Полный текст статьи
Печать

По новому стандарту образования требуется достижение трех основных групп результатов: личностных, метапредметных и предметных. Как известно, оценка предметных результатов – оценка планируемых результатов по отдельным предметам. Оценка предметных результатов может проводиться как в ходе неперсонифицированных процедур с целью оценки эффективности деятельности системы образования и образовательного учреждения, так и в ходе персонифицированных процедур с целью итоговой оценки результатов учебной деятельности. Итоговая оценка ограничивается контролем успешности освоения действий, выполняемых учащимися. Оценка достижений ведётся в ходе выполнения итоговых работ.

Под метапредметными результатами в стандарте понимаются универсальные способы деятельности – познавательные, коммуникативные – и способы регуляции своей деятельности, включая контроль и коррекцию. Универсальные способы деятельности осваиваются обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов и применяются учащимися как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.

Достижение метапредметных результатов обеспечивается за счет основных компонентов образовательного процесса - учебных предметов, представленных в инвариантной части базисного плана.

 Основным объектом оценки метапредметных результатовслужит сформированность ряда регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий, т.е. таких умственных действий учащихся, которые направлены на анализ и управление своей познавательной деятельностью.

К ним относятся:

  1. Способность принимать и сохранять учебную цель и задачи; самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную; умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации и искать средства её осуществления; умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;
  2. Умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников;
  3. Умение использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач;
  4. Логические операции сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовым признакам, установления аналогий, отнесения к известным понятиям;
  5. Умение сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем. Принимать на себя ответственность за результаты своих действий [1-3].

Как один из приемов оценки предметных и способа достижения метапредметных результатов обучения учащегося предлагается проведение игры «Технотриатлон». При данном приеме возможна оценка предметных результатов в ходе интересной и занимательной игры, которая благоприятно оценивается учениками и не воспринимается как обязательная контрольная работа. Тем самым, мы считаем, можно адекватно оценить сформированность предметных результатов для дальнейшей коррекции учебной деятельности.

Формирование универсальных учебных действий может быть проведено не только во время  обязательных учебных предметов, но и во внеурочное время.

Целью игры является систематическое формирование метапредметных компетенций школьников для популяризации и осознанного выбора инженерно-технических профессий.

Задачи игры:

- активизация внеклассной работы;

-стимулирование интереса детей к инженерно-техническим специальностям;

- развитие научно-технического творчества учащихся;

- развитие познавательного интереса школьников.

«Технотриатлон» это многопредметная игра, которая проводится в три подготовительных этапа и заключительный – командный этап. Участниками игры являются учащиеся с 5 по 11 класс.

1 этап – гуманитарный (примеры дисциплин, на основе которых разрабатываются задания: русский язык, литература, английский язык, информатика);

2 этап – творческий (технология, мхк, изо, литература, биология);

3 этап – технический (физика, технология, химия, информатика);

Заключительный этап – командный (по три участника в команде).

Первый этап игры «Технотриатлон» является гуманитарным и основан на заданиях гуманитарного цикла (русский язык, якутский язык, английский язык, литература). Список предметов является вариативным и может меняться из года в год, задания могут иметь тематическую направленность (год кино в России, год благоустройства и т.п.). Например, задание «Экстренный выпуск брошюры» заключается в составлении информационного буклета по факультетам и институтам ФГАОУ ВПО «Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова». Работа на программе Publisher с применением Photoshop и др. Материалы для редактирования участники находят в сети интернет. Готовые брошюры оцениваются учителями русского языка, руководителем кружка школьной газеты «Тинейджер» по общепринятым критериям: содержание материала, творческий подход, дизайн, наличие иллюстраций, графика. Участники берут лучшие брошюры в свой класс, в качестве профориентационного информационного буклета.

Второй этап игры условно носит название творческого этапа. Задания этапа носят более прикладной характер с элементами решения взаимосвязанных заданий из разных дисциплин. Например, задание «Браслет» для 5-6 классов состоит из двух подзаданий, которые необходимо выполнить за определенный промежуток времени. В первой части участнику предлагается краткий текст на тему «Золотое кольцо России» и  кроссворд из соответствующих тематике вопросов. Полученное в ходе решения кроссворда слово является паролем к персональному компьютеру, который необходимо вбить для доступа к следующему подзаданию. Инструкция к ней находится в виде презентации. После ознакомления с ходом работы участник берет бисер и нанизывает их на леску, согласно быстросменяющимся на презентации картинкам. Таким образом, это является заданием на зрительную память и умение быстро работать руками с мелкими предметами. Если участник правильно выполнит задания, то у него получится красивый симметричный браслет.

Третий этап игры состоит из заданий по техническим наукам с элементами гуманитарных дисциплин. Например, задание «Сборка электрической цепи» для 5-6 классов. В начале инструкции текст задания дается на английском языке. Суть задания – собрать устройство и ответить где оно может использоваться. Для этого участнику дается снимок, инструкция по сборке и перечень элементов и 10 минут на сборку. Затем участник рисует на специальном листе принципиальную схему устройства. Если учащийся выполнил все правильно, то у него получается сигнализация.

Заключительный этап является командным. По итогам предыдущих этапов учащиеся сами собирают команды. Из каждого класса может участвовать несколько команд. Задание этапа является более техническим. В ходе выполнения задания участники применяют предметные знания для решения конкретных технических задач. Для быстрой согласованной работы участники должны самостоятельно определить алгоритм работы, выбирать ответственных за определенную часть. Например, выполнение задания может требовать знания по мхк, технологии, черчения. Предполагаемое задание – изготовление наличников в различных архитектурных стилях. Также в зависимости от возраста могут быть задания по программированию, физике, химии.

В данное время проведено три подготовительных этапа. Заключительный (командный) этап будет проведен в апреле 2016 года. Игра «Технотриатлон» будет проводиться ежегодно для всех желающих учеников. Планируется расширить количество участников игры,

  Каждый год будет проводиться анкетирование учащихся 8-11 классов с целью определения будущей профессии. Положительным результатом будет считаться повышение доли выпускников выбирающих инженерно-технические специальности, также будет проводиться мониторинг качества обученности студентов.