Для современной школы обеспечение достойного уровня качества образования является главной стратегической целью. В Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации» прописано, что "качество образования - комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы" (пункт 29 ст. 2 №273-ФЗ от ФЗ от 21 декабря 2012 г).[21, c.7]. Под качеством образования Федеральный образовательный стандарт подразумевает достижение учащимися личностных, предметных и метапредметных результатов обучения.
В современном понимании качество образования - это не только соответствие знаний обучающихся федеральным государственным образовательным стандартам, но и успешное функционирование самого учебного заведения, а также деятельность каждого педагога и администратора в направлении обеспечения качества образовательных услуг. Говоря о качестве образования, имеется в виду оценка того, каких результатов добиваются учителя при обучении учащихся. Однако в последнее время все чаще при этом имеют в виду и качество самого образовательного процесса и условий, в которых он реализуется [4, c.11].
В связи с этим, становится все более осознанной и актуальной необходимость управления качеством образования на уровне школы. Управление качеством образования в школе - процесс проектирования, то есть постановки целей образования и определения путей их достижения; это организация образовательного процесса и мотивация его участников на качественный труд; контроль как процесс выявления отклонений от целей и мониторинг – система отслеживания изменений в развитии; регулирование и анализ результатов [15, c.37].
Школа работает по программе развития, а развитие означает движение, и в ходе развития члены коллектива будут все время обращаться к миссии. Они должны задавать себе вопрос: «Это ли было заложено в миссии?» Им также захочется изменить миссию с учетом своего опыта. Короче говоря, миссия — это нечто такое, к чему людям приходится все время возвращаться. Тогда, с одной стороны, развитие школы можно сверять с миссией, с другой стороны, можно увидеть, сохраняет ли миссия свою актуальность или ее нужно адаптировать к изменившейся ситуации. В школах, которые серьезно относятся к контролю качества, развитие миссии происходит естественным путем и постоянно. Это требует планирования и вовлечения в игру новых участников. Таким образом, формулирование миссии может быть инструментом, воодушевляющим развитие школы. В то же время развитие служит импульсом для коррекции формулировки миссии.
Миссия школы позволяет управлять качеством образования, так как она представляет собой локальный нормативный документ, в котором прописаны единая цель, механизмы достижения цели, конечные результаты и ценности для всех участников образовательного процесса.
Полученные аналитические данные позволяют сказать, что заказчики в целом удовлетворены образовательными услугами, предоставляемыми школой. Вместе с тем, время, модернизация системы образования требуют наличия у школы миссии, нацеленной на конкретный результат. Любое новое явление может на первых порах иметь свои риски. Но эти риски имеют серьёзный потенциал для анализа и улучшения системы работы. Одна из функций миссии школы – доступность и понятность ее для учащихся, родителей, учителей, взаимодействующих единиц образовательного процесса. Одна миссия для всех – путь достижения единых результатов и единой работы. Учащихся, учителей и родительское общество должно объединять не только понятие «школа», а ее конкретная цель (миссия).
Для определения миссии школы мы исходили из того, что миссия в ходе коллективных обсуждений становится составной частью программы развития школы. Она является инструментом регулирования жизнедеятельности коллектива, как любая совместно принятая норма и ценность. Поэтому коллектив школы решил определить миссию школы как "Качество образования - качество жизни". Миссия становится важнейшим документом, который является организующим началом в работе школы и служит мерилом для оценки и самооценки управленческой и педагогической деятельности. Она устанавливает более высокие, чем прежде, стандарты поведения, отношений и деятельности персонала.
Механизм внедрения проекта по созданию Миссии школы осуществляется через проекты методических объединений школы.
|
Тема проекта |
Аннотация |
1 |
«Математика без границ» Авторы: Габышева М.И., Ли Н.И., Комина С.Д., Трапезникова ЛС.
|
Проект отражает единую линию работы методического объединения учителей математики Намской СОШ№2, которая нацелена на повышение качества преподавания предмета в школе с учетом потенциальных возможностей, которыми располагает каждый ребенок. |
2 |
«Концепция чтения Намской СОШ№2» Авторы: Петрова А.С., Федорова С.Д., Эверстова Д.Е., Маркова И.Д., Молчанова Л.И., Кириллина Т.Г., Николаева Н.А., Баишева М.С., Жиркова Е.Б., Барашкова С.К. |
В рамках концепции создание предпосылок для развития культуры чтения через содержание и организации самостоятельной работы. |
3 |
«Живая лаборатория» Авторы: Сидорова М.С., Кайгородова И.Е., Антипина И.А., Охлопков Е.Е., Спиридонова А.С. |
Проект методического объединения учителей ЕЦ, отражающий инновационные подходы в преподавании и организации учебного пространства. |
4 |
«Квест как фактор повышения мотивации к изучению английского языка» Авторы: Созонова С.А., Николаева А.И., Дьяконова М.П., Герасимова А.З., Слепцова И.Р., Обутова А.И. |
Квест как инновационная модель обучения для развития мотивации к обучению иностранного языка.
|
5 |
«Отечество в наследство нам дано» Авторы: Винокурова М.З., Абрамова А.А., Бочонин Е.И., Павлова С.М. |
Проект внедрения концептуальных изменений общественно-исторических наук в контексте историко-культурного образования. |
6 |
«В контакте», «Культура здоровья» |
Проект социально-психологической службы школы по сопровождению образовательного процесса |
7 |
Проект «Нет проф.сгоранию!» Школа молодого учителя |
Проекты профсоюзной организации школы |
8 |
Проект Президентского совета |
«Наша новая школа» |
Если раньше о миссии говорили применительно к конкретным людям, то в наше время стали говорить о миссии организации, признавая тем самым её человеческую природу, способность коллективно отвечать за собственные действия и их последствия.
Осознание уникальности своей миссии позволяет работникам школы и тем, кому они адресуют миссию школы, лучше понять индивидуальность этой школы (индивидуальность школы необходимо развивать и культивировать как источник конкурентных преимуществ); родителям сопоставить свои ожидания с тем, что предлагает школа (в условиях нормативного финансирования это сильно повышает конкурентные шансы школы).
Миссия как составляющая образовательной программы школы предшествует формулированию конкретных целей, регулирует выбор их содержания, расстановку целевых приоритетов и стратегию управления, для определения которой важно кроме миссии учитывать систему ценностей школы; целевые ориентиры (модели выпускника, ключевые показатели результатов образования, место школы в рейтинге школ, общественном мнении), идеальный образ будущей школы.
Таким образом, миссия школы как управленческая инновация - это локальный нормативный документ, в котором определяется цель школы, её предназначение: куда она стремится и каких результатов собирается достичь. В этом документе описывается предпочтительное будущее, которое определяется с учётом истории школы, выбранной модели её инновационного развития, тенденций изменений в социуме, ожиданий от школы со стороны родителей, общества, государства. Миссия даёт импульс и ориентиры продвижения школы от нынешнего состояния к будущему, она выступает визитной карточкой школы, по ней судят о том, чем данная школа отличается от других подобных учреждений.