Полный текст статьи
Печать

Современные условия характеризуются гуманизацией образовательного процесса, обращением к личности ребенка, развитию лучших его качеств
и возможностей. Реализация этой задачи объективно требует качественно нового подхода к обучению детей, организации всего образовательного процесса в ДОО.

В федеральных государственных образовательных стандартах
к образовательным программам появляется ряд новых образовательных областей,
в том числе и «Речевое развитие». Данная область включает владению речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения
к грамоте@[5].

 «Под связной речью понимается развернутое высказывание, состоящее
из нескольких или даже очень многих логически связанных между собой предложений, объединенных одно темой и составляющих единое смысловое целое» [4, с.14]. «В методике термин «связная речь» употребляется в нескольких значениях: 1) процесс, деятельность говорящего; 2) продукт, результат этой деятельности, текст, высказывание; 3) название раздела работы по развитию речи. Как синонимические используются термины «высказывание», «текст». Высказывание – это и речевая деятельность, и результат этой деятельности: определенное речевое произведение, большее, чем предложение. Его стержнем является смысл
(Т.А. Ладыженская, М. Р. Львов и другие)  [1, с.46].

Речь считается связной, если для нее характерны:

-содержательность (хорошее знание предмета, о котором говорится);

-точность (правдивое изображение окружающей действительности, подбор слов и словосочетаний, наиболее подходящих к данному содержанию);

-логичность (последовательное изложение мыслей);

-ясность (понятность для окружающих);

-правильность, чистота, богатство (разнообразие).

Закономерности развития связной речи детей с момента ее возникновения раскрываются в исследованиях А.М.Леушиной. Она показала, что развитие связной речи идет от овладения ситуативной речью к овладению контекстной, затем процесс совершенствования этих форм протекает параллельно, формирование связной речи, изменение ее функций зависит от содержания, условий, форм общения ребенка с окружающими, определяется уровнем его интеллектуального развития. Развитие связной речи у детей дошкольного возраста и факторы ее развития изучались также Е.А. Флериной, Е.И. Радиной, Э.П. Коротковой, В.И. Логиновой,
Н.М. Крыловой, В.В. Гербовой, Г.М. Ляминой»[2, с. 312].

Мнемотехника – в переводе с греческого - «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение
и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы,
об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи. Мнемотехника — совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объём памяти путём образования ассоциаций (связей). Замена абстрактных объектов и фактов на понятия и представления, имеющие визуальное, аудиальное или кинестетическое представление, связывание объектов с уже имеющейся информацией в памяти различных типов для упрощения запоминания»[3, с. 128].

Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Начиная работу с простейших мнемоквадратов,  последовательно переходя 
к мнемодорожкам, и позже – к мнемотаблицам.

Работа по мнемотаблицам состоит из следующих этапов:

1. Рассматривание таблицы, разбор того, что на ней изображено.

2. Преобразование из абстрактных символов в образы (перекодирование информации).

3. Пересказ сказки или рассказа с опорой на символы (образы) т.е. происходит отработка метода запоминания.

4. Делается графическая зарисовка мнемотаблицы.

5. Каждая таблица может быть воспроизведена ребенком при ее показе ему. При воспроизведении сказки основной упор делается на изображение главных героев.

Развитие связной речи посредством мнемотехники должна быть направлена на создание наилучших условий для овладения ребенком по возможности совершенными формами речи. Она предполагает развитие таких навыков речи:

-свободное овладение словарем и грамматическим строем языка,

-умение устанавливать логические связи и отношения между языковыми формами, соблюдение необходимой лексической точности,

-умение выделять главное, сравнивать, сопоставлять, анализировать.

Таким образом, использование мнемотаблиц на занятиях по развитию связной речи, позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её. Особенность методики – применение не изображения предметов, а символов. Данная методика значительно облегчает детям поиск и запоминание слов.