Народное искусство является основой формирования духовного мира и интеллектуального опыта подрастающего поколения. Для того, чтобы сформировать личность, наделенную творческими способностями, необходимо знакомить учащихся с истоками народного искусства, вооружать специальными умениями и навыками работы в этой области, доступными детям того или иного возрастного периода. В результате ребенок накапливает опыт, создающий объективные предпосылки для раскрытия его творческих сил.[2]
Задача педагога состоит в том, чтобы выстроить свою педагогическую деятельность так, чтобы создать условия, при которых любой ребёнок мог продвигаться по пути к собственному совершенству, умел мыслить самостоятельно, нестандартно.
Система дополнительного образования имеет все возможности для того, чтобы, учитывая индивидуальные особенности и интересы детей, учить всех по-разному, причем содержание и методы обучения могут быть рассчитаны на разные уровни умственного развития детей и корректироваться в зависимости от конкретных возможностей, способностей и запросов ребенка. Выявлять и развивать творческие способности можно через кружки.
Работа с детьми по предмету «Технология», в частности в рамках кружковой деятельности, имеет свои определенные особенности. При выявлении творческих способностей на занятиях кружка дизайн-подхода я уделяю особое внимание креативности, работоспособности и трудолюбию, и стараюсь развивать эти качества. Ведь предмет имеет практическую направленность, т.е. конечным результатом при его изучении должно быть создание нового продукта или усовершенствование уже существующего.
Основной метод, применяемый мной на занятиях, это метод дизайн-подхода. Дети разрабатывают индивидуальные и групповые проекты. Работая над проектом, каждый ученик проявляет активность, креативность, вносит свой вклад в общее дело, несет ответственность за конечный результат, получает удовольствие от чувства уверенности в себе, от общения друг с другом и от того, что они вместе выполняют проектное задание, у учащихся формируются исследовательские и коммуникативные умения.
Дизайн-подход - это рассмотрение сложного объекта дизайнерского проектирования как системы взаимоувязанных материально-функциональных и социально-культурных элементов. Он требует определения параметров, по которым производится проектирование и дальнейшая визуализация объекта с учётом функциональных особенностей. Основными задачами дизайн-подхода являются исследование специфических связей, установление закономерностей, присущих отдельным типам подходов, и разработка на этой основе методов их описания и изучения. Существуют различные подходы художественного проектирования дизайн-подхода, каждый из которых имеет свои критерии реализации проекта.
При организации работы учащихся по дизайн-подходу применяю не только индивидуальную самостоятельную работу учащихся, но и групповую. Групповая работа привлекает участников своей деловой направленностью, общением, возможностью лучше узнать одноклассников, сравнить себя с ними, и расширить зону для самооценки. [1]
Работа над проектом ведётся поэтапно.
1 этап. Подготовительный этап
На этом этапе важным является погружение в проект: мотивация деятельности учащихся, определение темы, проблемы и целей. Тема проекта должна быть не только близка и интересна, но и доступна ученику.
На этом этапе происходит разработка дизайна: выбор конструкции, материала, технологии изготовления, инструментов; организуется деятельность школьников, определяются группы по направлениям деятельности, выделяются цели и задачи каждой группы, определяются роли каждого участника. Планируется работа.
2 этап. Практический
Учащиеся сами создают то, что они разработали. На этой стадии они могут внести изменения в подходе, если во время работы встречаются с трудностями: при отсутствии графических способностей, можно использовать шаблоны и картины.
В процессе реализации подхода учащиеся выполняют упражнения, которые способствуют закреплению определенных знаний, умений и навыков:
- коммуникативных;
- навыков по преобразованию материалов;
- навыков работы с информацией.
Данные упражнения содержатся в технологических картах.
3 этап. Презентационный
Особое внимание в кружке требует завершающий этап проектного дизайн-подхода – презентация (защита проекта), где учащиеся докладывают о проделанной ими работе.
При защите своего проекта учащиеся учатся убеждать своих одноклассников, учителя в значимости работы, показывают свою компетентность в специальных вопросах, касающихся проекта, старательность, добросовестность при выполнении задания, уровень творчества.
После защиты проекта можно изделие подарить, оформить выставку проектных работ. Важно, чтобы дети ощутили потребность в изготовленных изделиях. Почувствовали атмосферу праздника за доставленную людям радость.
4 этап. Рефлексивный. Контрольно-оценочный.
При оценке проекта учитываются сложность и качество выполнения изделия, аккуратность выполнения графических элементов, уровень самостоятельности, степень владения материалами при защите.
Рефлексия результатов подхода – важный заключительный этап, способствующий осмыслению учеником собственных действий. Учащийся осознает сделанное, примененные им способы деятельности, еще раз всё обдумывает.
Результаты показывают, что использование на занятиях кружка метода дизайн-подхода способствует развитию знаний, умений, навыков для решения физиологических, эмоциональных, интеллектуальных, социальных потребностей, формированию творческого мышления детей.