Полный текст статьи
Печать

В рамках системы поддержки талантливых детей на кафедре технологии и методики преподавания технологии Вятского государственного университета  используется широкий спектр мероприятий, которые дают возможность для проявления творческой активности обучающихся, расширения их интеллектуального и культурного диапазона, альтернативной оценки собственных знаний и достижений [2,3].

Дистанционный конкурс – увлекательная и эффективная форма профориентации, любой человек из любой точки планеты может принять участие в конкурсе, имея лишь компьютер и доступ к сети Интернет. Дистанционные конкурсы особенно полезны для тех, кто живет в отдаленных регионах. Именно возможность объединить огромное количество людей делает дистанционные конкурсы уникальными. Ведь они помогут углубить знания по разным школьным предметам, темам, разделам. Также привлечь к участию студентов профильных специальностей.

Одним из таких мероприятий является Всероссийский (заочный) конкурс научно-исследовательских работ «Первые шаги в науку: инновации и творчество», и проводится кафедрой ежегодно с 2013 года. Участниками конкурса являются обучающиеся образовательных учреждений среднего (полного) общего образования, среднего профессионального образования и высшего образования. Вся информация о конкурсе размещена на сайте https://sites.google.com/site/pervyesagivnauku/home.

Основной целью конкурса является повышения эффективности профориентационной деятельности и вовлечения в научно-исследовательскую работу обучающихся.

Задачи конкурса:

-стимулирование научно-исследовательской и учебно-познавательной деятельности школьников и студентов в различных отраслях знаний;

-поддержка одаренных детей, проявляющих интеллектуальную направленность личности, теоретический познавательный интерес к наукам, творческое отношение к учебной и исследовательской деятельности;

-создание условий для укрепления и развития связей с творческой молодежью регионов России;

-популяризация достижений науки и техники в области текстильного материаловедения и технологии обработки современных материалов для одежды.

На конкурс предоставляются научно-исследовательские и творческие работы по направлениям конкурса: индивидуальная научно-исследовательская работа в области материаловедения, технологии обработки текстильных материалов, начинающий дизайнер одежды (коллекция одежды, головных уборов, аксессуаров, обуви в эскизах или фотографиях готовых изделий), профессии  индустрии моды в настоящем и будущем (презентация или видео).

В направлениях  конкурса  предлагаются  темы, посвященные знаменательным датам. Так в 2015 году были представлены индивидуальные научно-исследовательские работы на тему «Легкая промышленность в годы Великой Отечественной Войны», 2016 ‑ «На далекой звезде…», посвященная первому полету человека в космос, 2017 ‑ «Морской шик», посвященная 200-летию со дня рождения Ивана Айвазовского

Анализируя работы участников конкурса, можно увидеть, что с каждым годом растет не только число участников, но их уровень. На рисунках представлены работы участников в номинации «Юный дизайнер одежды». 

 

Рисунок 1 – Эскиз коллекции «Сити-стайл», автор Шубина Е. А., 2015 г  

 

Рисунок 2 – Эскиз коллекции «Сити-стайл»,автор Куклина К. В., 2016 г 

 

 

Рисунок 3 – Эскиз коллекции «Морячка», автор Валова О. Е., 2017 г 

 

Рисунок 4 – Эскиз коллекции «… отвернувшись от всех», автор Огородников Н. В.,2017 г

 Рисунок 5 – Эскиз коллекции «Валенсия», автор Малых А.Р.,2017 г

Научно-исследовательская работа дает более глубокие знания в пределах темы необходимого исследования и пробуждает еще больший интерес к знаниям. Кроме совершенных открытий для себя лично, в процессе работы над определенной проблемой, обучающиеся могут получить и некие практические результаты, и даже изобретения.

За время проведения конкурса, в нем приняло участие более 500 человек из таких городов как Москва, Санкт-Петербург, Комсомольск–на-Амуре, Кострома, Пермь, Лысьва, Липецк, Уфа, Казань, Ижевск, Киров  и др.

Результаты участия во Всероссийском конкурсе научно-исследовательских работ «Первые шаги в науку: инновации и творчество» входят в портфель достижений – портфолио обучающегося. Эти результаты учитываются при итоговом оценивании в школе и могут представляться в приемные комиссии вузов наряду с результатами ЕГЭ. Так в Вятский государственный университет поступили участники конкурса в 2014 году ‑ 1 человек, 2015  году ‑ 2 человека, 2016  году ‑ 4 человека.

Участие в конкурсе для студентов среднего профессионального образования и высшего образования, в свою очередь, дает возможность усиления практических навыков, повышения своей квалификации как будущего специалиста.

Подобные конкурсы позволяют обучающимся выражать собственные мысли, учат изобретать, понимать и осваивать новое, открывать в себе скрытые таланты, уметь пользоваться приобретенными знаниями для решения новых познавательных и практических задач, сравнить свои знания и умения с успехами участников из других городов и стран.

Разнообразие научно‑творческих конкурсов с каждым годом увеличивается, и любой человек может выбрать именно то, что ему нравится, то, к чему он стремится.