Полный текст статьи
Печать

Постановка проблемы. Согласно Федеральному государственному общеобразовательному стандарту начального общего образования (ФГОС НОО) одним из основных результатов учебной деятельности является формирование познавательных УУД. Познавательные УУД являются общеучебными действиями, включающими знаково-символические, логические, а также действия по постановке и решению проблем, т.е. включают действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, ее структурирования, моделирования изучаемого содержания, логические действия и операции и в конечном итоге определение способа решения учебной задачи.

Школьный предмет «Окружающий мир» направлен на освоение доступных детям способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др.) и постепенное самостоятельное использование их при оперировании с изучаемым объектом. Особенно широко на уроках  в начальной школе должны формироваться такие умения, как овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.  Но как показывает школьная практика, учителями начальных классов недостаточно уделяется внимания целенаправленному формированию вышеназванных общеучебных умений (ПУУД).

Методика. С целью формирования познавательных УУД, проведена  опытно – практическая работа во втором классе на уроках окружающего мира на базе МБОУ «1 Кюлетская СОШ» Вилюйского улуса, которая  предусматривала проведение констатирующего, формирующего и контрольного этапов исследования.

На констатирующем этапе эксперимента с целью выявления сформированности познавательных УУД у учащихся была проведена методика «Выделение существенных признаков», целью которого являлась выявление уровня развития операции логического мышления – выделения существенных признаков. Методика выявляет способность испытуемого отделять существенные признаки предметов или явлений от второстепенных. Кроме того, наличие ряда заданий, одинаковых по характеру выполнения, позволяет судить о последовательности рассуждений испытуемого.Слова в задачах подобраны таким образом, что обследуемый должен продемонстрировать свою способность уловить абстрактное значение тех или иных понятий и отказаться от более легкого, бросающегося в глаза, но неверного способа решения, при которых вместо существенных выделяются частные, конкретно-ситуационные признаки. 

Результаты констатирующего этапа представлены в таблице.

Таблица 1

Обучающиеся

Количество двух правильно выбранных слова

Количество одного правильно выбранного слова

Уровень сформированности познавательных УУД

1

2

4

Средний

2

2

3

Средний

3

1

5

Средний

4

0

4

Низкий

5

3

3

Средний

6

0

5

Низкий

7

2

4

Средний

8

0

5

Низкий

9

3

4

Средний

10

1

5

Средний

11

1

5

Средний

12

0

6

Средний

 

1,25

4,4

 

Итог констатирующего этапа показал, что сформированность умения выделять существенные признаки класса в процентном соотношении такова: высокий уровень не выявлен, средний уровень у 75 % учащихся и низкий уровень у 25 % .

По итогам констатирующего исследования  можно сделать вывод, что  в процессе учебной деятельности не сформированы познавательные УУД. Не развита способность учащихся отделять существенные признаки предметов или явлений от второстепенных , т.е. операция логического мышления. 

На формирующем этапе организовано апробирование разработанных заданий по формированию познавательных УУД – умение находить проблему и решить ее. Работа проводилась ежедневно в начале урока в течение 6-8 минут. Проверка работы проводилась сразу после выполнения заданий.

Задания были направлены на умение работать с информацией, интерпретировать ее, представив в нетекстовой форме, делать выводы; логически размышлять о конкретных объектах; способность упорядочивать встречаемые предметы, классифицировать, осуществлять над ними конкретные операции; проводить несложные наблюдения и ставить эксперимент; делать выводы на основании полученных результатов; устанавливать причинно-следственные связи, построить рассуждения; выдвигать гипотезу; анализировать гипотезы и определить истинные причины, оценивать вероятности выявленных событий; находить нужную информацию. При выполнении заданий на уроках использовались разные виды работ, что привело к эффективной работе, а также мотивирована деятельность учащихся.

С целью отслеживания динамики сформированности познавательных УУД после апробации заданий проведен контрольный срез.  Материалом для контрольного этапа послужила методика «Выделение существенных признаков» А.В.Пилипенко, целью которого являлась выявление уровня развития операции логического мышления – выделения существенных признаков. Методика выявляет способность испытуемого отделять существенные признаки предметов или явлений от второстепенных.

Результаты контрольного этапа исследования представлены в таблице.

Таблица 2

Обучающиеся

Количество двух правильно выбранных слова

Количество одного правильно выбранного слова

Уровень сформированности познавательных УУД

1

5

2

Средний

2

6

1

Высокий

3

4

3

Средний

4

3

4

Средний 

5

4

3

Средний

6

4

3

Средний 

7

2

4

Средний

8

3

4

Средний 

9

6

1

Высокий 

10

1

5

Средний

11

5

2

Средний

12

2

4

Средний

 

3,75

3

 

Итог контрольного этапа показал, что сформированность познавательных УУД класса в процентном соотношении такова: высокий уровень у 17 % обчающихся, средний уровень у 83 % , низкий уровень не выявлен.

Выводы. Анализ результатов опытно-практической работы показал, что уровень сформированности познавательных УУД после формирующего этапа изменился, что привело к улучшению. Положительная динамика улучшения уровня сформированности познавательных УУД наблюдается у 5 пяти учащихся: у 2 со среднего на высокий, у 3 с низкого на средний, что в процентном соотношении составляет 42%.

Таким образом, поставленные цели и задачи пробного обучения по формированию познавательных УУД на уроках окружающего мира во 2 классе на базе  МБОУ «1-Кюлетская средняя общеобразовательная школа» Вилюйского улуса решены и достигнуты.