Полный текст статьи
Печать

Современная социально-экономическая ситуация способствует тому, что многие сферы человеческой деятельности, в том числе и образование, стремительно развиваются за счет внедрения различных инноваций, что привело к смене парадигм образования от традиционной к инновационной, которая требует от высшего образования совершенствования подготовки квалифицированного работника соответствующего уровня, что обуславливает необходимость формирования иноязычной коммуникативной компетенции, которая является ведущей целью обучения иностранному языку.

Языковая компетенция – это сложное явление, требующее расчленения всего комплекса явлений входящих в нее, на отдельные компоненты. Все преподаватели должны строить свою работу с учетом реальных  потребностей, мотивации и способностей студентов.

Применение новых информационных технологий в обучении иностранному языку – это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения. Основными задачами преподавателя являются создание условий практического овладения языком, выбор методов обучения, которые позволили бы каждому студенту проявить свою активность и свое творчество, а также активизация познавательной деятельности студента в процессе обучения иностранному языку.

Современные технологии позволяют решить ряд педагогических задач, направленных на активизацию учебной деятельности и развития культуры самостоятельной работы студентов. Необходимость использования инновационных технологий обусловлена также непрерывным увеличением объема информации, который нужно изучать и перерабатывать в ходе обучения. Интернет и информационные технологии направлены на формирование единого образовательного пространства на всей территории России и европейского сообщества. Основным преимуществом использования инновационных технологий в обучении иностранному языку является перенесение акцентов с традиционных вербальных способов передачи информации на аудиовизуальные способы. В интернете часто представлены самые новые разработки и у студентов есть возможность их выбирать. Информационные технологии снимают проблемы тиражирования и распространения учебного материала, доступ к нему можно получить как в учебном заведении, так и дома, в удобное для пользователя время.

Согласно новым образовательным стандартам, на самостоятельную работу студентов отводится более 50% от общего количества часов. При этом возрастает роль личностно ориентированного подхода и индивидуализации образования. Интернет и сетевое сообщество выполняют роль посредника между студентами и предметами культуры, что лежит в основе деятельности обучения. Оно во многом определяет, а также отображает контекст жизнедеятельности обучаемых, что позволяет преподавателям конструировать образовательную среду, выстраивать обучение в плане профессиональных интересов студентов, жизненных перспектив и способностей. Из этого следует, что традиционные методы работы имеют достаточно ограниченный потенциал по сравнению с инновационными. Современные реалии ставят перед преподавателями высшей школы задачу использования новых передовых образовательных технологий, методов обучения, потенциал которых велик и его необходимо эффективно использовать.

В настоящее время приоритет отдается коммуникативности, интерактивности, аутентичности общения, изучению языка в культурном контексте, автономности и гуманизации обучения. Данные принципы делают возможным развитие межкультурной компетенции как компонента коммуникативной способности.

Новые взгляды на результат обучения способствовали появлению новых технологий и отказу от устаревших. Сегодня новые методики с использованием интернет-ресурсов противопоставляются традиционному обучению иностранным языкам. Понятие «традиционный» ассоциируется в первую очередь с заучиванием правил и выполнением языковых упражнений, иначе говоря «разговорами о языке вместо общения на языке». Многие преподаватели убеждены, что хороший лексический запас и надлежащее знание, а также верное употребление грамматических структур иностранного языка лежат в основе процесса обучения. Однако такое убеждение нельзя считать абсолютно верным, так как необходимость наличия мотивации и эмоциональной составляющей, присутствующей в любой коммуникации, зачастую не прописываются в методическом материале. Для того чтобы научить общению на иностранном языке, нужно создать реальные, настоящие жизненные ситуации, которые стимулируют изучение материала и вырабатывают адекватное поведение. Эту ошибку пытаются исправить инновационные технологии.

Как известно, то, чему обучается человек, он стремится использовать в предстоящей деятельности. Известно также, что использование знаний, навыков и умений основано на переносе, который зависит от адекватности условий обучения тем условиям, в которых эти знания, навыки и умения предполагается использовать. Следовательно, готовить студента к участию в процессе иноязычного общения нужно в условиях такого общения, созданных в аудитории. Это и определяет сущность коммуникативного обучения, которая заключается в том, что процесс обучения является моделью процесса общения.

Коммуникативный подход является стратегией, моделирующей общение, создание психологической и языковой готовности к коммуникации, на сознательное осмысление материала и способов действий с ним, а также на осознание требований к эффективности высказывания. Для пользователя реализация коммуникативного подхода в интернете не представляет особой сложности.  

Коммуникативное задание должно предлагать студентам проблему или вопрос для обсуждения, причем они должны не просто делиться информацией, но и оценивать ее. Важно, чтобы такое задание делало возможным гибкое использование всех знаний и умений. Основным же критерием, позволяющим отличить этот подход от других видов учебной деятельности является то, что студенты самостоятельно выбирают языковые единицы для оформления своих мыслей. У них есть возможность выразить себя и свой опыт посредством иностранного языка. Коммуникативный подход в значительной степени направлен на обучаемого, что отвечает основному критерию современной дидактики.

Использование интернета и других инновационных технологий в коммуникативном подходе как нельзя лучше мотивировано: его цель состоит в том, чтобы заинтересовать обучаемых в изучении иностранного языка посредством накопления и расширения их знаний и опыта. Они должны быть готовы использовать язык для реальной коммуникации вне занятий, например, во время посещений страны изучаемого языка, при переписке и т.д. При этом термин коммуникативность не должен пониматься узко, чисто прагматически.

Коммуникативность не сводима только к установлению с помощью речи социальных контактов. Это приобщение личности к духовным ценностям других культур – через личное общение и чтение книг [5].

Коммуникативное обучение языку посредством информационных технологий подчеркивает важность развития способности студентов и их желание точно и к месту использовать изучаемый иностранный язык для целей эффективного общения. Первостепенное значение придается пониманию, передаче содержания и выражению смысла, а изучение структуры и словаря иностранного языка служат этой цели. В дополнение к коммуникативным потребностям, обучаемым необходимо освоить методику работы с инновационными технологиями, чтобы быть более ответственными за свое собственное обучение. Им нужно выработать способность справляться с ситуацией, когда их языковые ресурсы недостаточно адекватны; иметь хорошие учебные навыки; способность оценивать свою собственную речь и успехи, а также способность определять и разрешать учебные проблемы. Развитие самостоятельности обучаемого с помощью глобальной сети представляет собой постепенный процесс, который следует постоянно поощрять. Возможно, наиболее важной задачей, стоящей перед преподавателем, является нахождение оптимальных способов вести обучаемых к постепенно возрастающей самостоятельности.

Одним из новых требований, предъявляемых к обучению иностранным языкам с использованием интернет-ресурсов и мультимедийного оборудования, является создание взаимодействия на уроке, которое принято называть в методике интерактивностью. Данный принцип не является новым, однако до сих пор он не имеет единого и общепринятого определения. Р.П. Мильруд определяет интерактивность как объединение, координацию и взаимодополнение усилий коммуникативной цели и результата речевыми средствами [4]. Согласно этому определению можно сделать вывод, что интерактивный подход в виртуальном пространстве служит одним из средств достижения коммуникативной цели на занятии. От принципа коммуникативности он отличается наличием истинного сотрудничества, где основной упор делается на развитие умений общения и групповой работы, в то время как для коммуникативного задания это не является обязательной целью.

Интерактивность не просто создает реальные жизненные ситуации, но и заставляет адекватно реагировать на них посредством иностранного языка. И когда это начинает получаться, можно говорить о языковой компетенции. Пусть даже при наличии ошибок. Главное умение спонтанно, гармонично реагировать на высказывания других, выражая свои чувства  эмоции, подстраиваясь и перестраиваясь на ходу. Таким образом, мы можем рассматривать интерактивность как способ саморазвития через интернет: возможность наблюдать и копировать использование языка, навыки, образцы поведения партнеров; извлекать новые значения проблем во время их совместного обсуждения.

В результате повсеместного использования интерактивных мультимедийных средств и интеренет-технологий в обучении языку и межкультурной коммуникации в международной научной литературе появился термин Computer-mediated Communication (CMC), обозначающий использование интерактивных возможностей компьютера и интернета, а также дифференцирующий реальный языковой дискурс от компьютеризированной интеракции [1].

В заключение хотелось бы отметить, что потенциал использования информационных технологий в области обучения иностранного языка огромен и его возможности еще не до конца изучены. Разработка инновационной методики обучения иностранному языку в вузе является приоритетным направлением в современной лингвистической и методической науках и требует дальнейшего изучения.