Полный текст статьи
Печать

В настоящее время среднее профессиональное образование в Республике Саха (Якутия) становится одним из определяющих факторов, влияющих на профессиональное становление студента, как личности. Поэтому от качества предлагаемого среднего профессионального образования напрямую зависит успешность отдельно взятого человека и в целом позитивное развитие всего общества нашего государства. Одним из показателей успешности образования является самостоятельность студента, которая необходима для принятия студентом самостоятельных суждений и действий в процессе преодоления учебных трудностей. Любой начинающий специалист должен обладать фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности своего профиля, опытом творческой и исследовательской деятельности по решению различных проблем. Две последние составляющие образования формируются именно в процессе самостоятельной работы студента.

В XXI веке процесс информатизации, охвативший сегодня все стороны жизни, имеет несколько приоритетных направлений, к которым, безусловно, следует отнести информатизацию образования. Она является первоосновой глобальной рационализации интеллектуальной деятельности студента, за счет использования информационно-коммуникационных технологий.

Для преподавателей ГБОУ РС(Я) «Якутский индустриально-педагогический колледж»  переход современного образования от знаниевой парадигмы к компетентностной ставит целью воспитания социально-компетентной личности, где среди прочих, особенно важными являются информационная и учебно-познавательная компетентность личности, успешное формирование которых позволяет метод самостоятельной работы с использованием информационно-коммуникационных технологий.

Работа студентов обучаемых по специальности «Сварочное производство» с использованием информационно-коммуникационных технологий, интернет-технологий – это активный метод обучения, в процессе которого студенты решают не только учебную задачу, но и получают необходимые навыки работы с компьютером. Активность этого метода определена, прежде всего, целью, которая в самостоятельной деятельности осознается студентом и становится для него актуальной и значимой, появляются мотивы деятельности:  

- расширить свои знания, узнать новое;

- овладеть умением работать с помощью компьютера;

- желание проявить самостоятельность;

- выполнить задание без посторонней помощи;  

- возможность публично представить результаты своей деятельности;

 - проверить свои знания.

Своеобразие самостоятельной работы с использованием информационно-коммуникационных технологий заключается в том, что его основу составляют действия, которые студент выполняет без помощи преподавателя, он сам выбирает способы выполнения этих действий, совершает множество операций, контролирует и проверяет их в соответствии с поставленной целью и учится находить, классифицировать, систематизировать и использовать информацию различного вида.

Еще одной спецификой самостоятельной работы является самоконтроль.

Ожидаемые результаты работы не могут быть достигнуты, если студент не контролирует свои действия (обращается к таблице, словарю, справочнику, образовательному электронному ресурсу: порталу, сайту и т.д.). Таким образом, студент сочетает исполнительные и контрольные действия. С действиями самоконтроля тесно связана третья составляющая самостоятельной работы с использованием информационно-коммуникационных технологий – оценочная деятельность, формировать которую  необходимо на основе содержательных оценок преподавателя и коллективной оценочной деятельности всех студентов в группе. Самостоятельная работа обучающихся всегда завершается какими-либо результатами. Это не только  выполненные упражнения, написанные сочинения, эссе,  заполненные таблицы,  подготовленные ответы на вопросы, но и мультимедийные проекты, презентации, фотоальбомы, электронные справочники. Поскольку к этим результатам студент приходит самостоятельно, ценность и значимость их осознается острее по сравнению с теми, которые добываются в совместной деятельности студента и преподавателя. В индивидуальных результатах всегда проявляется не только уровень знаний, но и самостоятельность студента, индивидуальная манера его деятельности, творческий или стандартный подход к решению той или иной проблемы. Поэтому анализировать и оценивать необходимо не только знания, показанные студентом, но и ее качество. При этом следует обратить особое внимание на самостоятельность студента, которая проявляется в целеполагании, в мотивации, в действиях и в конечном результате деятельности.

Заключительным выводом является то, что самостоятельная работа с использованием информационно-коммуникационных технологий, интернет-ресурсов – это мощный стимул к обучению, путь к осознанным знаниям и убеждениям. Различные виды такой самостоятельной работы помогают интенсифицировать процесс обучения, успешнее решать задачи по активизации мыслительной деятельности студентов по формированию у них творческого мышления. Самостоятельный творческий поиск решения учебной проблемы позволяет студенту пережить радость успеха, поверить в свои силы, научиться преодолевать трудности. В рамках разработки какого-либо проекта перед студентами ставятся проблемы, решение которых требует анализа и синтеза материала и информации, полученной из других источников (Интернет, электронные справочники и пособия, научная литература и т.д.), что в свою очередь способствует формированию социально-компетентной личности студента.