Полный текст статьи
Печать

Средствами формирования мировоззрения являются процесс обучения, внеурочная деятельность, самостоятельная ра­бота учеников, их опыт, приобретаемый в общении и жизни. Усвоение ми­ровоззренческих аспектов знания обеспечивается отбором содержания, методами преподавания, выделением фундаментальных идей в каждой об­ласти знания и деятельности, межпредметными связями, созданием интег­рированных курсов. Взгляды и убеждения формируются в общении и в собственной практической деятельности учеников: трудовой, обществен­ной, художественной, технической и пр.[2]

 Для выработки учениками мировоззренческих взглядов очень важна позиция педагога. Он должен сам иметь убеждения, жить в соответствии с ними, уметь говорить о них с учащимися, не навязывая их и одновременно не отказываясь от них из конъюнктурных соображений. Можно считать, что в отечественной школе учитель традиционно выступает как носитель определенных норм, идеалов и мировоззренческих позиций.

  Если формирование научного мировоззрения у широких масс является настоятельной потребность обновления общества, то применительно к молодежи вообще и учащейся ее части, в частности, оно имеет особо важное значение. И в этом ракурсе, формирование и развитие научного мировоззрения можно рассмотреть и как воспитание экологической культуры школьников.[1]

  Экологическая культура личности предполагает наличие у человека определённых знаний, убеждений, моральных установок, готовности к деятельности, согласующихся с требованием бережного отношения к природе. Роль экологического образования в рамках учебного предмета «Технология» определяется необходимостью и важностью решения поставленных задач: формирование ответственного отношения к природе, здорового образа жизни, гигиенических норм и правил труда, экологической грамотности учащихся, подготовки молодёжи к труду в различных областях знаний и деятельности с учетом экологических требований.

   В процессе экологизации (экологическое наполнение уроков технологии) технологического образования необходимо широко раскрывать социальную обусловленность взаимодействия природы и общества. Особенно важно это делать с помощью примеров, близких и понятных учащимся. Экологически нравственными будут лишь такие виды человеческой деятельности, которые обеспечивают сохранение экологически благоприятной среды обитания, решение проблемы оптимизации природопользования, которые неотделимы от экологии, ее правил и законов.[3] 

   Сейчас формирование нравственности в экологическом образовании школьников на уроках технологии необходимо продолжить через знания социальной экологии и экологии человека – природа и человек, труд, окружающая среда и здоровье человека, природные ресурсы и производство, способы экономии материалов; возможности переработки и утилизация отходов бытовой деятельности и производства; умения – использование знаний о способах охраны окружающей среды в учебной деятельности, об экономии расходования электроэнергии, материалов, сырья, принимать и выполнять доступные и необходимые экологические решения в ходе практических работ и осуществления творческих проектов. [3]

   На уроках технологии реализуются научные основы технологии обработки конструкционных материалов и технологические основы изготовления изделий, выделяются и обобщаются основные закономерности производства. В процессе и в результате изготовления изделий выясняются экологические последствия от использования техники и деятельности людей в народном хозяйстве, их влияние на окружающую среду и здоровье человека, разъясняется и обосновывается продуманность решения экологических вопросов.[5]

    Так, школьникам на уроках технологии в образовательной области «Технология» необходимо усвоить следующие экологические правила и законы:

1. Все связано со всем:

   Ученикам необходимо постоянно рассказывать о природном балансе, где всё должно находиться в соответствии. Поэтому при изучении раздела «Технология изготовления изделий из древесины» необходимо акцентировать внимание учащихся на вопросах о положительных функциях леса, о дарах природы, которыми пользуется человек. При выполнении практических работ и творческих проектов по изготовлению изделий из поделочных материалов следует объяснять учащимся, что древесина как конструкционный материал относится к природным восстанавливаемым ресурсам.

2. Все должно куда-то деваться:

   Бытовые и производственные отходы, которые попадают в биосферу, никуда не исчезают. Кроме того, человек создал огромное число веществ, которых нет в природе, и у природы нет механизмов их переработки (утилизации). Вокруг городов растут свалки мусора, загрязняющие вещества разносятся по всей биосфере воздушными и водными путями, следовательно, необходимы надежные методы захоронения и утилизации вредных веществ.[4]

   Таким образом, ведя кропотливую работу по формированию нравственности в экологическом воспитании и образовании школьников в условиях межпредметной интеграции в образовательной области «Технология», вырабатывается попытка повысить уровень экологической культуры и экологической ответственности подрастающего поколения, что способствует реализации концепции их гармоничного и устойчивого развития в целом.[5]