Полный текст статьи
Печать

В течение многих лет проблема развития свойств восприятия является предметом научного исследования многих психологов и педагогов. Восприятие – это отражение человеком предмета или явления в целом при непосредственном воздействии его на органы чувств. Человеческое восприятие отличается не только целостностью, оно создает, по большому счету, образ мира, а не только наличной ситуации. В образе мира всегда присутствуют компоненты, которые в данный момент не отвечают никаким потребностям организма или личности. Психический образ создается «с запасом». Помимо ощущений в восприятии задействованы предыдущий опыт, процессы осмысления того, что воспринимается. Таким образом, создается целостная перцептивная система человека. Проблемы восприятия всегда интересовали многих зарубежных и отечественных исследователей и ученых, среди которых были С.Л.Рубинштейн, Л.А.Венгер, А.В.Запорожец, В.П.Зинченко, Т.В.Лаврентьева, Е.Н.Соколов, К.В.Тарасова, В.В. Юртайкин и другие.

Темой нашего исследования являются особенности свойств восприятия у детей с нарушениями речи. На огромное значение речи для развития мышления и формирования личности неоднократно указывал Л.С. Выготский, который писал: «Развитие устной речи, вероятно, самое удобное явление для того, чтобы проследить механизм формирования поведения и сопоставить подход к этим явлениям, типичный для учения об условных рефлексах, с психологическим подходом к ним. Развитие речи представляет, прежде всего, историю того, как формируется одна из важнейших функций культурного поведения ребенка, лежащая в основе накопления его культурного опыта».

При этом большое внимание уделяется проблемам свойств восприятия в норме и при патологии, её видам. Также изучается данный психический процесс у людей, имеющих нарушения речи. С каждым годом увеличивается количество детей, имеющих нарушения речи. По данным Всемирной организации здравоохранения, в экономически развитых странах, встречается около 20% людей, имеющих нарушения речевой функции. Особенности свойств восприятия у детей с нарушением речи изучали Л.А.Венгер, Р.А.Гранит, А.В.Запорожец, В.П.Зинченко, Т.С.Комарова и другие.     Эта проблема является очень актуальной и в наши дни.

Цель исследования - выявить особенности развития свойств восприятия у детей  с нарушением речи.

Объект исследования – процесс развития свойств восприятия у детей с нарушением речи.

Субъект исследования – дети с нарушением речи.

Предмет исследования – средства и методы изучения и выявления свойств восприятия у детей с нарушением речи.

Задачи исследования:

  1. Изучить научную психолого-педагогическую литературу по проблеме развития свойств восприятия у детей с нарушением речи.
  2. Изучить особенности развития свойств восприятия у детей с нарушением речи.
  3. Подобрать методики диагностики особенностей свойств восприятия у детей с нарушением речи.
  4. Определить существующие коррекционные методики для развития свойств восприятия у детей с нарушением речи.
  5. Разработать рекомендации для педагогов и родителей по формированию развития свойств восприятия у детей с нарушением речи.

Данная работа посвящена изучению свойств восприятия у детей с нарушением речи. В результате долгой и кропотливой работы, теоретического и практического анализа исследования, было выявлено, что восприятие – это отражение в сознании человека непосредственно воздействующих на его органы чувств предметов и явлений в целом, а не отдельных их свойств, как это происходит при ощущении. Восприятие – не сумма ощущений, получаемых от того или иного предмета, а качественно новая ступень чувственного познания с присущими ей способностями. Были установлены цель, объект и предмет исследования, задачи, также описаны основные характеристики и особенности свойств восприятия у детей с нарушением речи.

Для диагностики свойств восприятия у детей с нарушением речи, 1 декабря 2014 года была проведена экспериментальная работа по следующим методикам: «Узнавание перечеркнутых изображений» Семаго Н.Я, Семаго М.М., «Узнавание наложенных изображений (фигуры Поппельрейтора)» Семаго Н.Я, Семаго М.М., «Узнавание недорисованных изображений» Семаго Н.Я, Семаго М.М. и «Целостное восприятие знакомых предметов» Головиной Т.Н.. Было выбрано пятеро воспитанников подготовительной группы МБДОУ № 21 с.Коноково Успенского района.

В эксперименте участвовали: Максим Р. (13.02.2008), заключение ПМПК – ОНР, Самвел К.(23.05.2008), заключение ПМПК - ОНР, Армен А. (4.11.2008), заключение ПМПК – ОНР, Вероника Г. (17.09.2008) и Кирилл С. (9.08.2008) с нормальной речью. Для диагностики были использованы методики, предложенные Семаго Н.Я, Семаго М.М. и Головиной Т.Н.

Исследуя свойства восприятия у детей с нарушением речи, был выявлен уровень и норма психического развития, изучили развитие свойств восприятия детей с нарушением речи. Сначала были рассмотрены причины речевых нарушений, их классификации, виды, развитие восприятия в норме и при патологии. Также были изучены различные типы и виды восприятия, но большее внимание уделялось шести основным свойствам данного психического процесса: предметности, целостности, обобщенности, константности, осмысленности и избирательности. Из огромного количества методик, были выбраны: три методики Семаго Н.Я. и Семаго М.М. «Узнавание недорисованных изображений», «Узнавание наложенных изображений (фигуры Поппельрейтора)», «Узнавание перечеркнутых изображений» и методика Головиной Т.Н. «Целостное восприятие знакомых предметов», целью которых является выявление особенностей свойств восприятия у детей с нарушением речи и их возможная коррекция.

Анализ опытно-экспериментальной работы показал, что проблема особенностей развития свойств восприятия в дошкольном возрасте значительна. Полученные результаты показали, что в дошкольном возрасте складываются элементы целостности и предметности на основе развития речи и других познавательных процессов. Зачастую такое свойство восприятия, как обобщенность, у многих детей младшего школьного возраста в норме еще несовершенно. В то же время, именно обобщенность предопределяет становление других психических познавательных процессов — памяти, представления, речи, мышления. Обобщенность связывает индивидуальный и общественный опыт человека, обеспечивая семантическую константность. К сожалению, операции обобщения и классификации у детей этого возраста находятся еще только в стадии формирования, что может отражаться не только на академической успеваемости ребенка, но и на его способности к усвоению норм и требований взрослых. Даже будучи воспринятыми, они по своему смыслу могут оставаться недоступными.

Восприятие своей дефектной речи у разных людей может быть полным или неполным, глубоким или поверхностным, точным или ошибочным. Это лишь будет определять разное отношение детей с нарушением речи к своему дефекту и необходимость дифференцированного (индивидуального) подхода к их психологическому изучению и коррекционной работе.

Итак, можно говорить о том, что нарушения речи оказывают влияние на формирование высших психических функций человека, включая и восприятие, а свойства восприятия развивают целостное представление ребенка об окружающем его мире.