Полный текст статьи
Печать

Дошкольный возраст является значимым этапом в жизни каждого ребенка. Именно на этом возрастном этапе зарождаются основы всестороннего развития личности ребенка.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее ФГОС ДО) ставит новые требования ко всей системе образовании подрастающего поколения, в том числе к первой его ступени – дошкольному образованию. И говорит о том, что образовательная программа обеспечивает познавательное развитие ребенка, которое, в частности, предполагает формирование первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (размер, объем, темп, число, часть, время) (п. 2.6 ФГОС ДОО). ФГОС дошкольного образования гарантирует формирование взглядов на представления о свойствах и отношениях предметов окружающего мира (форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени). Стандарт основывается на комплексном и интегрированном подходах, которые обеспечивают развитие воспитанников во всех заявленных взаимодополняющих направлениях развития и образования детей: социально–коммуникативном; познавательно – речевом; художественно–эстетическом и физическом.

Одними из наиболее непростых знаний, умений и навыков, включенных в содержание социального опыта, которым овладевают подрастающие поколения, являются математические. Они вносят отвлеченный характер, овладение ими требует манипулирования организации непростых интеллектуальных операций. Ежедневно в жизни, в обиходе и в деятельности ребенок довольно рано знакомится с такой обстановкой, которая требуют применения, хотя и простого, но все же математического заключения. Это касается познания таких взаимоотношений, как равные части, меньше, больше, мало, много, мастерство установить число объектов в большом количестве, подобрать надлежащее число компонентов из большего количества. Вначале с поддержкой старших, а потом и самостоятельно ребенок решает возникшие трудности. Таким образом, уже в дошкольном возрасте ребенок знакомится с математическим содержанием и овладевает простыми вычислительными умениями, а развитие у них элементарных математических взглядов является одним из важных направлений работы дошкольных организаций.

Математика – наука постоянно развивающаяся. В деятельности развиваются приемы мыслительных операций и качества ума, но не только. Математика содействует формированию памяти, речи, воображения, чувств; развивает выдержку, терпение, происходит творческое развитие личности. И необходимо запомнить, что математика – единственная из более сложных учебных предметов.

Главная задача математики – предоставить ребенку чувства уверенности в собственных силах. В данном предмете заложены огромные возможности для формирования мышления ребенка, в процессе его развития с самого раннего возраста. Необходимо не только качество этих знаний, но и их сознательность, вариативность и надежность. Выпускники дошкольной образовательной организации должны сознательно, с пониманием сущности явлений обладать способностью, пользоваться приобретенными знаниями и навыками не только в обыкновенной, стереотипной, но и в измененной ситуации. Математическое развитие детей дошкольного возраста происходит как в результате приобретения ребенком знаний в повседневной жизни (прежде всего, в результате общения с взрослыми), так и посредством направленного обучения на занятиях по развитию математических знаний. Математические знания и умения детей следует рассматривать как главное средство математического развития. Методика развития математических представлений прошла длительный путь своего развития. В 17 – 18 вв. проблемы содержания и способов обучения детей дошкольного возраста нашли отображение в современных педагогических системах воспитания, разработанных Я. А. Коменским, И. Г. Песталоцци, Л. Н. Толстым, К. Д. Ушинским.

Р. Л. Березина, А. С. Метлина, З. А. Михайлова, Р. Л. Рихтерман, А. А. Столяр, и другие, разработали современные  методики математического развития.

В области дошкольной педагогики экспериментальные исследования, проводимые Н. Г. Белоус, Л. Н. Вахрушевой, Н. С. Денисенковой, Л. Ф. Захаревич, Т. А. Куликовой, Л. М. Маневцовой, Н. К. Постниковой, П. Г. Сирбиладзе и другими, показывают, что у детей можно сформировать достаточно устойчивый познавательный интерес, уже на ступени младшего дошкольного возраста.

Е. И. Щербакова под математическим развитием дошкольника понимала сдвиги и изменения в познавательной деятельности ребенка, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций [2]. Математическое развитие дошкольников, иными словами – это высококачественные перемены в формах их познавательной инициативности, которые происходят вследствие овладения ребенком элементарными математическими представлениями и связанными с ними логичными операциями. Л. Н. Вахрушева выделяет составляющие математических способностей «комбинаторные способности; способность к абстрагированию и обобщению математического материала; способность к аналитико-синтетическому восприятию задачи и предлагает развивать математические способности старших дошкольников, направляя усилия на формирование каждого из компонентов, подбирая соответствующие средства, методы и приемы» [1].  

Г. С. Костюк заявлял, что в ходе обучения у ребенка формируется умение абсолютно воспринимать окружающий мир, акцентировать особенности объектов и явлений, выявлять их взаимосвязи, обнаруживать качества, интерпретировать наблюдаемое; создавать мыслительные воздействия, способы умственной деятельности, формируются внутренние обстоятельства для перехода к новым формам памяти, мышления и воображения.

Понятие «математическое развитие дошкольников» представляется довольно трудным. Оно заключается  во  взаимовлияющих взаимозависимых взглядов о пространстве, форме, времени, величине, количестве, их свойствах и отношениях. В ходе овладения элементарными математическими представлениями у дошкольника развиваются понятия об относительности, транзитивности, дискретности и непрерывности величины. Данные понятия рассматриваться в качестве определенного «ключа», к проникновению в смысл окружающей действительности и к развитию целостной «картины мира».

Динамично воздействует математическое развитие на формирование интеллектуальных операций. Педагоги и психологи П. Я. Гальперин,                          А. Н. Леушина, Т. В. Тарунтаева полагают, что развитие у ребенка математических взглядов основывается на предметно – чувственной деятельности, в ходе которой проще осваивать весь объем знаний и умений, сознательно усваивать навыки. Главное приобрести элементарную, прочную основу ориентировки в общих математических понятиях. Добиться больших результатов при изучении математики можно, если использовать дидактические игры, занимательные упражнения. Ведь игра занимает самое главное место в жизни ребенка. А дидактические игры, дают возможность развитию восприятия, внимания, памяти, речи, мышления, формируют творческие способности и направлены на развитие дошкольника в целом. Это основная деятельность, и является спутником развития ребенка. Дети играют в разнообразные игры: дидактические, подвижные, сюжетно – ролевые. Игра является моделью обучения, игра для ребенка – учеба, труд, и еще один метод познания окружающего мира. Для всестороннего развития и воспитания детей педагог использует в своей работе разнообразные игры.

Обучение математике детей дошкольного возраста невозможно без дидактических игр [2]. Их применение отлично может помочь в восприятии материала, где ребенок принимает активное участие в познавательном процессе. Суть проблемы использования дидактических игр в развитии математических представлений детей состоит в том, чтобы через комплекс специальных дидактических игр организовывать ситуации, которые дают толчок для развития математических представлений у детей младшего дошкольного возраста. Фактором, активно влияющим на математическое развитие дошкольника, является сочетание такой работы с системой заданий логико-конструктивного характера.

Игра – один из видов деятельности, который начинается в детские годы и продолжается в течение всей жизни любого индивида. Она применяется взрослыми в целях воспитания детей дошкольного возраста, обучения их разным действиям с объектами, способом и средством общения. Ребенок развивается в процессе игры как личность, у него формируется нервная система, от которой будет зависеть успешность учебной, трудовой, коммуникативной деятельности. Изучения А. Н. Леонтьева, Р. И. Жуковской, Д. Б. Эльконина показали, что совершенствование игры происходит от игры предметной к игре ролевой. Дидактические игры – это обучающие игры. А. Н. Леонтьев показывает на то, что дидактические игры, как обучающие, содействуют формированию познавательной деятельности, умственных действий.

В каждой педагогической концепции дошкольного воспитания дидактические игры занимали и занимают особое место. Разработка системы дидактических игр принадлежит Фридриху Фребелю. Он отмечал, что задача изначального обучения состоит не в учении в обыкновенном смысле этого слова, а в организации игры. Он впервые в истории педагогики подчеркнул игру, как особый метод, который необходим для полноценного развития ребенка дошкольника. Ф. Фребель  создал теорию, где дидактические игры размещались строго последовательно по возрастающей сложности обучения и игровых операций.

Существует и другая всем известная система дидактических игр, создателем которой является Мария Монтессори. Согласно ее взгляду, игра должна быть обучающей. В другом случае это "пустая игра", не оказывающая воздействие на развитие ребенка. Для обучающих игр создала дидактический материал для сенсорного воспитания, что составляет основу обучения ребенка.

Дидактическая игра является одним из методов обучения детей дошкольного возраста. Она реализовывает цели воспитания и обучения при помощи доступной и привлекательной для детей формы деятельности.

Как отмечали А. П. Усова, В. Н. Аванесова, дидактической игре присущи две функции в процессе обучения. Первая функция улучшение и фиксирование знаний. Кроме того малыш не просто отражает познания в варианте, в каком они были освоены, и модифицирует, преобразовывает их, учится действовать ими в зависимости от игрового условия. Суть второй функции дидактической игры состоит в том, что малыш осваивают новые знания и умения разного содержания [4].

Основные характерные черты дидактических игр:

1. Дидактические игры – это обучающие игры. Они формируются взрослыми с целью воспитания и обучения ребенка.

2. Для детей, принимающих участие в игре, воспитательно-образовательное значение дидактической игры не выступает открыто, реализуется через игровую задачу, игровые действия, правила.

3. Познавательная сущность дидактической игры отмечается программным содержанием и постоянно смешивается с игровой формой.

4. Дидактическая игра имеет свою неповторимую структуру [4].

Дидактическая игра явление непростое, однако, в ней четко выражаются  компоненты –главные элементы, определяющие игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно [2].

Дидактические игры используются на занятиях и в самостоятельной деятельности детей. Они считаются результативной формой обучения, поэтому могут быть и составляющей частью занятия (с целью закрепления и систематизации материала), а в дошкольном возрасте – главной системой организации образовательного процесса [5].

В процессе дидактических игр малышам предоставляются следующие возможности:

1)      усваивать познавательные процессы и их характерные особенности, упражняться в их узнавании и различии;

2)      развиваются чувственные впечатления, уточняются названия предметов и их характерных свойств (формы, цвета, величины и др.); ориентируются не только по внешнему виду, но и по словесному описанию;

3)      совершенствуются первичные умозаключения, объединять предметы по общим свойствам;

4)      сравниваются, сопоставляются свойства предметов с имеющимися мерками, сенсорными эталонами (например, форму предметов с геометрическими фигурами, их окраску с основными цветами).

Дидактические игры отличаются своей классификацией, которая является разнообразной. В дошкольной педагогике сформировалось классическое разделение дидактических игр на игры с предметами, настольно – печатные игры, словесные [5]. Это деление игр можно отнести к классификации по использованию материала.

Дидактические игры так же различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей в игре, по роли воспитателя.

По содержанию дидактические игры можно разделить на: математические, сенсорные, речевые.

Математические игры формируют у детей дошкольного возраста элементарные математических представлений. Благодаря этим играм воспитатель делает процесс обучения детей более увлекательным и интересным (дидактические игры  «Один  – много», «Чего больше?»).

Сенсорные игры учат малышей исследовать предметы, формируют представления о сенсорных образцах. Многие связаны с обследованием предмета, с различением признаков, требуют словесного обозначения этих признаков («Чудесный мешочек», «В чем различие», «Цветные дорожки», «Где, чей галстук?»). Дети выделяют существенные признаки предметов, исследуя, сравнивая их.

Речевые игры развивают речь детей. Например; «Назови одним словом», «Закончи предложение», «Сравни предметы», « Какое бывает…», « Угадай».

Дидактические игры делятся на: коллективные, групповые, индивидуальные.

Коллективные игры организуются со всей группой, групповые – с подгруппой детей, а индивидуальные с 1 – 3 детьми.

Обучение детей младшего дошкольного возраста математике немыслимо без использования дидактических игр. Их использование хорошо помогает восприятию материала, и дети принимают активное участие в познавательном процессе.

Вся работа по развитию математических представлений с использованием комплекса дидактических игр в младшей группе может быть распределена на три этапа.

На первом этапе главной задачей является создание предметно-развивающей среды. В младшей группе создается предметно-развивающая среда по развитию элементарных математических представлений, где будут соблюдены интересы и возможности каждого ребенка. Игровые материалы очень разнообразны – матрешки, пирамидки, мозаики, конструкторы, дидактические игры: «Мешочек с чудесами»; «Принеси и покажи то, что назову»; «Цветные колечки»; «Что нам принес Степашка?»; «Цветные ленты»; «Один – много». Способствуют развитию активности дидактические игры на развитие памяти, внимания, речи и мышления, эмоциональной отзывчивости, самостоятельности, стремления действовать успешно и результативно.

На втором этапе главной задачей является использование дидактических игр, направленных на развитие математических представлений детей дошкольного возраста и его использование на занятиях. При разработке комплекса дидактических игр, направленных на развитие математических представлений детей дошкольного возраста, были учтены возрастные особенности ребенка. В естественной повседневной обстановке осуществляется процесс познания. Каждое занятие – это игра, составленная из трех этапов разной степени подвижности и насыщенности познавательным содержанием. На занятиях по развитию математических представлений дети учатся: усваивать обобщающие понятия (игрушки, одежда, обувь, мебель), группировать предметы по функциональному назначению; сравнивать знакомые предметы между собой (например, платья разного цвета). Находя сходства и различия, ребенок учится выделять характерные особенности, такие как свободно находить пару друг другу; обследовать новые предметы, выделяя их форму, цвет, величину, развивая координированные движения обеих рук и тонкие движения кончиков пальцев. Дети выполняют действия с ориентацией на два свойства предмета одновременно (собирали разноцветные пирамидок из 4 – 5 колец, а у матрешки совмещали рисунки на ее частях). Знакомятся с разными способами использования предметов (основные формы деталей строительного материала «кубик», «кирпичик), с вариантами их расположения на плоскости. Из строительного материала сооружали элементарные постройки по образцу (поезд, башня). При этом ребенок понимает пространственные соотношения (дальше, ближе, сзади, спереди, сверху, внизу). При знакомстве с детским пластмассовым конструктором при помощи воспитателя дети конструируют простейшие модели (домик, машина), при этом закрепляют понимание слов, обозначающих различные сравнительные величины предметов («меньше», «больше»). На занятиях использовались как строительные материалы, так и музыкально - дидактические игры и игрушки. Для развития у детей математических представлений можно использовать методические приемы (сочетание практической и игровой деятельности, решение детьми проблемно – игровых и поисковых ситуаций).

Интегрированный характер носит большинство занятий, в которых математические задачи сочетаются с другими видами детской деятельности.