Полный текст статьи
Печать

Сегодня важно не столько дать ребенку как можно больше конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, а вооружить его такими универсальными способами действий, которые помогут ему более осознанно и осмысленно усваивать предметное метапредметное содержание образования и применять полученные знания в жизни.

Овладение учениками логическими универсальными учебными действиями происходит в контексте разных учебных предметов и привести к формированию способности самостоятельного усвоения новых знаний и умений. При формировании  логических универсальных учебных действий, особое внимание занимает логическое действие, так как  данное действие становится чертой личности школьника и оказывает сильное влияние на его развитие в дальнейшем, позволяет увидеть собственные затруднения и помогает правильно и осмысленно формулировать логические универсальные учебные действия. При этом важное значение имеет формирование универсальных логических действий, таких как: умение анализировать, умение сравнивать, умение классифицировать, умение устанавливать причинно-следственные связи, умение строить логическую цепь рассуждения, умение доказывать, умение строить гипотезу. Одним из важнейших логических действий является умение выполнять  анализ. Давыдов В.В. считал, что содержательный анализ позволяет обнаружить существенные признаки в постигаемом объекте. Примером проявления содержательного анализа может быть задание, где требуется обнаружить внутреннюю связь между отдельными его элементами [1, с. 83].

Так как учитель на уроке одновременно занимается  с большой группой детей, решить противоречие между массовостью школьного обучения и потребностями отдельных индивидов по математике довольно сложно, поэтому, только организуя дифференцированное обучение, можно говорить об индивидуализации образовательного процесса,  где каждый ученик осознанно усваивает логические универсальные учебные действия. Дифференцированное обучение в начальных классах осуществляется через систему задач и учебных заданий. Поэтому основной формой организации дифференцированного обучения является использование задания различного уровня сложности, согласно возможностям и особенностям мышления каждого ребенка.

Способы дифференциации могут сочетаться друг с другом, а задания могут предлагаться учениками на выбор. В работах Деменева Н.Н. отмечено, что особенность используемой  формы дифференциации состоит в том, что  учащимся предлагается три варианта заданий различной степени трудности: низкий уровень – легкий, средний уровень – менее сложный и сложный уровень – самый сложный. Каждый ученик имеет возможность выбрать для себя наиболее оптимальный вариант. Некоторые исследователи связывают дифференциацию обучения с формированием адекватной самооценки учеников, предлагая им самим выбрать объем и сложность выполняемых заданий [2. с.55]. Для нашего исследования подходят способы дифференциации Деменева Н.Н. деление учащихся на три уровня (низкий уровень – легкий, средний уровень – менее сложный и сложный уровень – самый сложный) по критериям сформированности  познавательных универсальных учебных действий [2, с. 57]. Также рассмотрены виды дифференцированных заданий предложенные учащимся при формировании логических универсальных учебных действий, которые выделяет Латохина Л.Г. [3. с.45]: задания с наличием образца выполнения, задания с вспомогательными вопросами, задания с сопутствующими указаниями, задания с вспомогательными упражнениями, задания с теоретическими справками, задания с алгоритмическими предписаниями, задания с выбором решения, задания с приемом классификации.

Также предлагаем использовать серию дифференцированных заданий использованных в третьем классе, которые помогли развить логическое мышление и поднять качество образования по математике. Обучающий эксперимент с использование этих материалов показал следующие результаты.

Учитывая все факторы обусловливающие трудность заданий, мы разработали дифференцированные задания для отдельных групп учащихся в зависимости от уровня сформированности логических умений. Задания были распределены по уровням сложности с учетом показателей сформированности познавательных универсальных учебных действий у младших школьников, они группируются по сложности и трудности, где каждый учащийся вправе выбирать наиболее оптимальный материал: низкий уровень, средний уровень и высокий уровень.

Исследование осуществлялось на базе МОБУ «НПСОШ №2 г.Якутска». Данное исследование показало, что уровень сформированности познавательных универсальных учебных действий в 3 классе улучшился.

  •  показатели высокого уровня  сформированности логических универсальных учебных действий повысились с 54 % до 57 %;
  •  средний уровень повысился с 28 % до 39 %;
  •  низкий уровень снизился на 14 %.

Таким образом, дифференцированная работа с учетом развития логических УУД в рамках системно-деятельностного подхода, способствует повышению качества образования в начальных классах.

Таблица 1

  1. I.                  Задания на умение анализировать

Логичес-кие УУД

Задания для

учащихся

1 уровня

(низкий)

Задания для

учащихся

2 уровня

(средний)

Задания для учащихся

3  уровня

(высокий)

 

 

- умение выделять существенные, несущественные признаки способов действия;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-умение рассматривать ситуацию с точки зрения различных способов действия

 

- Проанализируй способ решения:

ПОМНИ!

 

- При вычитании числа из суммы надо:  вычесть число из одного слагаемого и прибавить второе слагаемое.

- При вычитании суммы из числа надо вычесть оба слагаемых.

1. (600+500)-300=

 

  • · (600-300)+500=
  • · (600+500)- 300= 600+(500-300)=
  • · (600+500)-300=

1100-300=

 

  1. 900-(500+300)=
  • (900-500)-300=
  • 900-(500+300)=

(900-300)-500=

  • 900-(500+300)=

900-800=

 

1. Проанализируй образец и докончи решение примеров по образцу:

2473+312= 2785

 3+2=5

 

- Проанализируй способ решения.

Сумму из числа можно вычесть тремя способами:

- Реши примеры тремя способами:

 

150-(50+40)=

100-(20+30)=

90-(40+5)=

209-(20+35)=

 

- Проанализируй, сделай вывод: как вычесть сумму из числа?

 

 

 

 

 

 

1. Сделай анализ способа действия, пользуясь образцом. Выполни аналогично, рассуждая остальные вычисления:

 

2473+312= 2785

 3+2=5

70+10=80

400+300=700

2000+700+80+5=2785

 

- Проанализируй и реши примеры удобным способом:

 

(208+60)-88=

(268+7)-208=

280-(63+87)=

762-(30+62)=

 

- Запиши решение примеров в тетрадь.

-  Проанализируй  в каком случае вычитали число из одного слагаемого и прибавляли второе слагаемое?

- В каком случае прибавляли второе слагаемое?

 

 

 

 

 

1. Проанализируй образец, докончи его и   определи  способ действия.

 

7243+743=7986

 3 + __ =6

40+ __ =80

200+__=900

7000+___+80+_=7986

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-умение критически и объективно рассматривать проблемную ситуацию, разные способы действия;

 

70+10=80

400+300=700

2000+700+80+5=2785

 

3242+654= 

2+4=

40+50=

200+600=

3000+___+___+__=    

 

  • 3242+654=      
  • 4502+106=       
  • 4512+253=
  • 5044+501=

      

 

 

 

 

-Пользуясь образцом, рассуждая также,  выполни остальные вычисления:

 

  • · 6692+885=       
  • · 3586+402=        
  • · 8414+565=       
  • · 7201+687=

 

 

4502+106=

2+6=

500+100=

4000+___+__=

 

4512+253=

2+3=

10+50=

500+200=

4000+___+__+_=

 

2. Проанализируй образец чтения записи разными способами

 

240-20 =220

-240 минус 20 равно220;

-240 уменьшить на 20 получим 220;

 

2.  Проанализируй образец чтения записи разными способами

430-50= 380

-430 минус 50 равно380;

-430 уменьшить на 50 получим 380;

 

 

2. Проанализируй образец чтения записи разными способами

415- 125=290

 

-415 минус 120 равно290;

-415 уменьшить на 125 получим 290;

-  разность чисел 415 и 125 равна 290;

-415-уменьшаемое,125-вычитаемое, 290-разность;

- 415 без 125 будет 290;

-из 415 вычесть 125 будет 290

 

- Прочитай по-разному равенство

450–130=320

 

-  разность чисел 240 и 20 равно 220;

-240-уменьшаемое,

20-вычитаемое,

220-разность;

- 240 без 20 будет 220;

- из 240 вычесть 20 будет 220

 

-Прочитай по-разному равенство

760-50=710

 

Придумай еще 4 других способа чтения записи

 

Прочитай по-разному равенство

750-80=670

 

 

 

 

 

 

 

- умение анализировать пошагово и определять способ действия;

 

Сделай анализ и выбери  наиболее удобный способ и реши следующие примеры. Проанализируй каждое последующее действие.

(505+32)+43

(308+60)+2

(701+5)+209 

Помни, что удобнее сотни прибавлять к сотням, десятки прибавлять к десяткам, а единицы к единицам. Например:

(306+20)+204=(306+204)+20=510+20

=530

 

 

 

 

 

 

 

Реши наиболее удобным способом следующие примеры.

 

Проанализируй каждое последующее действие.

 

(505+32)+43

(308+60)+2

(701+5)+209

 (404+41)+35

 

Помни, что удобнее сотни прибавлять к сотням, десятки прибавлять к десяткам, а единицы к единицам!

Проанализируй и реши  наиболее удобным способом следующие примеры.

 

(505+32)+43

(308+60)+2

(701+5)+209 

(404+41)+35

209+(41+30) 

 

Проанализируй каждое последующее действие.

 

 

 

 

 

 

- умение анализировать и определять алгоритм действия;

Проанализируй и сделай вывод, как можно вычесть число из суммы?

Чтобы найти уменьшаемое, что 

для начала нужно сделать?

Объясни решение уравнений и сделай проверку,

анализируя каждое действие.

 

1)     Х-85=365

2)     Х-34=160

3)     754-Х=68

4)     Х-158=86

 

Проанализируй и сделай вывод, как можно вычесть

число из суммы? Сколько способов решения существует? Объясни решение уравнений и

сделай проверку, анализируя каждое действие.

 

1)     Х-85=365

2)     Х-34=160

3)     754-Х=68

4)     Х-158=86

 

Проанализируй и сделай вывод, как можно вычесть

число из суммы? Сколько способов решения существует? Объясни решение уравнений и сделай проверку,

анализируя каждое действие.

 

1)     Х-805=365

2)     Х-384=160

3)     755-Х=638

4)     Х-1580=860

 

 

Таблица 2

II.    Задания на умение сравнивать

Логи-ческие УУД

Задания

для учащихся

1 уровня

(низкий)

 

Задания

для учащихся

2 уровня

(средний)

Задания

для учащихся

3  уровня

(высокий)

 

-умение опознать ситуацию,

как ситуацию сравнения;

 

 

 

 

 

 

-умение выявлять объекты для сравнения;

 

 

-умение выявлять основания для сравнения;

 

 

 

 

-умение выделять признаки или свойства одного объекта;

 

 

 

 

-умение  устанавливать сходства и различия между признаками двух объектов;

 

 

 

-умение выявлять сходства между признаками трех, четырех и более объектов;

 

Реши примеры,

сравни получившиеся числа друг с другом

и  расположи ответы

в порядке

от меньшего к большему.

 

  1. 5624 – 5242 =
  2. 190 +875 =    
  3. 3120-524 =
  4. 3052+260 =
  5. 604-521=

 

Реши примеры,

сравни получившиеся числа друг с другом

и  расположи ответы

в порядке

от меньшего к большему.

 

  1. 56324 – 52942 =
  2. 1905 +875 =    
  3. 31920-524 =
  4. 3052+2600 =
  5. 6040-521=

 

Реши примеры, сравни получившиеся числа друг с другом

и  расположи ответы в порядке от меньшего к большему и обратно от большего к меньшему

 

  1. 5632084 – 5294352
    1. 19050 +8750 =    
    2. 313920-9524 =
    3. 3052+20600 =
    4. 647040-5478 =

 

Какое вычислительное свойство нужно использовать для решения примера 460+72?

 

460+72=(400+600)+72=

400+(60+72)=400+132=

532

Используя это вычислительное свойство, реши следующие примеры.

 

Сравни способы действия.

  • · 103+97;
  • · 4005+175;
  • · 74+96;
  • · 878+62;
  • · 363+84.

 

 

Для решения каких примеров

Уменьшаемое надо представить суммой разрядных слагаемых?

 

 

850-300=(800+50)-300=(800-300)+50=.

 

 

Сравни ответы.

  • 850-300= 
  • 790-81=
  • 456-230=
  • 760-436=
  • 480-71=
  • 960-430=

 

 

В каких примерах используется свойство прибавления числа к сумме?

 

Выбери примеры и реши их.

Сравни ответы.

 

 

  • 505+203=
  • 204+561=
  • 359+263=
  • 108+120=
  • 1305+560=
  • 509+260=

В чем сходство и различие выражений?

 

654+589 и 654-589

 

 

В чем сходство и различие равенства?

 

459+200=659

и

200+459=659

В чем сходство и различие выражений?

 

1) 654+589 и 654-589

2) 742+(58+694)

       и

     (742+58)+694

 

В чем сходство и различие равенства?

 

1)     459+200=659

 и

200+459=659

 

2)     854-800=54

и

854-54=800

В чем сходство и различие выражений?

 

1) 654+589 и 654-589

2) 742+(58+694)

      и

     (742+58)+694

 

В чем сходство и различие равенства?

 

1)     459+200=659

 и

200+459=659

 

2)     854-800=54

и

854-54=800

 

  Таблица 3

III.     Задания на умение классифицировать

Логичес-кие УУД

Задания

для учащихся

1  уровня

(низкий)

Задания

для учащихся

2 уровня

(средний)

Задания

для учащихся

3     Уровня

(высокий)

 

 

 

 

-умение выделять признаки объекта (оснований классификации);

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-умение выделения в разных объектах общего свойства;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-умение распределять объекты на группы в соответствии

с установленными основанииями классификации.

 

 

 

-33,84,75,22,13,11,44,53

 

в одной группе числа, записанные двумя одинаковыми цифрами, а в другой - различными.

 

- разбей данные числа на две группы, чтобы в каждой оказались похожие числа.

 

1101,2569,111,11,1,

10001,589,635,4587,101,

1111,1011,5698,2145,36.

 

-объясни с помощью каких схожих и различных признаков разделили на группы?

 

 

- 91,81,82,95,87,94,85

 

в одной группе

чисел входят

число десятков

равное 8,

а в другую группу

число десятков

равное 9.

 

- разбей данные числа на две группы, чтобы в каждой оказались похожие числа.

 

569,364,5987,3158,3,

54,5987,3214,505,30,324,

5487,563,30001,5021,5.

 

-объясни с помощью каких схожих и различных признаков разделили на группы?

 

 

- 45,36,25,52,54,61,

16,63,43,27,72,34

 

основание классификации – сумма «цифр», которыми записаны данные числа,

в одной группе она равна 9,

а в другой -7.

 

- разбей данные числа на две группы, чтобы в каждой оказались похожие числа.

 

541, 861, 6117, 221211, 567,5311,91,4123,4452, 3151,4353, 87, 96,55.

 

-объясни с помощью каких схожих и различных признаков разделили на группы?

 

 

 

 

 

 

 

Как можно вычесть число из суммы?

 

Разбей ответы на две группы:

четные и нечетные.

 

(90+51)-33=

(70+56)-44=

(100+85)-65=

(152+52)-44=

(31+94)-55=

 

Как можно вычесть число из суммы?

 

Разбей ответы на две группы.

На какие группы они разделяются?

 

(250+9)-50=

(76+368)-75=

(467+40)-20=

(775+93)-70=

(84+40)-34=

Как можно вычесть число из суммы? Сколько способов решения существует?

Разбей ответы на две группы.

На какие группы они разделяются?

 

(480+70)-55=

(340+80)-67=

(840+90)-76=

(450+50)-61=

(670+80)-200=

(230+90)-58=

 (490+80)-209=

 

Даны числа :

1001, 5, 1100, 203, 89, 009, 124, 12, 321.

 

Распредели числа по группам в зависимости от того, к какому разряду они относятся.

 

-однозначные

-двухзначные

-трехзначные

-четырехзначные

 

Даны числа :

1001, 5, 1100, 203, 89, 009, 124, 12, 321, 56, 3, 45, 08, 1234.

 

Распредели числа по группам в зависимости от того, к какому разряду они относятся.

 

-однозначные

-двухзначные

-трехзначные

-четырехзначные

 

Даны числа :

1001, 5, 1100, 203, 89, 009, 124, 12, 321, 56, 3, 45, 08, 1234, 456, 2102, 098, 1.

 

Распредели числа по группам в зависимости от того, к какому разряду они относятся.

 

-однозначные

-двухзначные

-трехзначные

-четырехзначные