Полный текст статьи
Печать

Задача учителя не в том, чтобы дать ученикам максимум знаний,
а в том, чтобы привить им интерес к самостоятельному поиску знаний,
научить добывать знания и пользоваться ими.

Константин Кушнер

Мы живем в эпоху глобальной перестройки общества. В педагогике это связано с переходом к новым оптимальным психолого-педагогическим системам – креативным технологиям обучения. Социальный заказ на исследование механизмов развития творческого потенциала личности обусловил особую актуальность проблемы креативности. Перефразируя слова ученого Роберта Калабы, можно сказать, что креативность есть тайна, завернутая в головоломку, спрятанная внутри загадки. Эта тема как никогда актуальна в нынешних условиях в рамках введения ФГОС.

Предмет «Технология» – это творческий предмет, который представляет большие возможности для воспитания творческой, разносторонней личности. У каждого ребенка существует потребность в творческом самовыражении. ОО «Технология» как никакой другой предмет способствует этому.

Креативность – это творческая направленность, врожденно свойственная всем, но теряемая большинством под воздействием среды (Абрахам Маслоу). На бытовом уровне креативность проявляется как смекалка, т.е. способность достигать цели, находить выход из кажущейся безвыходной ситуации, используя обстановку, предметы и обстоятельства необычным образом. В более широком смысле креативность – нетривиальное и остроумное решение проблемы. В жизни, в любой творческой профессиональной деятельности самым ценным является опыт креативного мышления, который должен накапливаться годами. Если его не формировать с детства, то при освоении интеллектуально сложных профессий его всегда не хватает. Это приводит к тому, что юноше или девушке трудно освоить интеллектуальную профессию на высоком уровне.

Главная особенность креативного мышления заключается в отказе от опыта репродуктивного мышления и действий по аналогии, поскольку любое такое действие будет соответствовать только той ситуации, в которой оно раньше применялось, т.е. мышление должно быть нелинейным. Любая новая ситуация требует адекватного и эффективного действия, характерного только для нее. Применение репродуктивного действия или действия по аналогии всегда будет ниже по результатам и может не принести желаемого успеха. Нужно обучать не знаниям, а опыту самостоятельного накопления учащимися различных сведений и способам творческой работы с ними.

Умственная деятельность, как и любая деятельность, состоит из отдельных операций и их различных сочетаний. Такие операции можно осваивать и приобретать опыт их применения. Иными словами, умственной деятельности можно целенаправленно обучать. Делать это нужно не в процессе той или иной учебной работы методом «научись сам думать», а путем освоения отдельных операций, приемов и способов «как думать». Такое обучение называют «Культура мышления или мыследеятельности». Формирование культуры мыследеятельности – один из путей формирования креативного мышления. Успех воспитания и обучения во много зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, насколько они способствуют формированию креативного мышления.

При выборе методов обучения для каждого урока по возможности отдается предпочтение активным (продуктивным) методам обучения. К ним можно отнести проектную технологию, проблемное обучение, исследовательский метод обучения, кейс-технологию.

При формировании креативного мышления немаловажное значение имеет выбор таких форм организации работы на уроке, которые способствуют развитию творческих способностей в полной мере. Среди них можно выделить следующие: индивидуальная работа, работа в парах.

Всегда найдутся ученики, способные быстрее других разрешить проблемную ситуацию. Учитель может предложить усложненное задание для таких учеников. Для решения этой усложненной задачи ребята вынуждены будут более глубоко изучить материал темы. Это один из путей индивидуализации. Примером индивидуальной работы, способствующей развитию креативного мышления, может быть написание реферата по теме, создание проекта, составление чертежа или эскиза и др.

Школьный курс «Технологии» требует опоры на большое количество разнообразных средств обучения. Изучая «Технологию», школьники знакомятся с экологией и народным хозяйством России, изучают строение и назначение станков и механизмов, постигают тайны мастерства, выполняют различные виды практических работ в мастерской и т.д. Все это требует систематического привлечения разнообразных средств обучения – таблиц, коллекционных материалов, приборов, инструментов. Также, не секрет, что современные школьники не представляют себя без ИНТЕРНЕТА. Все это позволяет работать при подготовке детей к конференциям, олимпиадам, конкурсам.

Формирование креативного мышления как основы воспитания современной личности посредством применения различных технологий на уроках отражает ведущую идею личного педагогического опыта. Благодаря использованию современных методик происходит успешное становление личности ученика. Это отражается на усвоении учебной программы. Мы уверены, что благодаря работе по формированию креативного мышления наши ученики будут приспособлены к постоянно меняющимся условиям жизни, смогут лучше ориентироваться в разнообразных жизненных ситуациях, работать в разных коллективах. Перспективу своей педагогической деятельности мы видим в продолжении работы в этом направлении, т.к. она открывает широкие возможности для развития у учащихся инициативности, способности творчески мыслить и находить нестандартные решения, умения выбирать профессиональный путь, готовности обучаться в течение всей жизни.

В начале 80-х годов советские исследователи Г.С. Альтшуллер и И.М. Верткин поставили перед собой проблему, – какими качествами должен обладать человек, чтобы быть творческой личностью? Суть этих решений сводилась к тому, что творческая личность должна обладать слишком большим комплексом качеств, что затрудняло их целенаправленное воспитание. К тому же часть ученых придерживалась позиции, что творческие способности передаются по наследству от родителей к детям и их невозможно воспитать. Для решения этой проблемы Г.С.Альтшуллер и И.М.Верткин проанализировали свыше тысячи биографий творческих личностей. В результате исследования было установлено, что творческая личность обладает следующими качествами:

-                        умение поставить творческую цель и подчинить свою деятельность ее достижению;

-                        умение планировать, самоконтролировать свою деятельность;

-                        умение находить и решать проблему.

Именно эти качества необходимо развивать для раскрытия творческого потенциала учащихся.