В Федеральном образовательном стандарте НОО формулируется идея реализации личностно- ориентированной, развивающей модели в начальной школе. В этом аспекте особо важна роль включения младших школьников в активную познавательную деятельность, в частности учебно-исследовательскую. Результатом исследовательской деятельности является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний или способов деятельности.
А. И. Савенков в своей книге "Методика исследовательского обучения младших школьников" пишет, что исследование – это творческий процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности. В свою очередь, исследовательскую деятельность можно определить, как условие для развития способности смотреть и видеть, наблюдать, для развития личности в целом [4].
Исследовательская деятельность и приобретение исследовательских умений – процесс сложный и многогранный, в основе которого лежат следующие умения:
-умение видеть проблемы;
-умение ставить вопросы;
- умение выдвигать гипотезы;
- умение давать определение понятиям;
- умение классифицировать;
- умение наблюдать;
- умения делать выводы и умозаключения;
- умение структурировать материал;
- умение объяснять, доказывать и защищать свои идеи [4];
Н.А. Семенова определяет такие педагогические условия формирования исследовательских умений учащихся начальных классов, как учет возрастных и индивидуальных особенностей при организации учебного исследования; развитие мотивации; деятельность педагога по созданию творческой образовательной среды и обеспечению системы в образовательной деятельности. Важным является также и характер обучения, он должен быть проблемно-исследовательским, направленным на личностное и интеллектуальное развитие детей.
Формирование исследовательских умений эффективно осуществляется на уроках литературного чтения, поскольку эти уроки ориентированы на формирование эмоционально-ценностных отношений, что позволяет учителю организовать учебный процесс вокруг важных тем, проблем, волнующих учеников. Уроки-исследования (анализа) литературного произведения строятся на наблюдении над текстами, поиске в них признаков – примет художественности и их анализе. Вся работа основывается на исследовательской деятельности учащихся. Обсуждение произведения на таком уроке предполагает равенство всех участников дискуссии (в том числе и учителя).
Особенности урока-исследования:
- · наличие единой, интересной для всех участников проблемы;
- · возможность свободного изложения материала, отстаивания своей точки зрений;
- · наличие диалоговых взаимоотношений между учителем и классом, учителем и учениками, учениками
Все эти особенности можно реализовать на уроках изучения лирики, так как понимание лирики предполагает большую аналитическую работу, внимательное отношение к слову, умение выдвигать гипотезы, ставить вопросы, обобщать и делать выводы. А это и есть исследовательские умения.
Нами разработаны задания для 3 класса по системе УМК Эльконина- Давыдова к каждому этапу урока анализа лирического стихотворения. На таких уроках от учителя требуется внимательное отношение к действиям каждого ученика. Нужно проследить за включением в работу, для этого лучше работу проводить в парах, индивидуально, поэтому наши задания составлены для такой формы организации работы в классе.
Пробное обучение осуществлялось на базе муниципального образовательного бюджетного учреждения «Айыы кыһата» города Якутска с 22 февраля по 19 марта 2016 года. В исследовании были задействованы 27 учащихся. Опытно – практическая работа (пробное обучение) предусматривала проведение констатирующего, формирующего и контрольного этапов исследования. На констатирующем этапе целью эксперимента было определение уровня сформированности исследовательских умений у учащихся 3 класса. Для выявления уровня сформированности исследовательских умений была проведена проверочная работа. Использовали диагностику А.И. Савенкова. Проверочная работа констатирующего этапа состояла из 7 заданий, каждое из которых проверяло уровень умений выполнять отдельное исследовательское умение.
Первое задание направлено на умение видеть проблему. Это задание позволяет развивать способность к видению проблем, что может потребовать изменения собственной точки зрения на тот или иной объект. Для этого ученикам было предложено задание - продолжить рассказ. Второе задание направлено на умение выдвигать гипотезы. Любое столкновение с проблемой заставляет нас искать способы ее решения - изобретать гипотезы. Поэтому и в научном поиске вслед за выявлением проблемы идет поиск ее решения. Это умение мы проверили на констатирующем этапе с помощью задания, направленного на определение причин событий. Третье и четвертое задание направлено на развитие умения задавать вопросы, это умение является из самых важных умений исследователя. Дети на третьем задании находят причину с помощью вопроса. В четвертом задании дети задают вопросы домашним животным, если бы они могли говорить, благодаря чему развивается умение задавать вопросы. Пятое задание направлено на развитие умения давать определения понятиям. Было дано задание составить характеристику знакомому понятию, что предполагает перечисление некоторых внутренних, существенных свойств предмета, а не только его внешнего вида, как это делается с помощью описания. Шестое задание направлено на развитие умения классифицировать. Классификация придает нашему мышлению строгость и точность. В этом задании дети продолжают ряд, т.е классифицируют понятия. Седьмое задание направлено на развитие умений высказывать суждения, делать умозаключения и выводы. Эффективным средством развития способности к суждению является упражнение, когда от детей требуется привести правильные утверждения на знакомую ситуацию.
На выполнение каждого задания было дано конкретное время, от 5 до 15 минут. На все задания авторы методики отводили максимум 45 минут. Учащиеся выполняли задания самостоятельно одно за другим по выбору. 11 % детей ошиблись на третьем задании. А все остальные дети справились с заданием. Это доказывает, что у детей есть интерес и они умеют задавать вопросы по теме. Сложным оказалось задание № 7 на умение высказывать суждения, делать умозаключения и выводы. 92 % детей не справились с заданием, так как дети не умеют называть высказывание о предметах или явлениях, состоящее из утверждения или отрицания чего- либо. Учителю следует обратить внимание на последовательное логическое продолжение, и на уроках нужно больше заданий включить именно на развитие умения высказывать суждения, делать умозаключения и выводы. После проведения проверочной работы показатели каждого ребенка анализировались. Проверялось также внимание учащихся и умение контролировать свои действия. После выполнения был выявлен уровень учащихся. Таким образом, результат можно отнести к среднему уровню, так как ошибки у всех почти были одинаковые. Исходя из цели нашего исследования, учитывая результат констатирующего этапа опытно- практической работы, нами был спланирован и апробирован формирующий этап.
Цель формирующего этапа: разработать и апробировать задания по формированию исследовательских умений. Формирующий этап был проведен с 1 марта 2016 года по 19 марта 2016 года. Нами составлены задания по каждому этапу и дано 4 урока на формирование исследовательских умений при изучении лирики. На уроках учащимся были предложены различные задания, направленные на развитие исследовательских умений. Следует отметить, что дети активно участвовали, проявляли интерес, побуждали активные мыслительные процессы. По теме исследования ребята заинтересовались в заданиях. С каждым разом дети стали отвечать все лучше и развернуто, если в начале, были дети, которые неактивно участвовали на уроках, сидели обособленно, то к третьему уроку почти все принимали активное участие и были мотивированы на исследовательскую деятельность. После того, как были проведены 4 урока, с целью проверки эффективности экспериментальной работы по формированию исследовательских умений на уроках литературного чтения состоялась контрольная проверка.
Контрольный этап эксперимента проводился по технологии, аналогичной констатирующему этапу эксперимента. Анализ результатов контрольного этапа эксперимента показывает, что у многих детей уровень сформированности исследовательских умений повысился. Мы сравнили констатирующий этап с контрольным этапом по каждому заданию, то есть умению. На первом месте было умение видеть проблему, что является важным умением, мотивирующим и определяющим всю исследовательскую деятельность. В этом умении мы видим большой скачок, видимо, это результат общей исследовательской направленности уроков, когда дети внимательны к изучаемому, осознанно относятся к учебной задаче урока. Следует уделить внимание качеству задаваемых вопросов, также умению классифицировать. Эти умения оказались отстающими. Можно предположить, что для классификации требовалось дополнительное задание, найти из текста и классифицировать, поэтому, возможно, некоторым не хватило времени.
Вывод. К концу эксперимента можно утверждать, что в результате применения заданий по этапам изучения лирических произведений у детей повысился уровень сформированности исследовательских умений, т. е дети стремятся правильно сделать заданные задания. Мы предполагаем, что широкое использование заданий по этапам изучения лирического произведения из урока в урок с акцентом на одно основное задание оказало бы влияние на уровень овладения исследовательскими умениями.