Полный текст статьи
Печать

Актуальность исследования самооценки младших школьников формирование социально активной, реализующей свои способности личности - главные задачи образования, успешность решения которых во многом зависит от направления и темпа школьной жизни. Одной из актуальных проблем, стоящих перед волонтерами, является психолого-педагогическое отношение к развивающейся личности - обучение и воспитание не всегда основывается на знаниях о психологии развития ребенка и формировании его личности.

Самооценка играет очень важную роль в организации результативного управления своим поведением, без нее трудно или даже невозможно самоопределиться в жизни. Верная самооценка дает человеку нравственное удовлетворение и поддерживает его человеческое достоинство [1].

Самой главной особенностью самооценки младшего школьника является ее высокий уровень, потому что считается возрастной нормой для детей младшего школьного возраста. Данная особенность - это возрастная норма для данного периода развития личности.

В младшем школьном возрасте на первом месте среди оснований для самооценки, как правило, стоят учебные успехи и оценка поведения ребенка учителем.

Сказанное подчеркивает, что основными факторами, влияющими на формирование самооценки детей младшего школьного возраста, являются оценочные воздействия учителя, родителей и их отношение к учебной деятельности.

Развитие самосознания у ребенка в младшем школьном возрасте проявляется в том, что у детей постепенно возрастает критичность, требовательность к себе. Первоклассники преимущественно положительно оценивают свою учебную деятельность, а неудачи связывают только лишь объективными обстоятельствами, второклассники и третьеклассники относятся к себе уже более критично, оценивая не только успехи, но и свои неудачи в учении. В младшем школьном возрасте происходит переход от конкретно-ситуативной самооценки (оценки своих действий, поступков) к более обобщенной, возрастает и самостоятельность самооценки. Если самооценка первоклассника почти полностью зависит от оценок и поведения взрослых, то ученики 2-х и 3-х классов оценивают свои достижения более самостоятельно, подвергая критической оценке и оценочную деятельность самого учителя [2].

Функции самооценки:

  • · Регуляторная на основе, которой идёт процесс решения задач личного выбора.
  • · Защитная, обеспечивает относительную стабильность и независимость лиц.
  • · Функция развития. Самооценка является стимулом для развития личности.
  • · Значительную роль в формировании самооценки оценки играют другие личности и достижений самого индивида. В теории, самооценка является оценкой самого человека.

В современной психологии существует три вида самооценки:

  • · низкая
  • · нормальная
  • · завышенная.

Низкая самооценка может возникнуть из различных факторов, в том числе генетических факторов, внешности или веса, психического здоровья, социально-экономического статуса, давление со стороны других.

Люди с низкой самооценкой могут обладать такими характеристиками, как:

  • · Излишняя самокритика и неудовлетворенность;
  • · Повышенная чувствительность к критике. Негодования и обиды на критику, ощущение того, что он атакован;
  • · Хроническая нерешительность и чрезмерный страх совершить ошибку перед людьми, особенно, если некоторые из них являются его друзьями - он боится потерять их;
  • · Страстное желание угодить и нежелание никого расстраивать;
  • · Идеализм, который может привести к разочарованию, когда идеал не достигается;
  • · Постоянная враждебность, универсальная защитная позиция и раздражительности без какой-либо причины;
  • · Пессимизм и общий негативный прогноз;
  • · Зависть, предвзятость или общественный резонанс;
  • · Относится к временным неудачам, как постоянным и невыносимым.

Люди с низкой самооценкой очень критикуют себя и зависят от признания и поощрения других. Они считают, что их признание другими зависит от их результатов на работе, в школе, отношения и т.д. То есть, человек с заниженной самооценкой кажется, что уровень любви других к нему будет возрастать по мере его успешности, а в случае неудачи, окружающие просто отвернутся от него [3].

Самооценка включает в себя как представление о себе (например, "Я компетентен / некомпетентен", "Я популярный / непопулярный) связанные с ним эмоции (например, радость / отчаяние, гордость / стыд). Это также влияет на поведение (например, настойчивость / застенчивость, уверенность / осторожность).

Особое место в исследовании самооценки принадлежит младшему школьному возрасту, потому что в этом возрасте идет интенсивный процесс формирования учебной деятельности как ведущей деятельности.

Ученые выявили, что самооценка состоит из 4 уровней и этапов развития [3]:

1 этап - от рождения до 18 месяцев. Основа формирования позитивного самоощущения, приобретение чувства доверия к окружающему миру, формирования позитивного отношения к самому себе.

2 этап - от 1,5 до 3-4 лет. Ребенок осознает свое индивидуальное начало и самого себя как активно действующее существо. В это время у детей развивается чувство автономности или чувство зависимости от того, как взрослые реагируют на первые попытки ребенка добиться самостоятельности. На этом этапе развития самооценка тесно связана с чувством автономии. Ребенок более самостоятельный, более любознательный обычно обладает и более высокой самооценкой.

3 этап - от 4 до 6 лет. У ребенка появляются первые представления о том, каким он может стать человеком. В это время развивается либо чувство вины, либо чувство инициативы, в зависимости от того, насколько благополучно протекает процесс социализации ребенка, насколько строгие правила поведения ему предлагаются и насколько жестко взрослые контролируют их соблюдение.

4 этап - школьные годы от 6 до 14 лет. Развитие чувства трудолюбия, способности к самовыражению в продуктивной работе. Опасность данного этапа: неумение выполнять определенные действия, низкий статус в ситуации совместной деятельности ведут к появлению чувства собственной неадекватности. Ребенок может разувериться в своей способности участвовать в каком-либо труде. Таким образом, развитие, происходящее в школьные годы, существенно влияет на представление человека о себе как о компетентном, творческом и способном работнике.

Ребенок не рождается на свет с каким-то отношением к себе. Как и все другие особенности личности, его самооценка складывается в процессе воспитания, в котором основная роль принадлежит семье и школе.

Учебная деятельность является одним из важнейших факторов, оказывающим влияние на формирование самооценки младшего школьника, поэтому учитель начальных классов должен знать психологические особенности младших школьников и учитывать индивидуальные особенности самооценки в учебном процессе.

Внутренний конфликт может вызвать расхождение между:

-Самооценкой и оценками, которые дают человеку другие люди;

-Самооценкой и идеальным «Я», к которому стремится человек.

Таким образом, самой главной особенностью самооценки младшего школьника является ее высокий уровень, потому что считается возрастной нормой для детей младшего школьного возраста. Данная особенность - это возрастная норма для данного периода развития личности. Один из основных компонентов самооценки в учебно-воспитательном процессе формируется установка на оценку своих возможностей

С развитием личности младшего школьника белее точным становится его знание о себе, более правильной самоориентация, совершенствуется умение разбираться в своих силах и возможностях, возникает стремление действовать в определенных ситуациях, опираясь не на оценки окружающих, а на собственную самооценку. Причем самооценка становится не только более обоснованной, но и захватывает более широкий круг качеств.

Знать самооценку человека очень важно для установления отношений с ним, для нормального общения с другими людьми.

Самооценка младшего школьника динамична и в то же время имеет тенденцию к устойчивости, переходит в дальнейшем во внутреннюю позицию личности, становится мотивом поведения, влияет на формирование определенных качеств личности.

В возрастной и педагогической психологии младший школьный возраст занимает особое место: в этом возрасте осваивается учебная деятельность, формируется произвольность психических функций, возникают рефлексия, самоконтроль, а действия начинают соотноситься с внутренним планом. К завершению младшего школьного периода самооценка ребенка становится в меньшей степени зависимой от мнения окружающих.

Вышеизложенное определило:

Цель работы: теоретически обосновать и экспериментально выполнить исследование самооценки младших школьников.

Объект: самооценка младших школьников.

Предмет: исследование самооценки младших школьников.

Гипотезой является: у младших школьников преобладает и высокий уровень развития самооценки.

Задачи исследования:

1.Проанализировать понятие «самооценка» в психолого-педагогической литературе.

2.Выявить психологические особенности самооценки младших школьников.

3.Проанализировать этапы, методы и методики исследования.

4.Охарактеризовать выборку и проанализировать результаты исследования.

5. Составить рекомендации волонтерам, педагогам и родителям по коррекции самооценки младших школьников.

Исследование проводилось в 2015 году в МКОУ СОШ №2 г. Нязепетровск. В экспериментальном исследовании участвовал 3б класс, численностью 21 человек. Возраст испытуемых 8-9 лет. Из них 12 мальчиков и 9 девочек.

Психологический климат в классе доброжелательный. Дети достаточно дружелюбны и открыты, но также есть и замкнутые дети, которые мало взаимодействуют с другими.

Все ребята общаются между собой и с учителем. Устремленность к ровесникам, тяга к общению между собой, особенно к тем детям, которые имеют лидерские качества. Так же класс сплоченный.

В классе дети осознают свои ошибки, слушают замечания и воспринимают их. Преподаватель оценивает знания учеников и ориентируясь на отметки преподавателя дети сами разделяют себя и одноклассников на отличников, средних и слабых учеников, старательных, ответственных и дисциплинированных.

На уроках дети обладают хорошей работоспособностью и сообразительностью. Внимательно слушают все указания учителя и выполняют все действия.

Внимание учащихся при выполнении заданий устойчивое. Концентрированно выполняют задания.

Стараются быть самостоятельными в разных ситуациях, строго следуют нормам поведения.

С учениками третьего класса было проведено исследование по подобранным методикам.

После проведения с испытуемыми всех запланированных тестов нами были получены следующие результаты.

С учащимися 3 «Б» класса было проведено исследование изучения самооценки младших школьников по методике «Лесенка» В.Г. Щура. Результаты исследования представлены на рисунке 1. 

Рисунок - 1. Распределение показателей самооценки учащихся 3 класса по методике В. Г. Щура. 

Анализ данных, представленных на рисунке 1, показывает, что 2 учащихся этого класса имеют завышенную самооценку. Первая ступень является часто характерным для первоклассников и является для них возрастной нормой. Часто случается, что ребенок не может объяснить свой выбор, молчит, улыбается или напряженно думает. Это объясняется слабо развитой рефлексией (способностью анализировать свою деятельность и стереотипные мнения, переживания или действия с мнениями и оценками окружающих).

Адекватная самооценка у большинства учащихся, она составляет 60% (13чел) показали нормальный уровень развития самооценки. У учащихся сформировано положительное отношение к себе. Они умеют оценивать себя и свою деятельность, и это считается нормой.

Заниженный уровень самооценки у 5-ти студентов. Это связано с определенной психологической проблемой ученика. В разговоре ребенок может рассказать о своей проблеме. Могут быть проблемы в отношениях в семье. Также могут быть разрушена ситуация успеха и положительное отношение к школе, по крайней мере, до написания уроков. Возможно нарушение межличностных отношений со значимыми взрослыми.

Только у 1-го учащегося низкий уровень самооценки. По статистике, у младших школьников с низкой самооценкой в классе около 8-10%, таков результат и в моем исследовании. Иногда у ребенка ситуативно занижается самооценка. На момент опроса могла произойти неудачная ситуация, что могло и повлиять на выбор ребенка.

Гораздо серьезнее являются стойкие мотивированные ответы ребят. Опасность этой ситуации в то, что низкая самооценка может остаться у ребенка на всю его жизнь, так он может и не раскрыть своих возможностей, способностей, задатков.

Нет учащихся, которые бы выбрали ступеньку седьмую, поэтому уровень самооценки резко заниженной, составляет 0%.

Исследование по методике «Дерево» Л.П. Пономаренко рисунке 2. 

Рисунок - 2. Уровень самооценки личности учащихся 3 класса по методике Л. П. Пономаренко. 

Завышенный уровень самооценки у 2-х учащихся в данном классе. У таки детей появляется желание добиваться успехов, не преодолевая трудности. Возникает чувство несправедливости по отношению к другим. У таких учеников часто присутствуют обиды, нетерпимости к малейшим замечаниям.

Высокий уровень самооценки личности проявилось у 7-ми учащихся в данном классе. Характеризуется установкой на преодоление препятствий, общительность и дружеская поддержка, мотивация, развлечения. Четкое понимание о своих целях и ценностях, рассматривают других, как равных, могут принять как поощрения, так и критики.

10 учащихся показали средний уровень самооценки личности. Дети на этом уровне, чувствовать себя комфортно, хорошо адаптированы. Лучший уровень для приспособления индивида к среде, в межличностных отношениях, проблемных ситуациях.

Низкий уровень самооценки личности выявлен у 2 учащихся. На этом уровне дети испытывают тревожность, неуверенность, зависимость, усталость есть небольшие запасы прочности, отстраненность, замкнутость, тревожность, уход. Испытывают большие затруднения в межличностных отношениях, что не расходится с проведенными ранее исследованиями [5, 6].

Рекомендации родителям по коррекции с детьми с низким уровнем самооценки [7]:

Низкая самооценка ученика развивается вследствие влияния семейного воспитания, безответная любовь, чрезмерная самокритичность, неудовлетворенность внешним видом, недовольство. Такие дети не редко склонны к суицидальным мыслям. Поэтому, жизненно важно, чтобы было внимание, любовь родных и уважение близких. От критики лучше воздержаться, даже если это необходимо. Внимание должно быть сосредоточено только на все положительные аспекты, качества человека. Ребенок с низкой самооценкой должен чувствовать, что его уважают и одобряют его поведения.

- Избегайте резких оценок в адрес внешности ребенка, не следует обсуждать какие-либо недостатки в присутствии ребенка.

- Объективно подчеркивать достоинства ребенка. Хвалите за его доброту и щедрость по отношению к другим детям.

- Учитывайте реальные возможности ребенка и уважайте их. Не делайте для него то, что он сможет справиться и самостоятельно.

Поэтому, цель и задачи исследования достигнуты, гипотеза не подтвердилась.