Активные формы взаимодействия детского сада и семьи

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Тонкова Ю. М., Веретенникова Н. Н. Активные формы взаимодействия детского сада и семьи // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 3. – С. 1901–1905. – URL: http://e-koncept.ru/2013/53383.htm.
Аннотация. Данная статья посвящена вопросу взаимодействия детского сада и семьи. В статье рассматриваются вопросы об общих понятиях работы дошкольного учреждения и семьи. Работа по взаимодействию детского сада с семьёй характеризуется с точки зрения таких аспектов как: содружество, сотворчества, объединения. Статья раскрывает содержание понятия «формы взаимодействия», которое получает всё более широкое распространение и приобретает актуальность в дошкольном образовании. Особое внимание обращается на применение активных форм взаимодействия детского сада с семьёй. К ним относятся: информационно – аналитические, наглядно – информационные, познавательные и досуговые. Главная идея статьи состоит в том что, «семья и дошкольное учреждение – два важных социальных института социализации ребёнка». Статья будет интересна воспитателям, старшим воспитателям, студентам учебных педагогических заведений.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Тонкова Юлия МихайловнаВоспитатель, первой квалификационной категории, МАДОУ «Детский сад №7», город Соликамск, Пермский крайwerka123@mail.ru

Веретенникова Надежда НиколаевнаВоспитатель, первой квалификационной категории, МАДОУ «Детский сад №7», город Соликамск, Пермский крайnastya15.11.97@mail.ru

Название статьи: Активные формы взаимодействия детского сада и семьи

Аннотация:Данная статья посвящена вопросу взаимодействия детского сада и семьи. В статье рассматриваются вопросы об общих понятиях работы дошкольного учреждения и семьи. Работа по взаимодействию детского сада с семьёй характеризуется с точки зрения таких аспектов как: содружество, сотворчества, объединения. Статья раскрывает содержание понятия «формы взаимодействия», которое получает всё более широкое распространение и приобретает актуальность в дошкольном образовании. Особое внимание обращается на применение активных форм взаимодействия детского сада с семьёй. К ним относятся: информационно –аналитические, наглядно –информационные, познавательные и досуговые. Главная идея статьи состоит в том что, «семья и дошкольное учреждение –два важных социальных института социализации ребёнка».Статья будет интересна воспитателям, старшим воспитателям, студентам учебных педагогических заведений.Ключевые слова:Сотрудничество, содружество, взаимодействие, формы взаимодействия, семья, детский сад



Активные формы взаимодействия детского сада и семьи

«Сотрудничество надолго остающееся богатство не только для родителя и ребенка,

но и для общества в целом».

Э.Эриксон

Детство –незабываемая пора в жизни каждого человека. Она наполнена добрыми руками родителей и заботой воспитателей. Родительская любовьдаёт человеку «запас прочности», формирует чувство психологической защищённости. Кто помогает родителям в воспитании детей? Воспитатели –первые помощники родителей, в их руках дети становятся любознательными, активными, творческими. [1, с. 71]На современном этапе, семейное воспитание признано ведущим, что отражено в ст. 18 Закона РФ «Об образовании». В соответствии с законом «Об образовании» РФ, где записано, что родители являются первыми педагогами, они обязаны заложить основы физического, нравственного, интеллектуального, личностного развития ребенка. Успешное осуществление этой большой и ответственной работы невозможно в отрыве от семьи. Семья и дошкольное учреждение — два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребёнка необходимо их взаимодействие. [2, с. 66]

Анализ психологопедагогической литературы показал, что проблема взаимодействия семьи и ДОУ широко обсуждается педагогами и психологами –практиками. Исследования, проведенные Т.Данилиной выявили проблемы, существующие во взаимодействии ДОУ с семьей, такие как нехватка времени и нежелание работать в сотрудничестве. Л. М. Клариной был разработан целый комплекс становления и развития содержательных и организационных направлений сообщества детского сада и семьи. Т. Н. Дороновой, Г. В. Глушаковой, Т. И. Гризик и другими авторами были разработаны и опубликованы методические рекомендации для работников ДОУ в организации и проведении работы с родителями на основе сотрудничества и взаимодействия. [3, с. 13]Но что, же такое взаимодействие и что под этим, словом подразумевают? Семья взаимодействует с ДОУ или детский сад с семьёй? Можно ли поставить знак равенства между словами «взаимодействие», «сотрудничество», «содружество»?

Термин «взаимодействие»,предполагающий обмен мыслями, чувствами переживаниями, общение –сравнительно молодой. Он был раскрыт в работах Т.А.Марковой, где взаимодействие рассматривалось как единство линий воспитания с целью решениязадач семейного воспитания истроилось на основе единого понимания.В основе взаимодействия ДОУ и семьи лежит сотрудничествопедагогов и родителей, которое предполагает равенство позиций партнеров, уважительное отношение друг к другу взаимодействующих сторон с учетом индивидуальных возможностей и способностей. Сотрудничество предполагает не только взаимные действия, но и взаимопонимание, взаимоуважение, взаимодоверие, взаимопознание, взаимовлияние. Активная совместная работа педагогов и родителей позволяет

лучше узнать друг друга, способствует усилению их взаимоотношений. Понятие содружестваподразумевает объединение коголибо, основанное на дружбе, единстве взглядов, интересов. Но возможна ли взаимная дружба без общения, следовательно, без взаимодействия? Конечно же, нет. А так как содружество предполагает, прежде всего, открытость сердца навстречу друг другу, т.е. наличие эмпатии, то содружество, является наивысшей точкой взаимодействия ДОУ с семьёй.

Для достижения высокой результативности воспитательно –педагогического процесса в ДОУ большое значение имеет работа с родителями воспитанников. Родители. Родителей. Родителям… можно хоть, сколько склонять это слово, действенным заклинанием, приносящим плоды для улучшения взаимоотношений между ДОУ и семьями. В этой связи меняется и позиция ДОУ в работе с семьей.[3, с. 25]Проблема взаимодействия дошкольного учреждения с семьей на сегодняшний день остается актуальной, приобретая порой обостренный характер. Сложности в отношениях между семьями и образовательными учреждениями могут быть связаны, например, с несовпадением взаимных ожиданий, с имеющим иногда место недоверием родителей к воспитателям. Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по причине выбора формы взаимодействия.Таким образом, анализситуации свидетельствует о необходимости нововведений в сотрудничество с родителями. Необходима разработка и внедрение системы работы для активного включения родителей в жизнь ДОУ. Все это позволяет нам рассматривать работу с родителями в качестве одной из проблем деятельности ДОУ на современном этапе модернизации системы образования. В связи с этим, вопрос поиска и осуществления современных форм взаимодействия дошкольного учреждения с семьей на сегодняшний день является одним из самых актуальных.Формы взаимодействия детского сада с родителями–это способы организации их совместной деятельности и общения. Основная цель всех видов форм взаимодействия ДОУ с семьёй –установление доверительных отношений с детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать. Педагоги стараются наиболее полно использовать весь педагогический потенциал традиционных форм взаимодействия с семьей и ищут новые, современные формы сотрудничества с родителями в соответствии с изменением социальнополитических и экономических условий развития нашей страны. [4, с. 25]

Выстраивая взаимодействие с родителями, можно развивать и использовать как традиционные формы –

это родительские собрания, лекции, практикумы, так и современные формы –устные журналы, экскурсии, родительские клубы, акции, оздоровительные мероприятия, игры и т.п..

Планируя ту ли инуюформу работы, мы как педагоги всегда исходим из представлений о современных родителях, как о современных людях, готовых к обучению, саморазвитию и сотрудничеству. С учётом этого выбираем следующие требования к

формам взаимодействия: *оригинальность, *востребованность, *интерактивностьВ последнее время наметились новые, перспективные формы сотрудничества, которые предполагают подключение родителей к активному участию, как в педагогическом процессе, так и в жизни детского сада. В нашей группе мы используем разнообразные формы работы с родителями.Активной популярностью у родителей пользуются такие формы работы. Что же к ним можно отнести:Информационноаналитические

формы направлены на выявление интересов, запросов родителей, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми. Из анкет педагоги узнают особенности дошкольников, что ребенок любит, не любит, его предпочтения, как называть ребенка.

• анкетирование;• опрос;• "почтовый ящик".

Наглядноинформационные близки к задачам познавательных форм и направлены на обогащение знаний родителей, стоит задача информационная просвещение родителей.• родительские клубы;• минибиблиотека;• информационные стенды «ОКНО

очень короткие новости»;• выпуск газеты «ЖЗД

жизнь замечательных детей».

Познавательныеформы направлены – на обогащение педагогического опыта родителей, развитие педагогической компетентности по разным вопросам воспитания, ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, формирование у них практических навыков воспитания. Педагоги творчески подходят к их организации и проведению.• родительские гостиные;• нетрадиционные родительские собрания;• устные журналы;• экскурсии.

Досуговые –они призваны устанавливать теплые неформальные, доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми. Досуги позволяют создать эмоциональный комфорт в группе. Родители становятся более открытыми для общения.• праздники;• совместные досуги;• акции;• участие родителей в конкурсах, выставках.[5]

Одна из форм информационноаналитической работы почтовый ящик.Это коробка или тетрадь, в которую родители могут класть записки со своими идеями и предложениями, обращаться с вопросами к специалистам, заведующей или методисту. Заданные вопросы освещаются на родительских собраниях или даются специалистами письменно. Такая форма работы позволяет родителям делиться своими мыслями с воспитателем и эффективна, когда нехваткавремени мешает педагогу встретиться с родителями лично.

Ещёодна активно применяемаяэффективная форма работы с родителями наглядноинформационная.В нашей

группеуже несколько лет действует родительский клуб "Родительская академия" (Рисунок 1).

Обычно проходит 4 заседания клуба в год. Мы стараемся, чтобы встречи были интересны родителям, не превращались в скучные лекции, поэтому всегда темы выбираем с учетом их пожеланий (руководствуясь результатами анкетирования). "Волшебный мир театра", "Как сохранить здоровье", "Ребенок с точки зрения астрологии", "Взрослые глазами ребенка" вот некоторые темы встреч. Кроме того стараемся, чтобы дети приняли участие в заседании, включаем практическую часть или мастеркласс. В заключении каждый родитель получает памятку по теме.



Рис. 1Родительский клуб "Родительская академия"Так же о жизни группы родителям расскажет информационный стенд «ОКНО

очень короткие новости»(рис.2). В «ОКНЕ»

отражаются наиболее важные события: репортажи с праздников и развлечений, дни рождения детей, походы и экскурсии, встречи с интересными людьми, вести с занятий, конкурсы.При необходимости эти стенды легко перевоплощаются тематические: «Что такое безопасность?», «Еще раз о правах ребенка» и т.п.

Рис. 2Информационный стенд «Окно –очень короткие новости»

Одной из самых традиционных, но активных познавательных форм работыс семьей остается родительское собрание. Однако из опыта работы мы знаем, что на непосредственноепроведение встреч в виде отчетов и поучающих бесед родители откликаются неохотно, что вполне понятно. Мы нашли выход из этого положения в изменении форм и методов проведения. Попытались построить общение не на монологе, а на диалоге. Данный подход потребовал от педагогов более тщательной и длительной подготовки, но и результат стал ощутимее. Собрания проводим в форме дискуссий, круглых столов, КВН,посиделок и т.д. Часто используемвидеозаписи деятельности детей, фрагменты непосредственно–образовательной работы, конкурсных выступлений. Именно поэтому процент посещения собраний достаточно высок. Самая популярная и любимая,нами как воспитателями, так и родителями форма работы –досуговая.Здесь наиболее полно раскрываются возможности для сотрудничества.Доброй традицией стало ежегодное проведение оздоровительных мероприятий,походов, туристических прогулок.

Необходимо отметить, что родители стали активными участниками походов (ходим в походы: зимой, весной, летом и осенью). Например, входе похода «На природу»(рис. 3), цель которого была в сотрудничестве с семьёй формирование у детейправильного отношения к своему здоровью и потребности к здоровому образу жизни. Рис.3Поход на природу

Также ежегодно совместно с детьми

родителипринимают активное участие в спортивных праздниках «Курс молодого бойца», «Все на лыжню». Подобные мероприятия сплачивают семьи, дают возможность взглянуть друг на друга в новой обстановке, укрепляют сотрудничество между семьей и детским садом.По итогам таких праздников также выпускаются газеты, листовки, альбомы с фотографиями. Особенно хочется остановиться на такой форме взаимодействия с родителями, как акция. К примеру, в ходе акции «Чистая лопатка»(рис.4)родители получили возможность оказать помощь в строительстве зимнего городка, общения друг с другом, увидеть своего ребёнка в общении со сверстниками. Такая форма работы завоевала успех, родители охотно стали откликаться на разные проблемы не только группы, но и города.

Рис. 4Акция «Чистая лопатка»

Экологическая акция «Чистый город» (рис.5)

её название объясняется тем, что наряду с задачами, которые решаются в ходе широко известных рекламных акций, родителям как участникам предоставляется возможностьпоказать личный пример ребёнку положительного отношения к природе.

Рис. 5Экологическая акция «Чистый город»

В заключении хотелось бы еще раз подчеркнуть, что семья и дошкольное учреждение –два важных социальных института социализации ребенка. Без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен. Опыт работы с родителями показал, что в результате применения активныхформ взаимодействия позиция родителей стала более гибкой. Теперь онине зрители и наблюдатели, а активные участники в жизни своего ребёнка. Такие изменения позволяют нам говорить об эффективности применения активныхформ в работе с родителями.Ссылки на источники:1. Тонкова Ю. М. Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи [Текст] / Ю. М. Тонкова, Н. Н. Веретенникова // Проблемы и перспективы развития образования (II): материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). —Пермь: Меркурий, 2012. —С. 7174.URL: http://www.moluch.ru/conf/ped/archive/58/2308/(дата обращения 15.03.2013)2. Арнаутова Е.П. Планируем работу с семьей. // Управление ДОУ. 2002.№ 4.С. 6667.3. Евдокимова Н.В., Додокина Н.В., Кудрявцева Е.А. Детский сад и семья: методика работы с родителями: Пособие для педагогов и родителей.М.: Мозаика –Синтез, 2007. 167с.4. Хабибуллина Р.Ш. Система работы с родителями воспитанников. Оценка деятельности ДОУ родителями// Дошкольная педагогика. 2007,№7.С. 70

5. http://39frspb.caduk.ru/p34aa1.html(дата обращения 19.03.2013)

Tonkova

YuliaMihailovnaTeacher of the first qualifying category, Autonomous Municipal Preschool Educational Institution «Kindergarten №7«Cherry», the cityof Solikamsk, the Perm edgewerka123@mail.ruVeretennikova Nadezhda NikolaevnaTeacher of the first qualifying category, Autonomous Municipal Preschool Educational Institution «Kindergarten №7«Cherry», the city of Solikamsk, the Perm edgenastya15.11.97@mail.ru

The title of the article: Active forms of interaction between the kindergarten and the familyAbstract:The article is devoted to the issue of interaction between the kindergarten and the family. In article are considered questions about the General concepts of the work of preschool institutions and the family. The work on the interaction of the kindergarten with the family is characterized by in terms of aspects such as: the Commonwealth, the cocreation, of Association. The article reveals thecontent of the notion «forms of interaction», which has become more widespread and is acquiring importance in the preschool education. Special attention is drawn to the use of active forms of interaction between the kindergarten with the family. These include: information analytical, visual information, informative and entertaining. The main idea of the article is that, in the «family and school are two important social institution of socialization of the child». The article will be interesting professors, senior teachers, students of educational pedagogical establishments.Keywords:Collaboration, community, collaboration, the form of interaction, the family, children's garden.