Полный текст статьи
Печать

Техническое творчество – специфическая мыслительная и практическая деятельность человека в технической сфере, в процессе движения от замысла до результата, особенностью которой является достижение объективной или субъективной новизны, полученного материального или идеального объекта как запланированного результата.

Развитие технического творчества — это сложный многосторонний, многоплановый процесс, предполагающий развитие системы дополнительного образования через институциональные структуры, развитие содержания и технологий обучения, программно-методического обеспечения, развитие интегральной культуры субъектов технического творчества. [1,c.17]

Судомоделизм — вид технического творчества, построение моделей судов. Судомоделизм хорошо развит во всём мире. Многие модели парусников являются произведениями искусства, и ценны не только из-за своей красоты, но и из-за использованного материала. Эксклюзивные модели, копии исторических судов, изготавливают из ценных пород дерева (ореха, красного дерева). Детали оформления таких парусников, их паруса создаются вручную. Соблюдается максимальная точность, чтобы модель была приближена к своему реальному прототипу. Такелаж моделей парусников повторяет оснастку настоящих кораблей.

Занятия судомоделированием - одна из форм распространения и популяризации среди учащихся знаний основ морского дела и воспитания у них интереса к морским специальностям. Это очень важно, так как наша страна - морская держава. Гражданский и Военно-Морской флот, имея в своём распоряжении суда, нуждаются в высокообразованных, умелых и знающих морское дело специалистах. Знания и навыки, приобретённые в объединении, очень помогают ребятам в период прохождения службы на флоте, многим учащимся дают ориентацию в выборе профессии. В нашем судомодельном объединении юные судомоделисты учатся строить и управлять моделями катеров, яхт и подводных лодок, знакомятся с историей судостроения. [2,c.45]

Успешная организация кружка по судомоделированию непосредственно зависит от правильной разработки программы занятий. В нашем исследовании мы использовали  образовательную программу «Судомоделирование» предназначенную для детей 9-18 лет, разработанную Егоровым А.К., педагогом дополнительного образования. Программа включает учебно-тематический план на 3 года обучения. В основу программы положен принцип единства демократизации и гуманизации обучения. Программа ориентирована на развитие творческой личности детей. При составлении тематического плана учитывались возрастные особенности ребенка. Используемые формы работы чаще всего индивидуальные, так как каждый ребенок «творит» свою неповторимую модель. Хотя в некоторых случаях предполагается и коллективная форма работы, когда несколько ребят по желанию делают одну модель. В этом случае фронт работ, технология изготовления модели определяется заранее.

Программа построена на принципах доступности, наглядности, сознательности, прочности и активности. Чтобы добиться в своей работе предполагаемых результатов, при выполнении программы используются следующие методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, диалогический, частично-поисковый.

После освоения данной программы кружковцы:

- научатся работать с чертежами;

- приобретут навыки технического черчения;

- освоят азы слесарного и столярного дела, научатся работать на настольном токарном станке;

- научатся творчески подходить к изготовлению модели;

- научатся применять при изготовлении моделей элементы рационализаторства и изобретательства;

- выполнят разрядные нормы;

- расширят знания об отечественном и зарубежном флоте.

Работа на кружках судомоделирования позволяет формировать у учащихся любовь к труду, воспитывать их в духе коллективизма, прививает целеустремлённость, внимательность, развивает самостоятельность, творческое конструкторское мышление, помогает овладеть различными навыками труда.  Занимаясь судомоделированием, учащиеся закрепляют и углубляют знания, полученные на уроках физики, математики, черчения, учатся применять их на практике. Таким образом, судомоделирование способствует расширению политехнического кругозора учащихся.

Посещение кружков судомоделирования развивает у учащихся:

• навыки конструктивного мышления

• навыки работы с инструментами и материалами

• интерес к истории российского флота,

• чувство патриотизма

• усвоение знаний по истории судостроения, основы теории и практики постройки моделей

Формирует умения и навыки работы с различными материалами и инструментами, понятие о долге и ответственности, учит анализировать и самостоятельно мыслить. Способствует начальной профориентации обучающихся.

Работа в кружке практически знакомит с содержанием труда тех или иных прфессий, раскрывая творческие и иные стороны профессий. В доступной и увлекательной форме школьники знакомятся с историей техники, её настоящим и будущим. Кружок служит для развития технических интересов и склонностей детей. Хорошо налаженная работа в кружке позволяет формировать у ребят творческое отношение к труду, воспитывать их в духе коллективизма, развивает такие важнейшие личностные качества, как творческое конструкторское мышление, способствует расширению политехнического кругозора учащихся.

Результаты можно оценить по следующим критериям:

- комфортность ребят в коллективе, о чем свидетельствует анкетирование родителей и кружковцев, а также посещаемость занятий;

- удовлетворенность своей работой и работой педагога высказывают кружковцы и их родители на родительских собраниях и при анкетировании;

- достижения.

Техническое творчество выступает средством совершенствования производства и развития самой личности, поэтому нацеленность на творческую деятельность должна стать основой подготовки учащихся и молодых специалистов.