Полный текст статьи
Печать

Дошкольное образование на данном этапе является одной из самых развивающихся ступеней образовательной системы Российской Федерации.        Во многих дошкольных образовательных организациях испытывают ряд кадровых проблем. В частности, отмечается дефицит квалифицированных кадров, слабая восприимчивость традиционной системы образования к внешним запросам общества, отстающая от реальных потребностей отрасли система переподготовки и повышения квалификации, которая тормозит развитие кадрового потенциала, способного обеспечить современное содержание образовательного процесса и использование соответствующих образовательных технологий.

Педагог – ключевая фигура реформирования образования. В стремительно меняющемся мире готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений – должны стать качественными характеристиками деятельности успешного профессионала, в том числе и педагога. Обретение данных качеств невозможно без расширения пространства педагогического творчества[4].   

Л.В.  Занина  и  Н.П.  Меньшикова  рассматривают  различия синонимические     используемых  понятий  "компетенция"  и  "компетентность":   

компетенция    включает  совокупность  взаимосвязанных  качеств  личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности),задаваемых по отношению  к   определенному  кругу  предметов  и  процессов,  необходимых  для  качественно,  продуктивной  деятельности  по  отношению  к  ним;  

компетентность  наличие  у  человека  соответствующей  компетентности,  включающей  его  личностное  отношение к ней  и  предмету деятельности [1,101].

   А.С. Белкин и В.В. Нестеров отмечают, что «в педагогическом плане компетенция – совокупность профессиональных полномочий, функций, создающих необходимые условия для эффективной деятельности в образовательном пространстве» [3].

Изучением  профессиональной компетентности педагога занимались исследователи:        В. Н. Введенский, И. А. Зимняя, А. К. Маркова, Л. А. Петровская, Г. С. Сухобская, Н. В. Кузьмина, В. Г. Воронцова, С. Г. Молчанова, Т. И. Шамова.

Профессиональная компетентность современного педагога ДОО определяется как совокупность общечеловеческих и специфических профессиональных установок, позволяющих ему справляться с заданной программой и особыми, возникающими в психолого – педагогическом процессе дошкольной образовательной организации, ситуациями, разрешая которые, он способствует уточнению, совершенствованию, практическому воплощению задач развития, его общих и специальных способностей [4].

В этом плане, на наш взгляд четко дает представление о профессиональной компетентности педагога дошкольной образовательной организации уровень его знаний и профессионализма, позволяющий принимать правильные решения в каждой конкретной ситуации при организации педагогического процесса в ДОУ. Постоянная готовность педагога, то есть его способность мобилизовать имеющиеся знания, умения и опыт, которые приобретены в процессе образовательной деятельности и составляют его профессиональную компетентность, а, следовательно, являются основополагающим фактором повышения качества дошкольного образования

Сегодня особую значимость для повышения компетентности педагогических кадров приобретает творчески организованная методическая работа, реализующая концепцию непрерывного образования.  Методическая работа в ДОО призвана оказывать активизировать профессиональную компетентность конкретных педагогов, повышать его знания в области содержания дошкольного образования, развивать его эрудицию, а также необходимые для практического педагога личностные свойства и качества. При этом важнейшим показателем качества образовательного процесса является повышение уровня педагогического мастерства воспитателя и специалиста ДОО. На протяжении образовательного процесса изменяется и сам педагог, в том случае, когда он оказывает положительное воздействие на формирование и развитие личности каждого ребенка-дошкольника, обеспечивая единство образования, воспитания и развития.

Исходя из современных требований, определяются основные пути развития профессиональной компетентности педагога:

- работа в методических объединениях, творческих группах;

- исследовательская, экспериментальная деятельность;

- инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий;

- различные формы педагогической поддержки;

- активное участие в педагогических конкурсах, мастер - классах;

- обобщение собственного педагогического опыта.

Но не один из перечисленных способов не будет эффективным, если педагог сам не осознает необходимости повышения собственной профессиональной компетентности. Для этого необходимо создать те условия, в которых педагог самостоятельно осознает необходимость повышения уровня собственных профессиональных качеств. Анализ собственного педагогического опыта активизирует профессиональное саморазвитие педагога, в результате чего развиваются навыки исследовательской деятельности.

Работа по повышению профессиональной компетентности должна превратиться в процесс непрерывного развития человеческой личности, ее способности выносить суждения и предпринимать различные действия. Она должна обеспечить педагогу понимание самого себя, содействовать выполнению социальной роли в процессе трудовой деятельности. Поэтому мы считаем работу по совершенствованию профессиональной компетентности главным средством управления качеством образования в дошкольной организации. Качество образования - социальная категория, определяющая результативность процесса образования в ДОУ, его соответствие потребностям и ожиданиям общества в развитии детей и профессиональной компетентности педагогов.