Полный текст статьи
Печать

В последние годы существенно изменились приоритеты начального образования. Сегодня главная цель – развитие творческой личности ученика.

У детей рано складывается своя «картина мира». При всём своём несовершенстве она имеет важное преимущество – целостность. А с приходом ребенка в школу эта целостность разрушается из-за границ между предметами. В результате знания, приобретённые детьми, мало связаны между собой. Знание же целостно, таким оно и должно предстать перед учеником. В.А. Сухомлинский считал: в окружающем мире знакомить детей с каждым предметом надо в его связях с другими, «открыть его так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги». Познавательная деятельность ребенка возможна лишь там, где созданы определённые условия для её развития. И в этом огромную роль играет интеграция учебного процесса.

Интеграция – это подчинение единой цели воспитания и обучения однотипных частей и элементов содержания, методов и форм в рамках образовательной системы на определённой ступени обучения (дошкольной, начальной, средней, старшей). Интеграция позволяет научить ребёнка самостоятельно добывать знания, развивать интерес к учению, повышать его интеллектуальный уровень. В начальных классах она носит свои особенности и носит коллективный характер, т.е. "немного обо всём".

Так, кружок «Мозаика искусств», имеющий художественно-эстетическую направленность, включает в себя несколько разделов. Один из них - работа с бумагой и картоном. «Путешествуя с героями Древней Эллады», ребята знакомились с 7 чудесами света, архитектурой, ордерной системой. Выполнив рисунки храмов, чертежи ордеров, сконструировали храмы из бумаги, соблюдая пропорциональность, упорядоченность, строгую ритмичность, соразмерность всех частей архитектурных сооружений.

Работа с природным и бросовым материалом развивает творческий потенциал каждого ребёнка: фантазию, наблюдательность, воспитывает любовь к своей Родине.

История декоративно-прикладного творчества развивает любознательность в области народного декоративно-прикладного искусства, интерес к творчеству художника и дизайнера (лоскутная пластика, вышивка крестом на ткани, изонить – работа по картону, ткани, дисках, мягкая игрушка и т.д.). Проведение народных праздников позволяет учащимся лучше понять историю культуры своего народа через традиции, обряды приметы, художественные образы народного и декоративно-прикладного творчества, открыть путь к восприятию разных видов искусств, способности выразить себя в разных видах художественной деятельности.

В работе «гончарной мастерской» совершенствуются умения и формируются навыки работы с нужными инструментами и приспособлениями при обработке глины. На свет появляются не только глиняные игрушки, но и глиняная посуда.

Стремление заниматься разными и не похожими друг на друга видами деятельности, желание попробовать свои силы в разных ее сферах (рисовании, пении, театрализованной и художественно – речевой) – это и есть широта интересов ребенка, которую формирует педагог средствами интегрированных занятий.

Способ самореализации, самовыражения, самооценки – игра. На занятиях кружка «Мозаика искусств» использую элементы «театрализации» и ролевые игры. Театрализованная игровая деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость, требует определенной подготовки, приносящей много положительных, окрашенных эмоций младшим школьникам. Театрализованные игры рассматриваю как моделирование жизненного опыта людей, как мощный психотренинг. На занятиях ребята изготавливают кукол из ткани, бумаги, а затем, выучив свой текст, показывают небольшие представления для детей и родителей, которые с удовольствием вспоминают своё детство, принимая участие в мини-представлениях, конкурсных программах, играх. Совместная театрализованная деятельность направлена на развитие у его участников ощущений, чувств и эмоций, мышления, воображения, фантазии, внимания, памяти, воли, а также многих умений и навыков (речевых, коммуникативных, организаторских, оформительских, двигательных и т.д.). Она поддерживает интерес, увлеченность процессом, диалогом.  Именно в условиях театрализованной игры тренируется способность взаимодействовать с людьми, находить выход в различных ситуациях, умение делать выбор.

Введение интегрированной системы может с большей степени, чем традиционное предметное обучение, способствовать развитию широко эрудированного человека, обладающего целостным мировоззрением, способностью самостоятельно систематизировать имеющиеся у него знания и нетрадиционно подходить к решению различных проблем.

Этот метод обучения очень привлекателен и для учителей: помогает им лучше оценить способности и знания ребенка, понять его, побуждает искать новые, нетрадиционные формы и методы обучения. Это большая область для проявления творческих способностей для всех, кто хочет и умеет работать, кто может понять сегодняшних детей, их запросы и интересы, кто их любит и отдает им себя

Интеграция на разных ступенях обучения имеет свои особенности. На интегрированных занятиях дети работают легко и с интересом усваивают обширный по объему материал. Приобретенные знания и навыки применяются младшими школьниками в их практической деятельности не только в стандартных учебных ситуациях, но и дают выход для проявления творчества, для проявления интеллектуальных способностей.

Интегрированные занятия способствуют глубокому проникновению учащихся в слово, в мир красок и звуков, помогают формированию грамотной письменной и устной речи учащихся, ее развитию и обогащению, развивают эстетический вкус, умение понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы. На них создаются условия, способствующие становления и развитию у младших школьников личностных функций свободы и изобретательности в поведении и учебной деятельности, нравственной рефлексии.

Интеграция предметов является средством интенсификации урока, расширяет его информативную емкость, способствует развитию интереса к предметам, к изучаемому курсу, повышает творческий потенциал учащихся.

Интеграция в обучении характеризуется диалектическим характером современного научного стиля мышления. Для учащихся наблюдение изучаемого объекта не остаётся изолированным элементом.  Обучаемый, сравнивая, строя умозаключения, мыслит данный объект в разносторонней сфере представлений и понятий, актуализируемых благодаря разностороннему восприятию данного предмета. Установление связей между различными формами мыслительных процессов и предметным действием, обеспечивает целостность деятельности учащихся, её системность.