагогического состава школы.  Но вместе с тем мы видим, что все эти метапредметные умения способствуют формированию инновационного нестандартного мышления, что соответствует современной парадигме образования.