В настоящее время российское образование находится на стадии инновационных изменений. В законе «Об образовании в Российской Федерации» отражены основные принципы образовательной политики в нашей стране [1].. Инклюзивное образование становится инструментом, позволяющим обеспечить активное включение в социум детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), независимо от интеллектуального уровня и физического состояния. Инклюзивное образование внедряется во все образовательные организации, в том числе и дошкольные. Данный факт подкрепляется такими нормативно-правовыми документами как: Всемирная декларация об образовании для всех, Конвенция ООН о правах инвалидов, Конвенция о правах ребёнка и Протокол № 1 Европейской конвенции о защите прав и свобод человека, также ратифицированных на территории Российской Федерации, так и государственного: Конституция РФ, закон «Об образовании в РФ», закон «О социальной защите инвалидов в РФ», Государственная программа «Развитие образования» на 2013–2020 годы.
По данным Федеральной службы государственной статистики на конец 2016 года в России насчитывалось 60551 детей-инвалидов и более 2 млн. детей с ОВЗ, посещающих организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования [2].
Проблема соответствия кадрового обеспечения дошкольной образовательной организации ситуации внедрения инклюзивного образования в настоящее время является остроактуальной.
С целью ее решения при помощи модифицированной анкеты Бурениной Е.Е. «Изучение готовности педагогов дошкольных образовательных организаций к внедрению инклюзивного образования», было проведено исследование. Исследование осуществлялось на базе Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 55 комбинированного вида» г. Ухта, Республики Коми. В исследовании приняли участие педагоги и специалисты учреждения, имеющие педагогическое образование. Выборка включала 32 респондента,
Целью опроса был сбор первичной информации в области информационной, технологической и аксиологической готовности педагогов ДОО к внедрению инклюзивного образования.
Рис. 1. Уровни готовности педагогов к работе в условиях инклюзивного образования на констатирующем этапе.
Анализ информационной готовности педагогов:
- С особенностями реализации инклюзивного образования знакомы около четверти педагогов, а именно 23% опрошенных;
- по результатам анкетирования только 15% педагогов на достаточном уровне владеют нормативно-правовой информацией в области инклюзивного образования;
- 5% респондентов знакомы с опытом внедрения инклюзивного образования и в нашей стране и за рубежом;
- 86% педагогов не связывают эффективность реализации инклюзивного образования только с материальными факторами.
Оценка технологической готовности педагогов:
- Педагоги не видят трудности в работе с детьми с ограничениями по физическому здоровью, однако 86% педагогов видят проблемы в работе с детьми с нарушениями поведения и интеллекта;
- только 10% педагогов считают себя готовыми профессионально и психологически к обучению детей с ОВЗ в условиях инклюзии;
- 65% педагогов нуждаются в дополнительной профессиональной подготовке;
- 26% респондентов ощущают себя способными осуществлять деятельность по преодолению негативного отношения окружающих к включенному обучению;
- 64% опрошенных владеет навыками по преодолению психологического барьера, возникающего при обучении детей с ОВЗ.
Исследование аксиологической готовности:
- Меньше половины, а именно 46%, педагогов организации находятся на стадии явного сопротивления инклюзии;
- 23% опрошенных педагогов понимают роль инклюзивного образования в формировании подрастающего поколения, половина признает его приоритетность в развитии системы образования РФ, но только 11% относятся к инклюзии как позитивному явлению;
- респондентов согласны обучать детей с ОВЗ в обычных группах дошкольной образовательной организации, готовы приложить все усилия для их успешного обучения, но на условиях достаточной профессиональной переподготовки;
- 70% педагогов не обладают достаточным уровнем психологической защиты от стрессовых ситуаций, возникающих при обучении детей с ОВЗ.
Таким образом, можно сделать следующий вывод о том, что наблюдается несформированность психологической готовности педагогов к реализации инклюзивного образования в дошкольной образовательной организации. Опираясь на полученные данные, мы планируем разработать программу по формированию психологической готовности педагогов к реализации инклюзивного образования в дошкольной образовательной организации.