Подготовка школьников к условиям рынка предполагает приобщение их к основам предпринимательской деятельности. Интерес к явлениям жизни, связанным с переходом к рыночной экономике, растет. Главным атрибутом предпринимательского качества является экономическое мышление. На сегодняшний день состояние экономического образования в различных регионах России неоднородно. В базисном плане общеобразовательной школы предмет «Экономика» отсутствует и изучается лишь в профильных классах экономического профиля.
Ввиду отсутствия в настоящее время в большинстве школ предмета, дающего экономические знания, некоторые сведения по этому вопросу учащиеся получают в процессе трудового обучения (технологии) [2, с.11].
Большое значение имеет, на наш взгляд, практическое внедрение элементов предпринимательской деятельности в учебный процесс. Это может достигаться как с помощью деловых игр непосредственно на уроках технологии, так и во внеурочное время.
Важной задачей предпринимательской подготовки является выработка у школьников потребности и умения жить и трудиться в коллективе.
Одним из основных средств экономического воспитания в коллективе является совместное участие школьников в организованном производительном труде, а также в распределении и расходовании средств, заработанных коллективом. Умение учащихся оценивать результаты коллективного труда, анализировать его эффективность, выявлять пути повышения производительности труда является залогом успешной работы в будущей трудовой деятельности [1, с.2].
Развитию экономического мышления обучающихся способствует работа с творческими проектами. Примерные темы творческих проектов должны охватывать всю область ранее приобретенных знаний, умений и навыков учащихся. В зависимости от направления проекта проводится соответствующее экономическое обоснование. Им может быть маркетинговое исследование, расчёт себестоимости изделия, разработка рекламного проспекта и др.
Цель опытно-исследовательской работы – разработать и обосновать педагогические условия, обеспечивающие результативность процесса формирования экономического мышления при выполнении изделий ручной работы.
Для проведения эксперимента были взяты два класса: экспериментальный и контрольный.
Экспериментально – исследовательская работа проводилась в 3 этапа:
1. Констатирующий этап. На этом этапе производился контроль знаний и умений у учащихся на основе проведенных с ними бесед, анкетирования. Были разработаны критерии и показатели уровня экономического мышления.
В экспериментальной и контрольной группе было проведено анкетирование. В констатирующем этапе результаты показали следующее - среднеарифметический балл сформированности экономических представлений на начало эксперимента по экспериментальному классу составляет 43%, по контрольному 45%.
2. Формирующий этап. На данном этапе детям были даны задания, направленные на формирование экономического мышления, в том числе на развитие трудового обучения. По программе кружка «HAND-MADE», девочкам предстояло пройти теоретический курс по основам декоративно-прикладного искусства, предпринимательской деятельности, экономики; в практической части девочки своими руками сделали актуальные, конкурентоспособные и пользующиеся спросом в современное время изделия – это открытки, цветочные ободки для волос, шкатулки и вязаные шапки. В процессе занятий, девочки в социальных сетях (vk.com, Instagram) продавали свои изделия и получали прибыль.
3. Контрольный этап. В процессе этого этапа проводился контрольный срез знаний и умений учащихся. Группам повторно было проведено анкетирование, где получили следующие результаты – по экспериментальному классу на конец эксперимента составил 81%, то есть увеличился по сравнению с началом эксперимента на 37%, по контрольной группе изменений нет – 45%.
При оценке социально-экономических знаний, умений и качеств учащихся было выделено четыре уровня:
Высокий уровень. Школьники хорошо осознают необходимость социально-экономических знаний и умений. Владеют ими и систематически используют их в своей деятельности. Часто выступают организаторами общественных и трудовых дел, осуществляют экономическую деятельность. У них достаточно развиты деловитость, предприимчивость, расчетливость, коммуникабельность. Они владеют этикой делового общения.
Средний уровень. Учащиеся владеют комплексом экономических знаний и умений, достаточным для участия в ней, но используют их, руководствуясь мотивами личного характера или указаниями учителя. Принимают участие в коллективном анализе результатов деятельности, однако не проявляют при этом личной активности. В поведении не всегда реализуются такие значимые качества личности, как деловитость и предприимчивость. Но они трудолюбивы, бережливы, расчетливы.
Низкий уровень. Школьники осознают необходимость экономических, социальных и правовых знаний для жизнедеятельности, но в школьные годы не проявляют к ним интереса. В деятельности, организованной другими, участвуют формально, стремятся от нее уклониться, но под контролем ее выполняют. Не проявляют в своем поведении экономически значимых качеств личности и экономическое мышление.
Отрицательный уровень. Учащиеся считают социально-экономические знания ненужными. Игнорируют участие в трудовой, общественной и экономической деятельности.
В соответствии с этими критериями оценки уровня экономического мышления школьников мы определили, что в экспериментальной группе 100% составили оценки «хорошо» и «отлично». В контрольной группе 20% составили оценки «хорошо», 80% - «удовлетворительно» и «неудовлетворительно».
Таким образом, в ходе формирующего эксперимента мы пришли к следующим выводам:
1) Экспериментальная группа в процессе формирующего эксперимента добилась значительных результатов. Общая оценка – высокая.
2) Показатели контрольной группы остались без изменений, школьники обучались по той же программе, что и раньше.
В целом, мы можем утверждать, что занятия по формированию экономического мышления достигли своей цели.