В условиях интенсивного развития жизни играют большую роль не только профессиональные знания, но и профессиональные умения. В Федеральном законе «Об образовании РФ» цель образования определяет подготовку человека к будущей деятельности в обществе, а содержание образования – освоение знаний, общих методов и форм человеческой деятельности [5]. Профессиональное становление начинается в 18-19 лет, когда выпускники школ поступают в высшее учебное заведение. Уже на первом курсе у студентов-первокурсников появляется ответственное отношение к своей будущей профессии, которая становится одной из важных проблем в самореализации личности.
Значение профессионального самосознания студентов очень велико в условиях сегодняшней действительности, когда каждый сам хозяин своей судьбы и его собственные личностные качества определяют уровень жизни. В образовательной среде нужно воспитывать личность, обладающую не только конкурентоспособным, но и перспективным специалистом. Отношение к выбранной профессии, умение увидеть ее со стороны и себя в ней, играет большую роль в становлении студента как профессионала в какой-то области [1]. Лишь когда выбранный род деятельности становится частью жизни человека, а не только способом удовлетворения материальных запросов, может идти речь о его сформированном профессиональном самосознании. В процессе обучения и воспитания каждый студент в сравнительно небольшой промежуток своей жизни должен получить представление о выбранном пути, необходимые базовые знания, умения и навыки, найти свое место в жизни, профессии, обществе и только тогда можно говорить о том, что выбранная им дорога оказалась правильной.
Существует несколько понятий к определению профессионального самосознания. Согласно утверждению А.К. Марковой, «профессиональным самосознанием является комплекс представлений человека о себе как о профессионале, целостный образ себя как профессионала, система отношений к себе как к профессионалу» [2,с.88]. Б.Д. Парыгин считает, что «профессиональное самосознание – это осознание человеком своей принадлежности к некоторой профессиональной группе» [3]. В.Д. Брагина делает основной акцент в профессиональном самосознании на познание самооценки профессиональных качеств и отношений к ним [1]. П.А. Шавир объясняет это понятие «как избирательную деятельность самосознания личности, подчиненную задаче профессионального самоопределения; осознание себя как субъекта своей профессиональной деятельности» [4]. Начиная с 1980 года (исследование В.Н. Козиева) появился целый ряд работ, посвященных профессиональному самосознанию учителя (Боброва Е.М., Васьковская С.В., Митина Л.М., Саврасов В.П., Сластенин В.А., Шутенко А.И., Шафажинская Н.Е., и др.). В.Н. Козиев рассматривает профессиональное самосознание учителя в качестве центрального элемента педагогического мастерства, которая осуществляет, прежде всего, регулирующую функцию в деятельности учителя [2, с.68].
С целью выявления уровня профессионального самосознания студентов-первокурсников нами проведен опрос среди студентов разных образовательных учреждений нашего города. Опрос состоял из 9 утверждений. Всего приняли участие 36 испытуемых, в возрасте от 18 до 21 года.
По результатам опроса получены следующее: с утверждением «меня не беспокоит мое профессиональное будущее» более 56% респондентов не согласились. Так как они считают, что если не беспокоиться о будущем сейчас, то потом будет поздно. Более 13% респондентов уверены, что им в профессиональном становлении помогут родители. 20% студентов только сейчас пытаются выстроить свои профессиональные планы, а у более 11% они отсутствуют.
У 36% респондентов не доставляет радость мысль о будущей карьере. Затрудняются ответить 24%, лишь 40% студента считают, что они правильно выбрали свою будущую профессию.
23% опрошенных студента ответили отрицательно на утверждение «моя будущая специальность удовлетворяет всем моим жизненным потребностям». Почти 27% респондентов долго не размышляли, прежде чем сделать профессиональный выбор, т.е. недостаточно изучили будущую специальность. 40% студентов согласились с данным утверждением, у них есть желание работать по выбранной специальности, 10% - затруднились ответить.
На утверждение «я имею четкое представление по поводу своей будущей профессии» 67% студентов ответили положительно, а 23% не имеют особого представления о будущей профессии, 10% - испытывают сомнение в выбранной профессии.
Таким образом, можно сказать, что у большинства опрошенных студентов профессиональное самосознание сформировано, достаточно развиты профессиональные качества. Это связано с тем, что многие абитуриенты определяются с выбором профессии заранее и целенаправленно поступают в желаемый институт. Всего 10% студентов находятся в процессе «поиска себя», для них характерно сильное противоречивое представление о собственных профессиональных качествах. Причинами являются нежелание получить выбранную профессию, незаинтересованность в развитии профессиональных качеств, трудности в обучении, конфликт со сверстниками и т.д.
В целях формирования целостного представления у студентов о себе как о будущем профессионале в учебном процессе следует уделять большое внимание интеграции профессиональных знаний, умений, навыков обсуждения, профессионально важных качеств личности, изучению профессиональных способностей и склонностей студентов. Желательно в ходе образовательного процесса давать студентам возможность ставить и реализовывать свои общественно и личностно значимые цели и задачи.