Полный текст статьи
Печать

Формирование социальной активности младших школьников с ограниченными возможностями здоровья является одной из важнейших задач современного образовательно — воспитательного процесса. Целью образовательного процесса является формирование социальной активности у детей младшего школьного возраста, которая впоследствии поможет им стать полноценными гражданами демократического общества [7].

  Социальная активность личности, по мнению И.Ф. Харламова, есть процесс целенаправленного влияния, в результате которого происходит усвоение им необходимого для жизни в обществе социального опыта и активного отношения к принимаемой обществом системе ценностей, когда формируется устойчивая система отношений к определенным сторонам действительности, проявляющаяся в соответствующем поведении и поступках [4]. Определение социальной активности, данное автором является актуальным для современной ситуации развития общества и в контексте проблемы формирования социальной активности младших школьников с ограниченными возможностями здоровья.

  В младшем школьном возрасте преобладает эмоциональная сторона в восприятии окружающих, что способствует легкости возникновения эмоциональной отзывчивости, сочувствия, сопереживания другим. При этом у младших школьников еще отсутствует система научных знаний, ограничен нравственный опыт, поведение их определяется большей частью подражанием. В этом возрасте целесообразно, воздействуя на чувства детей и включая разнообразные виды деятельности, расширять круг нравственных знаний, ориентировать младших школьников на понимание и познание другого человека через самовосприятие в ситуациях актуализации при совместном переживании, при обеспечении их активной позиции [6].

   В группу школьников с ограниченными возможностями здоровья входят дети с различными нарушениями развития, такими как нарушение речи, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, с задержкой и комплексными нарушениями развития. Поскольку уровень развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья не соответствует уровню развития ребенка без особенностей, для них характерна быстрая истощаемость ресурсов внимания, снижение объёма памяти, эмоциональная неустойчивость, снижение внешней мотивации учебной деятельности и познавательного интереса. В связи с этим необходимо использовать специфические средства формирования социальной активности, общения детей и адекватного их поведения. Это занятия ритмикой, подвижные игры, организация соревнований, концертов, творческих мероприятий, различные экскурсии.     Младшие школьники с ограниченными возможностями здоровья часто закомплексованы, поэтому игра для них является одним из основных видов деятельности на ряду с трудом и ученьем. [1].

Активные действия на занятиях ритмикой помогают детям с особенностями в развитии устранить застенчивость, неуверенность в своих силах, мнительность. Атмосфера взаимопомощи, доверия, доброжелательности, одобрение действий, признания и уважения сверстников хорошо стимулирует младших школьников с ограниченными возможностями здоровья, что является важным условием  повышения их двигательной активности. Особенности занятий ритмикой с использованием малых форм фольклора с детьми с ограниченными возможностями здоровья заключается в следующем. Структура данных занятий должна быть направлена на коррекцию физического здоровья, а также на формирование коммуникативного поведения и социальной активности. Основными задачами на каждом занятии ритмикой являются не только коррекция и профилактика осанки, ходьбы, бега и других естественных движений, укрепление мышечного корсета и активизация вегетативных функций, но и развитие общения между сверстниками. Занятия с такими детьми должны быть эмоционально насыщенными.

Детский фольклор - специфическая область народного творчества, которая объединяет как мир детей, так и мир взрослых. Задача педагога заключается в формировании у них навыков творческой деятельности, воспитания самостоятельности. Занятия ритмикой на основе малых форм фольклора способствуют решению этих и многих других психолого-педагогических задач. Спецификой данного направления является наличие сюжетно - ролевой игры.. Воображаемая ситуация игры складывается из ролей и сюжета [5].

  При использовании малых форм детского фольклора в разработке сюжетно - ролевого сценария игрового занятия ритмикой происходит формирование социальной активности и навыков коммуникативного поведения ребенка. Игра обладает огромным творческим потенциалом. Именно в игре человек творит себя, свои отношения с другими, свое будущее и будущее мира, при этом атмосфера игры безопасна для него [1].

Разнообразие малых фольклорных жанров, таких как пестушки, прибаутки, небылицы и прочие, позволяет педагогу подобрать народные произведения, которые соответствуют психологически обусловленным задачам каждого возрастного периода и особенностям здоровья ребенка. Интерес детей младшего школьного возраста к фольклору объясняется «полным совпадением детского языкового мышления с народным» [8],

Произведения малых фольклорных жанров соответствуют психофизическим возможностям ребенка.   Тексты малых фольклорных форм производят сильное эмоциональное воздействие на детей младшего школьного возраста, что является условием повышения эффективности занятий ритмикой на основе малых форм фольклора. Эмоциональная насыщенность воображаемых ситуаций - это одно из необходимых условий увлеченности и активности ребенка.

  Рассматривая малые формы детского фольклора как возможную основу сюжетно - ролевого сценария, необходимо подчеркнуть наличие особенности восприятия фольклорных произведений детской аудиторией.  В слуховом восприятии любого материала традиционно участвуют мелодический и вербальный канал, но при восприятии фольклора к ним часто подключается третий канал – визуальный, то есть мимика, жесты. Благодаря этому устное слово становится мощным средством эмоционального воздействия. В ходе занятий ритмикой на основе малых форм фольклора обязательно происходит подключение третьего визуального канала: ребенок использует жесты, мимику, движение для создания образа. Таким образом, малые фольклорные формы вместе с целенаправленным использованием жестов, мимики, движений могут повысить эмоциональное воздействие на детей, помочь сделать игру эмоционально насыщенной [5].

  Язык малых фольклорных форм слишком выразителен, наполнен множеством синтаксических и лексических приемов, многочисленными поэтическими и фразеологическими оборотами, олицетворениями, метафорами, аллегориями и т.д. Тексты детского фольклора отражают естественные и необходимые формы развития речи ребенка для восприятия и создания какого-либо образа. Таким образом, изобилие изобразительно - выразительных средств языка малых фольклорных форм, которые дети будут воспринимать и повторять на занятиях ритмикой, помогут ребенку с ограниченными возможностями здоровья в дальнейшем научиться более точно характеризовать, а затем и создавать образ предмета, героя, явления. Используя на уроках приемы сравнения из малых фольклорных форм, младший школьник научится создавать яркие внешние портреты людей, описывать и характеризовать их действия, поступки, душевные состояния, качества человека и особенности его характера, далее, применяя при описании предмета или явления  эпитеты, - подчеркивать характерные признаки и т.д. Все это поможет ему воспринять и создать образ в дальнейшем.

  Занятия ритмикой на основе малых форм фольклора для детей с ограниченными возможностями здоровья являются отличным способом войти в социум, приобрести друзей, развить коммуникативные навыки, познать мир и себя. Именно на игровых занятиях у детей с ОВЗ появляется возможность познать радость движения, осознавать счастье преодоления себя, а также научиться побеждать и достойно переносить поражения.

Целью игровых занятий ритмикой на основе малых форм фольклора является, в первую очередь, развитие жизнеспособности школьника с ограниченными возможностями здоровья, а также гармонизации духовных сил и максимально возможной самоактуализации в качестве социально значимого субъекта, что является неотъемлемой частью формирования социальной активности младшего школьника с ограниченными возможностями здоровья. Двигательная активность на занятиях ритмикой составляет основу социально-бытовой, социально-трудовой и социально-культурной приспособленности. Занятия ритмикой помогают преодолеть комплексы неполноценности, освоить новые двигательные умения и навыки, а также реализовать свои потребности в коммуникативной деятельности и в социализации.