Полный текст статьи
Печать

Принятие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) повлияло на пересмотр уже сложившегося взгляда на образование, но и разрешило преподавателям по-новому выстраивать школьное образовательное пространство.

  Главной стратегией современной школы является системное формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих «умение учиться», возможность каждого стремиться к саморазвитию и самосовершенствованию путем осознанного и активного овладения новым социальным опытом, а не только усвоение обучающимися конкретных предметных знаний и умений в рамках отдельных дисциплин. При этом приобретенные знания, умения и навыки формируются, сохраняются и применяются в тесной связи с активными действиями самих учащихся.

Современной новой школе необходимы методы обучения, которые способствовали бы:

- формированию активной, инициативной и самостоятельной позиции учащихся в обучении;

- развитию общеучебных умений и навыков, таких, как исследовательских, рефлексивных, самооценочных;

- формированию компетенции, т.е. умения, выполнять действия с опорой на опыт, применения умений в практике собственной жизни;

- развитию познавательного интереса учащихся;

- реализации принципа связи обучения с жизнью;

- развитию у каждого учащегося творческих интересов и качеств, способности к практической работе с разнообразными предметами, инструментами, материалами.

Важно отметить, что достаточно часто у учащихся уже в начальной школе снижается желание учиться, у них падает мотивация учения и активность к приобретению новых знаний. Не всегда детям нравится объяснение учителя, ориентация на то, что сегодня изучаемый материал пригодится ему только через несколько лет, во взрослой жизни, после окончания школы.

Для решения данных вопросов мотивации в современной школе используют проектные задачи.

В основе проектной задачи находится реальная жизненная проблемная ситуация, анализ которой позволяет учащимся самостоятельно ставить перед собой цели, правильно формулировать задачи и разрабатывать план действий.

Понятие «проектная задача» имеет несколько смысловых значений, одно из этих значений определятся как «сложный вопрос, проблема, которая требует исследования и разрешения». При решении проектных задач достигаются  определенные цели:

– создание условий для обеспечения разных способов учебного взаимодействия;

 – применение учащимися на практике необходимого для решения этой задачи ряда способов приемов, действий, средств;

 – отслеживание процесса формирования коммуникативных умений и предметных знаний;

 – развитие уровня познавательной активности младших школьников [2; с. 16].

М. Ю. Васильева представляет общий алгоритм разработки проектной задачи и приводит примеры проектных задач. «Проектная задача - задача, в которой через систему или набор заданий целенаправленно стимулируется система детских действий, направленных на получение ещё никогда не существовавшего в практике ребёнка результата (продукта), и, в ходе решения которой, происходит качественное самоизменение группы детей». В проектной задаче представлена система заданий, составленных учителем. Эти задание есть не что иное, как описание действий, которые должен выполнить ребенок, чтобы достичь конечного результата - создать необходимый продукт [1].

Выделяют особенности, присущие проектной задаче:

 1. Проектная задача основывается на реальной жизненной проблемной ситуации. Такая ситуация может сочетать в себе некоторые предметные задания, которые учащиеся могут выполнять последовательно или параллельно. После анализа проблемной ситуации учащиеся должны самостоятельно сформулировать задачу, которую им необходимо будет решить в течение конкретного урока.

2. Решая проектную задачу, учащиеся находятся в некоторой неопределенности относительно способа решения задачи и результата в конце решения задачи. Учебная тема и область знаний, по которым предложена проектная задача, не известны учащимся, что позволяет работать свободно, при этом отсутствует тревожность и созданы условия для умственного и эмоционального раскрытия каждого ученика.

 3. В проектной задаче содержится избыточный объем материала представления самой ситуации. Дополнительные справочные материалы могут быть использованы как единым текстом, так и в виде отдельных отрывков, некоторые из которых могут не относиться к конкретной проблемной ситуации. В описательной части проектной задачи может отсутствовать необходимый объем нужной информации или важная информация может содержаться в приложении, что побуждает учащихся самостоятельно обращаться к дополнительным источникам (справочникам, энциклопедиям и т. д.).

4. В проектной задаче может не предполагаться четкого конкретного ответа. Это позволяет учащимся использовать различные средства и формы описания результатов решения отдельных заданий и всей задачи в целом, например, текстовые, знаковые, графические средства. В этом случае очень важно не просто владеть перечисленными средствами, а уметь выбирать из них более важные, выгодные и необходимые для описания результатов работы. Речь идет об уместном (точечном) использовании и применении знаний, умений и навыков. Результат задачи нельзя выразить каким-то конкретным числом или определенным, однозначным ответом [2, с. 30].

Главная роль проектных задач в учебном процессе определяется типом этой проектной задачи. Проектные задачи могут использоваться по итогам изучения отдельной конкретной темы или в конце учебного года.

Применение проектных задач в учебном процессе начальной школы помогает формированию умений у младших школьников, необходимых не только для будущей проектной деятельности в основной школе, но и создает основу для формирования у учащихся готовности и способности творчески и самостоятельно осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.

Рассмотрим проектные задачи, которые проводились с учащимися начальной школы в ходе прохождения практики.

Задача 1. Учащимся предлагается вычислить масштаб плана детской площадки, выполнив измерения и вычисления, необходимые для этого.

После решения предметной задачи мы обозначили для учащихся проблемную ситуацию: отсутствие игровой площадки около школы. На основе этого была сформулирована проектная задача: «Конструирование детской игровой площадки на территории школы». В процессе решения данной проектной задачи учащимся представилась возможность поработать с копиями кадастрового плана территории школы, они с большим удовольствием производили замеры на плане, вычисляли площадь, выбирали удобное расположение для детской площадки, размышляли над  игровым пространством, размещали игровую площадку на плане территории школы  и представляли план или макет одноклассникам. Дети так вошли в роль проектировщиков, что прямо на уроке устроили защиту своих проектов, обосновывали и защищали свои решении.

Задача 2. Вычислить «площадь поля (фигура, состоящая из двух прямоугольников), размеры которого указаны на рисунке, и решить задачу двумя способами».

После решения данной предметной задачи учащимся было предложено решить похожую задачу, вычисляя площадь классной и игровой комнат, похожих по форме на площадь поля. Учащиеся выполнили замеры класса, вычислили его площадь, обратили внимание, что площадь классной и игровой комнат можно использовать более рационально, интересно, наполнить другими предметами.

В решении проектной задачи «Улучшение классного пространства» все учащиеся участвовали с большим удовольствием. Они работали с паспортом кабинета, составляли план в крупном масштабе, вносили предложения о перестановках мебели, о внесении новых необходимых предметов. На защите были представлены планы, макет и аппликация обновленного кабинета. По результатам решения данной проектной задачи даже были сделаны некоторые перестановки в классной комнате (вполне обоснованные).

Анализ раздела программы по математике «Числа и величины» позволил предположить, что ученик научится измерять, сравнивать и упорядочивать величины, работать с единицами времени. Поэтому в работе мы использовали проектные задачи, включающие в себя работу с информацией и с единицами времени.

Задание 1. Составить и заполнить таблицу по образцу: 

Месяц  рождения

Имена  учеников

Число учеников, родившихся в этом месяце

 

 

 

 

 

 

 

Задание 2. Составить таблицу, используя сведения о своих друзьях. Анализируя данные учащихся класса, ребятами был сделан вывод (обозначена проблема): «В нашем классе есть ребята, которых мы не можем поздравить с днем рождения в учебное время». Работая над решением проектной задачи, учащиеся в группах проводили опросы одноклассников, работали с папкой классного руководителя, составляли графики поздравлений ребят класса, чьи дни рождения выпадали на каникулы или праздничные дни, решали вопрос с поздравлением сформированных ими групп учащихся класса. Результатом решения этой проектной задачи стали «Календарный план поздравлений класса», «Гороскоп нашего класса» и календарь «Времена года».

Кроме названных проектных задач, в течение учебного года мы решали и такие проектные задачи, как «Скидки! Какой магазин выгоднее?», «Снабжение водой территорий России», «Путеводитель по Солнечной системе» и другие.

Анализ проделанной работы позволяет сделать вывод, что работа над проектной задачей помогает младшему школьнику ставить цели, планировать и моделировать, рефлексировать, и, что очень важно в меняющихся условиях, проявлять самостоятельность, инициативу и организовывать взаимодействие, с целью достижения новых образовательных результатов.

Проделанная нами работа позволяет сформулировать методические рекомендации по формированию логических универсальных учебных действий у младших школьников:

1. В целеполагании учитель должен подводить обучающихся к осознанию темы, цели и задач урока и их формулированию. Обучающимся важно осознать на каждом этапе своей работы границы своего знания и незнания.

2. Этап планирования должен строиться на умении обучающихся планировать способы достижения намеченной цели, педагог оказывает им помощь в этом, советует.

3. В результате практической деятельности обучающиеся осуществляют конкретные учебные действия по намеченному плану. На данном этапе можно использовать групповые или индивидуальные формы работы. Роль учителя заключается в консультировании.

4. Приучать обучающихся к осуществлению самоконтроля, взаимоконтроля при консультационной роли учителя

5. Коррекция деятельности направлена на формулировку учащимися затруднений и самостоятельной коррекции. Учитель при этом оказывает необходимую помощь.

6. Оценивание обучающихся является важным этапом в работе по формированию логических универсальных учебных действий. Обучающиеся дают оценку деятельности по ее результатам (самооценка, взаимооценка). Учитель корректирует действия учащихся.

7.Вариативность домашнего задания помогает учитывать уровень подготовки и индивидуальные особенности учащихся и определять перспективы развития каждого.

Таким образом, работа по формированию логических универсальных учебных действий в полной мере зависит от способов организации учебной деятельности, где проектной задаче отводится главенствующее и определяющее результат место.