Полный текст статьи
Печать

Страхи представляют собой негативные переживания, переносимые человеком. В норме они выполняют функцию самосохранения, помогая психике правильно функционировать и выстраивать поведение.

В основном большинство страхов являются нормальным явлением для определенных возрастных этапов и имеют временный характер. Если правильно понимать причины детских страхов, то они благополучно забываются. Однако в случае неправильного поведения родителей, незнания ими психических и возрастных особенностей ребенка, наличия у них самих определенных страхов, или конфликтных отношений в семье страхи у ребенка только усугубляются, закрепляются и приводят к нарушению его эмоционально-личностной сферы.

В зависимости от этиологии возникновения определенных страхов, выделяют биологические, общественные, моральные и разобщенные их виды. При этом проявления страхов могут быть однородными и не зависеть от причин их возникновения. К основным причинам страха можно отнести какую-либо ситуацию или условие, являющуюся сигналом физической или психологической опасности.

Исследователь К. Э. Изард, занимающийся вопросом причин детских страхов, разделил их на четыре класса:

1)    внешние события и процессы;

2)     влечения и потребности;

3)     эмоции;

4)     когнитивные процессы индивида. [4]

Эмоцию страха люди могут переживать, находясь на любом возрастном этапе, которому присущи так называемые «возрастные страхи». Они могут возникать из-за различных условий. Например,

  • · наличие страхов у родных ребенка, которые обычно передаются детям неосознанно. Однако есть внушаемые страхи, возникающие из-за запугивания родителями «злыми» персонажами из детских сказок (Леший, Баба Яга, Гуси-Лебеди и т. д.).
  • · Страхи, возникающие из-за тревожности родителей в обращении с ребёнком.
  • · Страхи, возникающие из-за избыточного предохранения от опасности ребенка.
  • · Страхи, возникающие из-за большого количества запретов.
  • · Страхи, возникающие из-за многочисленных нереализуемых угроз со стороны взрослых.
  • · Страхи, возникающие из-за психологической травмы (испуг, шок).
  • · Страхи, возникающие из-за испытываемого матерью нервно-психической перегрузки, вследствие вынужденной подмены семейных ролей.
  • · Страхи, возникающие из-за конфликтных ситуаций в семье и т.д. [3].

В книге А. И. Захарова «Дневные и ночные страхи у детей» приводятся сведения о том, что детям 2-го года жизни присущ страх резких звуков (52% у мальчиков и 52% у девочек), страх остаться одному (44% у мальчиков и 34% у девочек), страх боли, уколов и связанная с этим боязнь медицинских работников. Существенную роль, в основном, у мальчиков играют страхи перед засыпанием, что связано у них с кошмарными сновидениями.

У детей с 3 до 5 лет часто отмечаются страхи одиночества, темноты и замкнутого пространства. Кроме того, персонажи Волка и Бабы Яги выходят из сна, населяя днем воображение эмоционально чувствительного и впечатлительного ребенка. А.И. Захаров отмечает, что у ребенка в возрасте 6-7 лет на первый план выступает страх смерти, а у детей 7-11 лет – страх быть не тем, о ком хорошо говорят, кого уважают, ценят и понимают [2].

Классификация детских страхов А. И. Захарова основана на наличии предмета страха, особенностях его протекания, продолжительности, силы и причины возникновения. Он выделяет:

1. Навязчивые страхи, которые ребенок испытывает в конкретных ситуациях. Ребенок может ощущать страх обстоятельств, которые могут повлечь за собой трагичные последствия. К данной категории относится страх высоты, закрытых и открытых пространств и др.

2. Бредовые страхи – самая тяжелая форма страхов, при которой невозможно найти причину их появления. Они могут указывать на серьезные отклонения в психике ребенка. Это может быть страх ребенка играть с какой-то игрушкой или надевать какую-то одежду. Однако, в норме, ребенок может бояться надевать определенные ботиночки, потому что он просто когда-то в них поскользнулся и упал, больно ударившись, и теперь боится повторения ситуации.

3. Сверхценные страхи являются самыми распространенными. Они могут быть связанны с некоторыми «идеями фикс» и вызваны собственной фантазией ребенка, что подтверждается психологами в 90% случаев. Ребенок как бы «зацикливается» на страхах, которые могут быть привязаны к какой-либо жизненной ситуации, не может «вытащить» их из своей фантазии. Затем страхи становятся настолько значимыми, что ребенок только о них и думает. Это страх темноты, страх потеряться, нападения, воды, огня, боли и резких звуков [5].

Благодаря исследованиям отечественных психологов, было установлено, что коррекционно-развивающая работа с детьми будет эффективна в случае использования средств искусства (Ю. Б. Некрасова, О. С. Никольская, Т. А. Добровольская, Л. В. Кузнецова, Е. А. Медведева). Ребенок с отклонениями в психическом развитии, взаимодействуя с удивительным миром искусства, уходит от переживаний, эмоционального отвержения, чувства одиночества, страхов и тревожности или от конфликтных межличностных и внутрисемейных отношений. Это может быть связано с коррекционно-развивающими и психотерапевтическими возможностями искусства, которые предоставляют ребенку практически неограниченные возможности для самовыражения и самореализации, как в процессе творчества, так и в его продуктах, утверждением и познанием своего «Я».

В ходе общения ребенка с искусством, он становится успокоенным, духовно обновленным. У него отмечаются положительные изменения в эмоциональной, познавательной сферах. Создание ребенком продуктов художественной деятельности облегчает процесс коммуникации, установления отношений со значимыми взрослыми и сверстниками на разных этапах развития личности.

Исследователь Е. А. Медведева считает, что наиболее эффективным методом психологической коррекции детских страхов является арт-терапия. Она представляет собой слияние нескольких областей научного знания, затрагивающих искусство, медицину и психологию. В лечебной и психо-коррекционной практике арт-терапия определяется как совокупность методик, построенных на применении разных видов искусства в своеобразной символической форме и позволяющих с помощью стимулирования художественно-творческих проявлений ребенка с отклонениями в психическом развитии осуществить коррекцию нарушений психосоматических, психоэмоциональных процессов и отклонений в личностном развитии [1].

Арт-терапии позволяет достичь терапевтического и коррекционного воздействия искусства и проявляется в перестройке психотравмирующей ситуации с помощью художественно-творческой деятельности, выведении переживаний, связанных с ней, во внешнюю форму через продукт художественной деятельности, а также создании новых позитивных переживаний, рождении креативных потребностей и способов их удовлетворения.

Арт-терапия позволяет достичь таких конкретных целей, как:

  • Обеспечение социально приемлемого выхода агрессивности и другим негативным чувствам.
  • Облегчение процесса лечения, посредством выражения неосознаваемых внутренних конфликтов и переживаний с помощью зрительных образов. Невербальное общение легче ускользает от цензуры сознания.
  • Получение материала для интерпретации и диагностических заключений.
  • Проработка мыслей и чувств, которые клиент привык подавлять. Иногда невербальные средства являются единственно возможными для выражения и прояснения сильных переживаний и убеждений.
  • Налаживание отношений между психологом и ребенком.
  • Развитие чувства внутреннего контроля. Работа над рисунками, картинами или лепка предусматривают упорядочивание цвета и форм.

Арт-терапия включает в себя несколько направлений:

  • Изотерапия – коррекция эмоциональных отклонений средствами изобразительного искусства (рисование, лепка, декоративно-прикладное искусство и т.д).
  • Библиотерапия – психологическая коррекция чтением.
  • Имаготерапия - лечебное воздействие с помощью образа, театрализации.
  • Кинезитерапия (танцетерапия, хореотерапия, коррекционная ритмика) – лечебное воздействие с помощью движений.
  • Вокалотерапия – коррекционное воздействие посредством пения.
  • Музыкотерапия – лечебное воздействие через восприятие музыки [4].

Таким образом, неоткорректированные переживания страхов оказывают влияние на дальнейшую жизнь человека. Детские страхи многообразны и по видам, и по характеру, они изменяются с возрастом, поэтому мы можем проследить возрастную динамику страхов. Коррекция детских страхов может осуществляться с помощью применения различных средств арт-терапии.