Полный текст статьи
Печать

Современные социально-экономические условия актуализировали вопросы социализации и профессионального самоопределения личности, подготовки инициативных, компетентных, предприимчивых, профессионально мобильных специалистов. Проблема выбора профессии в настоящее время является одной из самых актуальных для выпускников школы. Научно-технический прогресс расширил профессиональные возможности, удовлетворяя потребности молодежи непрерывным появлением новых профессий. Известно, что современный молодой человек имеет в 100-200 раз больше вариантов выбора, чем его прадеды. И все же молодые люди оказываются психологически неподготовленными к профессиональному самоопределению и в результате копируют поведение других людей, следуют моде, советам друзей и знакомых. Мотивы выбора профессии не всегда отвечают возможностям личности при обучении, возникает дисбаланс между требованиями профессии и способностями индивида. Сделав неосознанный выбор, выпускники школы получают профессию, не приносящую морального  удовлетворения. 

Кроме этого в последние десятилетия изменилось восприятие престижности профессий в сознании молодежи. Становясь субъектом рыночных отношений, молодые люди должны самостоятельно осуществлять выбор работы как деятельности в государственной или частной сфере, нести ответственность за его последствия (размер заработной платы, возможности для развития своих способностей и карьеры). У большинства нынешних выпускников школ формируются установки не на творческую самореализацию, а на пассивное потребление образования, культуры и труда.

Сегодня школа осуществляет в основном психологическую подготовку к получению высшего образования, хотя общеизвестна насущная потребность экономики государства в рабочих профессиях. Однако производственным трудом после окончания школы выпускники не хотят или не могут заниматься. Кроме того, школа ориентирует учащихся на  престижные и высокооплачиваемые должности. Для повышения престижа рабочих профессий министр образования Ольга Васильева предложила проводить региональные и национальные чемпионаты профессионального мастерства для молодых людей, которые являются уникальным механизмом модернизации и развития профессионального образования. Следовательно, профессиональная ориентация учащихся – одна из важнейших педагогических и психологических проблем, решение которой зависит не только от социально-экономических условий государства, но и от выполнения задачи воспитания и образования молодежи.

Для успешной социальной адаптации в чрезвычайно динамичном и мобильном обществе у учащихся старших классов должны быть сформированы устойчивые профессиональные намерения, которые, в свою очередь, способствуют формированию профессиональной направленности личности. Традиционные методы профориентационной работы не находят своего применения в современной школе, ибо отсутствуют прежние производственные базы госпредприятий, системы трудового обучения и производительного труда в школе. В связи с этим, без сомнения, представляет интерес опыт педагогов прошлых лет, которые вели успешную профориентационную работу в условиях средней общеобразовательной школы, нацеленную на формирование интереса у подростков к рабочим профессиям. Один из таких преподавателей – заслуженный учитель РФ, работавший в 50-60 гг. прошлого века в средней школе №3 города Котельнича Кировской области, И.П. Богомолов. Его опыт работы по формированию профессионального самоопределения учащихся, воспитания уважения к людям труда, интереса к рабочим специальностям заслуживает нашего пристального внимания, поскольку может быть использован в работе молодых педагогов и вполне отвечает требованиям современности.

Целью нашей работы мы выбрали обоснование эффективности использования основных принципов педагогической деятельности по формированию профессионального самоопределения учащихся заслуженного учителя РФ И.П. Богомолова в деятельности молодых специалистов-педагогов современной общеобразовательной школы.

Мы предположили, что применение основных принципов педагогической деятельности заслуженного учителя РФ И.П. Богомолова по формированию профессионального самоопределения учащихся позволит повысить эффективность работы молодых педагогов в этом направлении в условиях современной школы.

Практическая значимость результатов исследования заключается в разработке  методических рекомендаций молодым педагогам по формированию профессионального самоопределения учащихся.

Игорь Павлович Богомолов (1923-2001) родился в Котельниче в семье известного в городе энтузиаста-озеленителя, который всю жизнь занимался посадкой деревьев и кустарников на территории Котельнича, был основателем знаменитого фруктового сада на улице Советской в районе школы №3. Окончил среднюю школу №1. С детства увлекался техническим моделированием, был влюблён в авиационную технику.

В 1942-1943 гг. учился в Яновской школе авиамехаников и работал в ней инструктором. Затем Волховский фронт – помощник механика в штурмовой авиации. Служил при аэродроме, готовил военные самолёты к вылету на задания. В результате ранения лишился ноги и после длительного лечения в госпитале был демобилизован по инвалидности в 1948 г.

Возвратившись в свой родной город, своё увлечение техникой Игорь Павлович решил передать детям. Заочно закончил КГПИ, преподавал в школе №3 физику и историю, организовал детский технический кружок. В 1959 г. перевёлся в среднюю школу №1, где и проработал учителем истории до выхода на пенсию.

И. П. Богомолову были присвоены звания «Отличник народного просвещения» (1965 г.), «Заслуженный учитель РСФСР» (1970 г.), «Старший учитель» среди учителей труда г. Котельнича (1976 г.), «Почётный гражданин г. Котельнича» (1993 г.).

Опираясь на архивные материалы: воспоминания,  обобщение педагогического опыта И.П. Богомолова, газетные публикации, мы выводим следующие принципы педагогической деятельности заслуженного учителя  РФ И.П. Богомолова по формированию профессионального самоопределения учащихся.

1.  На уроках трудового обучения школьники должны узнать об основных отраслях промышленности, чтобы после окончания школы осознанно выбирать  будущую специальность.

2.  Программа трудового обучения должна знакомить учащихся как можно с большим количеством отраслей  промышленности, чтобы подростки могли выбрать то дело, которым они будут заниматься с интересом.

3.  Фронтальные работы на уроках труда стоит заменить индивидуальной работой каждого ученика, изготовляя модели и макеты не по готовым, а по собственным чертежам, что помогает понять специфику будущей профессии и оценить собственные способности и возможности.

4.  Планировать, проектировать следует не одиночные модели и макеты, а комплексы по единой теме, чтобы учащиеся получили наиболее полное представление о значении будущей специальности как составляющей крупного производства.

5.  Каждый ученик получает персональное задание для изготовления детали для своего изделия. Самостоятельная работа – возможность почувствовать уверенность, что является одним из условий профессионального самоопределения.

6.  Следует корректировать программу, чтобы учащиеся получили как можно более полное представление о той или иной технической отрасли, для того чтобы сознавать специфику будущей профессии.

7.  Перед изготовлением модели ученик изучает устройство. Во время изготовления он знакомится с материалами, инструментами, приемами работы, получает знания и умения работать на станках, таким образом, уже в школе знакомясь с особенностями будущей профессии.

8.  Если модель будет показываться на выставке, она может вызвать интерес и у других школьников к техническому моделированию (сегодня это особенно важно), помочь определиться и другим подросткам с выбором специальности.

9.  Действующие модели дают возможность ученику испытать чувство радости и гордости за результаты своего труда, а значит, обострить интерес к той или иной технической профессии.

10. Модели могут оказать большую помощь учителям истории, физики, химии, географии в качестве наглядных пособий. Красиво выполненная модель может стать предметом украшения квартиры. Модели могут стать экспонатами музея, где их увидят и взрослые, и дети. Всё это способствует развитию интереса к техническому творчеству, становится толчком к дальнейшей деятельности и к выбору профессии.

В ходе исследования были выполнены все поставленные задачи, что помогло прийти к конечному достижению цели исследования. Гипотеза также подтвердилась: опыт заслуженного учителя Игоря Павловича Богомолова является бесценным, так как он помогает молодым педагогам направить своих учеников по пути нужного профессионального русла.