Полный текст статьи
Печать

В современной педагогической системе вопросы учебной мотивации обучающихся вышли на передний план, так как налицо мотивационный кризис, выражающийся в снижении интереса студентов к учёбе. Обращались к данной проблеме ранее и мы и выяснили: «Как бы хорошо ни был организован процесс обучения, если студент не мотивирован к учебной работе и будущей профессиональной деятельности, обучение не будет успешным. Педагог может выбрать самые современные и эффективные формы и методы обучения, организовать интерактивное взаимодействие, но для немотивированного студента не будет разницы между такой прогрессивной деятельностью педагога и нудным чтением лекции. Отсутствие мотивации помешает студенту не только полноценно воспринять учебный материал, но и стать хорошим специалистом по окончании вуза» [1, с. 49].

Хотя мотивация достаточно хорошо изучена в психологии, педагогике, социологии и философии, в том числе в кандидатских диссертациях (Н. И. Чанг [2], И. П. Полякова [3], М. А.  Ковзиридзе [4] и др.), к проблеме первоначальной мотивации исследователи обращаются нечасто.

Цель статьи – рассмотреть вопросы первоначальной мотивации студента вуза на вводной лекции по дисциплине и выявить, какими психологическими способами может оперировать преподаватель.

М.Н. Крылова отмечает: «Первоначальная мотивация– мотивация в начале обучения, на стадии введения, ознакомления, первоначального восприятия» [5, с. 39]. Данное определение является базовым для нашего исследования. В научной и методической литературе распространены публикации вводных лекций по различным дисциплинам, например, вводной лекции Е. Л. Гайдара [6], Е. К. Жуковой [7], А. С. Иова [8] и других учёных, общественных, деятелей, преподавателей. Значительное количество данных публикаций подчёркивает важность вводных лекций с точки зрения содержания и формы подачи материала. Однако в данных публикациях отсутствует анализ тех приёмов, которые помогают лектору выстроить вводное выступление, сделать его воздействие на слушателей максимально эффективным.

Статьи, авторы которых обращают внимание на приёмы первоначальной мотивации на вводных лекциях, единичны. О дидактических целях и функциях вводной лекции пишут И. Н. Радаева, Т.Ю. Зыбина: «Так как вводная лекция относится к числу мотивационных занятий, то основной ее функцией, как уже было отмечено, является повышение общей заинтересованности в получении знаний по математике (повышение познавательной мотивации)» [9, с. 76]. Формирование научного мировоззрения студентов на вводной лекции по высшей математике рассматривает В. М. Дрибан [10]. Г. И. Мутаева описывает опыт проведения вводной лекции по физике атома и предлагает несколько способов активизации студентов и привлечения их внимания: «По возможности лекция читается в научно-популярной форме, без излишней перегрузки студентов математическими выкладками» [11, с. 57]; «в качестве “отправной точки” используется известный учащимся материал из предыдущих курсов» [Там же]; «Во вводной лекции преподаватель может позволить некоторую вольность в изложении материала, не противопоставляя это академической речи» [Там же].

В ходе первоначальной мотивации преподаватель создаёт определенную атмосферу, способствующую поддержанию высокого познавательного интереса. Большое значение для обеспечения первоначальной мотивации имеет вводная лекция. На ней лектор должен овладеть вниманием слушателей, заинтересовать обучающихся (студентов) своей дисциплиной, увлечь их, доказать им необходимость её изучения.

Исходя из собственного многолетнего преподавательского опыта, мы выяснили, что для решения задачи обеспечения высокого мотивационного настроя студентов преподаватель прежде всего должен:

  • сделать яркое, эмоциональное вступление (вводное слово);
  • раскрыть цели изучения данной дисциплины;
  • показать необходимость, полезность, значимость овладения данным составом специальных знаний и умений для будущих специалистов;
  • продемонстрировать важность изучения дисциплины не только с профессиональной, но и с общечеловеческой, а, возможно, бытовой стороны;
  • использовать элементы проблемности для организации дискуссии;
  • сократить до минимума или полностью убрать сложные теоретические выкладки (для этого будет время на следующих лекциях);
  • вводить в весьма сложный курс простыми словами;
  • сразу же пояснять сложные новые термины, записывать их на доске, обращать внимание обучающихся на их орфографию;
  • использовать средства наглядности и ТСО;
  • приводить большое число разнообразных примеров;
  • установить связь между содержанием нового предмета и уже имеющимися у обучающихся знаниями и умениями;
  • способствовать созданию у обучающихся целостного представления о назначении изучаемой дисциплины.

Вводное слово начинает вступительную лекцию и поэтому является его важной составляющей. Цель вводного слова – подчеркнуть актуальность курса вообще и данной лекции в частности для аудитории, сформулировать цель лекции, завоевать внимание аудитории, в том числе не желающих слушать.

Чтобы найти интересное, оригинальное начало, необходимо много работать, думать, искать, причём каждая тема требует своего особенного начала. Писатель Юрий Трифонов делился опытом: «Начало переделываю и переписываю множество раз. Никогда не находились сразу необходимые фразы. Начальные фразы должны дать жизнь вещи. Это как первый вздох ребёнка. А до первого вздоха – муки темноты, немоты».

Прекрасный пример воздействия на эмоции обучающихся – начало одной из вступительных лекций по теоретической механике А.П. Минакова. Обращаясь к своим слушателям, лектор говорил:

«Вы ждете от меня вводной лекции?.. Но лучше будет, если я объясню вам, как я понимаю, как я чувствую, зачем я пришел к вам.

...Я пришел к вам, чтобы развернуть перед вами перспективы огромной радости, внутреннего света и тепла творческого научного труда, чтобы воспитать из вас настоящих людей, патриотов – строителей честной трудовой жизни человечества... Я хочу раскачать вас на огненный размах и оградить вас от болота низменных тревог, забот и разъедающей плесени... Я хочу ориентировать вас на интересы и тревоги-волнения высшего ранга, на величие идей честности, труда.

...Я пришел и буду ходить к вам, чтобы отдать вам все, что есть самого лучшего, самого прекрасного в моей науке, и все, что есть самого хорошего, самого честного и святого во мне самом».

Преподаватель на вводной лекции не должен бояться быть эмоциональным, раскрыться как личность. Это необходимо и для того, чтобы преодолеть основные недостатки лекции как формы обучения, среди которых «чтение лекции некоторому среднему студенту (темы, содержание, методика и темп чтения традиционных лекций почти не зависят от качества восприятия и тем более усвоения материала студентами); «уплотнение» информации, на которое нередко идёт лектор, стремясь изложить весь программный материал в ограниченное время; пассивность студентов, работа которых сводится к попыткам возможно полнее «записать» объяснения лектора, перечертить схемы, рисунки, чертежи с доски или экранов и плакатов, при этом часто за счет глубины и качества понимания существа излагаемого; сложность для лектора организации дальнейшей работы студентов над материалом лекции (лектор практически никак не настраивает, не организует последующую работу студентов во внеаудиторное время над разобранным материалом лекции, не направляет и не учит пользоваться литературой, не проверяет подготовленность студентов к очередной лекции и т. п.); ограниченное использование наглядных пособий (исключение – мультимедийные лекции); однообразная форма изложения (со стороны ряда лекторов)» [12, с. 79].

Итак, от первоначальной мотивации и того, как она организована на вводной лекции по дисциплине, во многом зависит, как будут изучать данную дисциплину студенты в дальнейшем. Педагог должен осознанно применять такие приёмы психологического воздействия на студентов, как яркое, эмоциональное вступительное слово, использование элементов проблемности, научно-популярная форма, наглядность, большое число разнообразных примеров, в том числе из жизни и практики, и др.