Полный текст статьи
Печать

Введение федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) предполагает поиск комплекса оптимальных организационных механизмов, обеспечивающих поэтапную готовность образовательных учреждений. Руководящих и педагогических работников к его реализации. Так же, введение ФГОС ставит перед учителями задачу применять на практике новые педагогические и образовательные технологии [1,с-6].

Анализ практики введения ФГОС в образовательных учреждениях показывает, что для большинства руководителей и педагогов характерно сохранение трех подходов к управлению образовательным процессом, к проведению урока, к организации работы с родителями. Сущность и реализация системно-деятельностного подхода воспринимается упрощенно, а результаты образования рассматриваются без учета новых требований.

До середины 90-х годов XX века в России школьное образование было направлено на формирование знаний, умений, навыков, что явилось отголоском того времени, когда школа была призвана просто преодолевать безграмотность, воспитывать исполнительность. Традиционно в советской системе образования цели обучения формулировались в категориях «формирование марксистко-ленинского мировоззрения», «воспитание высоких нравственных качеств в духе требований морального кодекса строителя коммунизма» и т. п. Изменение стратегии развития России и развитие педагогической науки во всем мире привело к пониманию нереальности этих целей, их оторванности от действительного процесса обучения и воспитания ребенка. В связи с этим сегодня в системе образования цели согласуются с закономерностями становления личности, особенностями развития ребенка в процессе обучения. Новые цели входят в противоречие со сложившейся системой обучения, ее традиционным содержанием, методами, формами и средствами, что приводит к проблеме недостаточного обеспечения процесса достижения целей образования [2,с.12].

Сегодня проблема формирования компетентностей стала предметом обсуждения во всем мире. Особенно актуальна эта проблема звучит сейчас в связи с реализацией ФГОС нового поколения.

Концепция модернизации российского образования на период до 2020 года подчеркивает так же исключительную роль семьи в решении задач образования. Таким образом, в современных условиях наиболее актуальной задачей образования является формирование компетентностей не только у обучающихся, но и у родителей. А этот процесс требует у педагога переоценки ценностей и профессиональных установок, а также сформированности профессиональных компетентностей [3,с-21].

Задача введения ФГОС определяет вектор не только образовательной, но и управленческой деятельности на всех уровнях: от федерального, регионального, и муниципального до уровня внутришкольного управления. При этом эффект от правильного введения ФГОС всецело зависит от того, насколько управленческая, педагогическая и образовательная деятельность в каждом образовательном учреждении и каждого учителя будет продуманной, целенаправленной, технологически вооруженной и обеспеченной необходимыми ресурсами. Серьезный барьер на пути реализации задач по введению ФГОС — проблемы восприятия педагогическим сообществом изменений, отношение к необходимости переосмысления задач образовательной, педагогической и управленческой деятельности.

В процессе перехода общеобразовательных учреждений на систему ФГОС возрастает значение проектной технологии в процессе обучения, становится актуальной деятельность учителя по организации индивидуального сопровождения ребенка с особыми образовательными потребностями. Необходимым условием качественного образования является применение на уроках и во внеурочной работе деятельностного подхода.

Реформирование системы образования в Якутии, как и в России в целом, затрагивает вопросы обновления содержания, изменения субъектно-объектных отношений участников образовательного процесса, использования современных методов и технологий и построения новых моделей организации учебно-воспитательного процесса [3,с.41]. Концепция модернизации содержания общего образования диктует необходимость отхода от простой механической передачи знаний (меняется миссия педагога) и создание условий для того, чтобы ребенок научился эти знания добывать сам, анализировать их ценность и возможность применять их на практике. Особую роль в реализации поставленых перед образованием задач играет организация проектной деятельности на всех этапах школьного обучения.