Полный текст статьи
Печать

Все мы живем в эпоху развивающихся информационных технологий, но книга и сейчас остается источником знаний, духовным наставником, собеседником, как для взрослого читателя, так и для ребенка. Еще совсем недавно ценность книги и чтения в России была неоспорима. Однако, под влиянием современной культуры изменяется статус чтения, круг чтения, способы восприятия печатного текста, мотивация обращения к книге.

Надо отметить, что современные дети стали меньше читать, не вдумываются в смысл произведения. В круге интересов младшего школьника все большее место занимают детективы, комиксы, развлекательная литература. По сведениям библиотек, в четыре раза чаще учащиеся обращаются в библиотеку за поиском учебной информации, и лишь один из четырех запросов – поиск литературы «для души». Ученые охарактеризовали восприятие текста современным школьником как мозаично-клиповое, требующее постоянной смены декораций, что затрудняет освоение многостраничного печатного текста. Все больше времени стали занимать игры на компьютере, просмотр телепередач, уходит в прошлое традиция семейного чтения, школьнику не стыдно признаться в том, что он не любит читать. В результате этих явлений выявились проблемы: падение грамотности, огрубление речи, снижение общего культурного уровня.

С введением ФГОС НОО обозначились новые цели современного образования: развитие личности, владеющей обобщенными способами учебной деятельности, умеющей учиться самостоятельно. Это умение напрямую связано с умением читать, быть компетентным читателем.

Современное качество образования в начальной школе определяется уровнем овладения учащимися ключевыми компетентностями – способностями к самостоятельной деятельности в учебном процессе, в использовании приобретенных в школе знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни [2].

Анализ исследований по проблеме формирования читательской компетенции учащихся, позволил сформулировать определение данному феномену и выделить инновационные виды деятельности, способствующие формированию читательской компетентности. Компетентность – тот результат образования, который формируется в деятельности.

Читательская компетентность учащихся начальной школы – это сформированная у детей способность к целенаправленному индивидуальному осмыслению книг до чтения, по мере чтения и после прочтения книги [1].

Феномен читательской компетентности исследован не в полной мере, нет единого мнения в выделении его показателей, не разработана методика диагностики. Наше исследование позволило сформулировать следующие признаки высокого уровня читательской компетентности учащихся:

1)     выполнение норматива техники чтения;

2)     умение выразить свое мнение о прочитанном, сформулировать главную мысль, пересказать содержание произведения;

3)     использование цитат из произведений, главных мыслей в повседневном общении, в творческой и игровой деятельности;

4)     умение ориентироваться в произведениях, находить книги по интересам, советовать художественные произведения другим (начитанность);

5)     выраженность и дифференцированность интереса к чтению, мотивация чтения.

Большая часть этих характеристик формируется в ходе обучения в начальной школе [3].

В ходе эксперимента во 2 классе нами были получены весьма интересные статистические данные. Мы можем сказать, что большинство детей понимают прочитанный ими текст, но это не говорит о высоком уровне развития читательской компетентности. Понимать смысл прочитанного – это поверхностный уровень знания текста, ведь ответить на вопросы после него можно и подсмотрев в содержание. Наибольшую сложность вызывали задания с выделением главной мысли произведения. Чтобы ее сформулировать правильно, детям необходимо вдумчиво прочитать текст, а если не получилось с первого раза, то перечитать текст заново. С этим заданием справилось 45% респондентов. С такой же сложностью дети соотносили части текста с пунктами плана. Это говорит о том, что школьники не всегда внимательны при чтении, не запоминают небольшие детали, которые важны для анализа текста. Именно по этим причинам большинство детей не могут подробно пересказать текст.

Чтобы совершенствовать и развивать читательскую компетентность у младшего школьника, педагогу необходимо вызвать интерес к чтению. Учителю, во-первых, необходимо предложить ребенку высокохудожественные произведения, которые способны затронуть душу и ум, вызвать эмоции к прочитанному материалу; во – вторых, обеспечить комплекс читательских умений и навыков. При этом важно знать, как зарождается и укрепляется читательская компетентность, как ребенок становится читателем, какие этапы обучения ему необходимо пройти.

Выделяется 3 этапа формирования техники чтения.

1 этап – Аналитический. Этот этап проходит в период обучения грамоте, когда у учащихся формируются первоначальные навыки чтения. Дети учатся анализировать позицию буквы, вычленять единицы чтения, последовательно их озвучивать. Дети учатся различать гласные от согласных, читать открытые и закрытые слоги. Задача учителя на этом этапе – найти такие приёмы, которые позволят увеличить поле чтения.

2 этап – Синтетический. На этом этапе ребенок уже читает целыми словами, но сложные слова с сочетанием согласных по слогам. Появляется понимание смысла прочитанного, однако полного понимания больших текстов нет, так как ребенок знает не все значения слов, делает ошибки в ударениях. На этом этапе учитель должен не только применять упражнения для развития техники чтения, но и работать над пониманием прочитанного материала.

3 этап – Автоматизация. Умственные усилия ребенка на этом этапе направлены на понимание содержания текста. Скорость чтения на этом этапе такая, что понимание прочитанного происходит одновременно с процессом чтения.

Проводя исследование, мы выяснили, что для каждого возраста характерны свои интересы в изучении литературных произведений. В каждом возрастном периоде у ребенка появляются свои интересы, одна и та же книга, прочитанная в разном возрасте, может дать разные эмоции и впечатления. Педагогу необходимо учитывать возрастные особенности и интересы детей, чтобы стимулировать их к чтению литературных произведений.

В произведениях важен сюжет, главная мысль, которая учит нас, как правильно себя вести в разных ситуациях, как общаться с людьми, как радоваться жизни. Именно это ребенку необходимо понять, когда он берет в руки книгу. Вовлекая ребенка в разные виды деятельности, мы преследуем несколько целей. Во-первых, привлекаем любовь к чтению, даем возможность каждому ученику получить знания, отточить умения, навыки; во-вторых, приобрести опыт в сферах, связанных с чтением, с художественной литературой; в-третьих, учим работать в сотрудничестве. И, наконец, формируем самооценку, умение рефлексировать по поводу продвижения в освоении темы (трудно или легко); эмоционального настроя (с удовольствием или без воодушевления); самостоятельно или с помощью учителя, друга; по поводу оформления работы (аккуратно или не очень). Необходимо строить учебный процесс так, чтобы ученик получал знания в процессе участия в разных видах деятельности – такой подход соответствует требованию федеральных стандартов второго поколения:

На наш взгляд, упражнений на развитие одновременно всех компонентов читательской компетентности нет, но можно использовать упражнения, которые помогут ученикам устранить пробелы в тех видах деятельности, в которых они отстают. Для этого необходим комплекс заданий, направленных на развитие интереса к чтению, работу над выразительностью чтения, обучение анализу текста, составлению плана произведения, воспитание читательского вкуса, организацию исследовательской, интерпретационной, игровой, творческой деятельности.

Педагог может проводить нетрадиционные уроки литературного чтения: приглашать на них писателей, проводить уроки на свежем воздухе в игровой форме, приобщать к культуре чтения, использовать аудиозаписи произведений, выполненные актерами, посещать музеи и библиотеки, смотреть театральные постановки.