Полный текст статьи
Печать

Одним из основных направлений модернизации дошкольного образования является «развитие самостоятельности, любознательности и инициативности дошкольников в различных видах деятельности» [1]. Следовательно, в этих условиях особое значение приобретает создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и окружающим миром.

Стремление к самостоятельному поиску решения познавательных задач, проявление инициативности в выборе содержания и вида деятельности, любознательность в познании окружающего мира характеризуют познавательную активность дошкольника. Познавательная активность детей старшего дошкольного возраста развивается из потребности в получении новых впечатлений. Данная потребность присуща каждому человеку с момента рождения. На основе этой потребности у детей формируется стремление узнать и открыть для себя как можно больше нового. Было установлено, что на протяжении дошкольного возраста показатели познавательной активности в целом увеличиваются. Одновременно изменяется ее качественный уровень, характеризуемый направленностью: так, например, у младших дошкольников преобладает интерес к обычным игрушкам, а интерес к игрушке с секретом и к книге очень низок; у старших дошкольников (5-6 лет) интерес к игрушкам резко падает, а по отношению к экспериментальным игрушкам с секретами – возрастает.

Многие педагоги и психологи считают, что познавательная активность является одним из важных качеств, которое характеризует психическое развитие дошкольника. Одним из перспективных методов, способствующих развитию познавательной активности детей, является детское экспериментирование.

Под экспериментированием понимается способ практического освоения действительности, направленный на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях. В процессе экспериментирования перед детьми старшего дошкольного возраста открывается новый, многообразный мир предметов, формируются представления о целостной картине мира. В ходе проведения опытов дети учатся самостоятельно определять материалы, их свойства и качества.

Метод экспериментирования обеспечивает наиболее высокую степень познавательной активности и самостоятельности дошкольников. Детское экспериментирование вызывает у детей интерес к исследованию природы, способствует развитию мыслительных операций (анализ, синтез, классификацию, обобщение), познавательной активности, подводит к необходимости приобретать знания самостоятельно.

Анализ теоретических источников и собственного опыта работы с детьми позволил выделить особенности развития познавательной активности старших дошкольников в экспериментировании.

Первая особенность заключается в том, что экспериментирование – это практический способ познания окружающего мира, в результате которого дети получают реальные представления об изучаемом объекте с разных сторон, раскрывают его взаимосвязи с другими объектами. Дошкольники во время проведения эксперимента находятся в активном действии (слышат, видят, делают), что позволяет им лучше осмыслить, понять, ощутить, усвоить и закрепить изучаемый материал [2].

Второй особенностью развития познавательной активности старших дошкольников является поэтапность этого процесса. На протяжении дошкольного возраста познавательная активность проходит сложный путь развития от простых ориентировок, вызванных новизной предмета, к стремлению разрешить противоречия между полученными знаниями и возникшими в процессе деятельности навыками. ФГОС ДО трактует этот путь «как процесс постепенного перехода от одной стадии развития познавательной деятельности к другой» [1]. К этим этапам относят [3]:

1. Любопытство, проявление которого на этом этапе определяется избирательным отношением к любому предмету, обусловленное внешними признаками, часто внезапно открывающимися ребенку сторонами и обстоятельствами.
2. Любознательность характеризуется на этом этапе активным видением мира, проявляющимся в стремлении ребенка проникнуть за пределы увиденного и познанного. Именно в дошкольном возрасте любознательность становится устойчивой чертой характера и имеет значительную ценность в развитии личности в целом. Эта стадия отличается проявлением сильных эмоций: удивления, радости познания, восторга, удовлетворенности от деятельности. Примерами проявления любознательности являются детские вопросы: «Почему трава зеленая?», «Почему деревья не падают?», «Почему солнце светит?». Для развития детской любознательности особое значение приобретает умение взрослого отвечать на подобные вопросы.
3. Познавательный интерес, возникшем на этом этапе характеризуется повышенной устойчивостью, ясной избирательной направленностью на познаваемый предмет, ценной мотивацией, в которой главное место занимают познавательные мотивы. Проявлением такого интереса считают стремление ребенка самостоятельно отвечать на поставленные вопросы, интересоваться причинно-следственными связями.
4. Познавательная активность проявляется на этом этапе на самом высоком уровне познавательного развития. В соответствии с теорией Д. Б. Эльконина развитие познавательной активности осуществляется путем накопления положительного учебно-познавательного опыта. Ее источником является познавательная потребность. Познавательная активность выступает как природное проявление интереса ребенка к окружающему миру (внимание и повышенная заинтересованность; эмоциональное отношение) [4].


Третья особенность – поскольку познавательная активность старших дошкольников не является врожденной, для ее формирования и развития необходимо создание специальных психолого-педагогических условий в процессе экспериментирования:

1. Процесс обучения должен быть построен таким образом, чтобы ребенок мог вовлекаться в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний. В ходе экспериментирования старшие дошкольники могут самостоятельно: выделить проблему, поставить цель, решить выявленные проблемы, проанализировать предмет или явление, выделить их существенные признаки и связи, сопоставить различные факты, выдвинуть предположения, отобрать необходимые средства и материалы для самостоятельной деятельности, провести эксперимент, сделать выводы, графически отобразить этапы действий и результаты эксперимента [3].

В ходе экспериментальных действий дошкольники изменяют предметы с целью выявления скрытых связей с явлениями природы. В ходе наблюдения за опытами, проводимыми педагогом, дошкольники познают физические законы и явления в наглядно-образной форме, далее – в понятийной, в в конечном итоге дети самостоятельно проводят опыты и эксперименты. Опыты и эксперименты раскрывают детям начальные знания об окружающем мире, его законах и явлениях, побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества. Так детское экспериментирование открывает дополнительные возможности для воспитания разносторонней творческой личности, развивает креативность и нестандартное мышление, сенсомоторные координации. В ходе элементарных экспериментов и опытов дети непосредственно взаимодействуют с предметами и материалами, проявляя свою любознательность и желание узнать как можно больше. Педагог должен не просто научить старших дошкольников правильному способу действий, показать правильное решение, он должен заинтересовать их, побудить к самостоятельному экспериментированию. В связи с этим главной задачей педагога является создание условий для самостоятельного поиска детьми информации и поддерживание познавательной активности в процессе обучения.

2. Занятие должно включать разнообразные методы обучения: наблюдение, игру, беседу, рассказ, чтение художественных произведений, поскольку однообразие информации и способов действий снижает познавательную активность.
3. Содержание занятий должно соответствовать возрастным возможностям детей. Оно должно носить посильный характер, поскольку слишком простой или сложный материал не вызывает интереса, не создает ощущение радости при решении проблемы. Ребенок активен и проявляет любознательность, стремится выполнить задание только в том случае, когда понимает и принимает преподносимую ему информацию. Познавательные задачи должны предъявляться детям в определенной последовательности. Вначале детям предлагаются простые задачи, в которых следствие вытекает из причины. После того, как будут установлены общие закономерности явлений, необходимо показать детям частные случаи ее проявления. После этого можно подводить детей к пониманию более сложных связей и отношений.
4. Создание соответствующей предметно-развивающей среды для детского экспериментирования, которая будет включать в себя разнообразные материалы и оборудование. Эта зона должна быть организована таким образом, чтобы дети могли воспроизводить эксперименты самостоятельно. Вносимые в пространство группы материалы и оборудование должны быть безопасны для детей, иметь максимально простые конструкции приборов.
5. Субъект-субъектное взаимодействие педагога и детей в процессе экспериментирования. Отечественный психолог Н. Н. Поддъяков выделяет две формы детской активности [5]:

1)  Собственная активность – эта форма активности, которая в процессе деятельности полностью исходит от самого ребенка. Ребенок выступает полноценным субъектом деятельности, является инициатором исследования различных объектов и сам выступает в роли экспериментатора, пытающегося понять сложные зависимости в окружающем мире. Он самостоятельно выстраивает свою деятельность: ставит цель, определяет пути, методы и способы ее достижения. В результате чего ребенок сам удовлетворяет свои интересы и потребности.

2)  Активность ребенка, стимулируемая взрослым, характеризуется тем, что деятельность дошкольников организуется педагогом. Педагог показывает и рассказывает, что и как нужно делать, обучает детей определенному алгоритму действий. В результате такой активности дошкольники получают результаты, которые были определены педагогом. В этом случае знания и действия формируются в соответствии с заранее спланированными параметрами.

Следует отметить, что эти два типа активности никогда не проявляются в чистом виде, а носят фазовый характер. Так собственная активность дошкольника сменяется совместной активностью со взрослым: получив от взрослого необходимые знания, умения и навыки, ребенок принимает их и затем вновь выступает как субъект собственной активности и т.д. Поэтому можно предположить, что познавательная активность «инициируется ребенком и продиктована его внутренним состоянием» [6].

6. Для развития познавательной активности дошкольников необходимо использовать только элементарные опыты и эксперименты, понятные детям. Один и тот же эксперимент следует проводить дважды, чтобы у всех детей была возможность убедиться в правильности собственных выводов.

В результате анализа психолого-педагогической литературы и собственного опыта работы с детьми нами были выделены особенности развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования:

- активные действия дошкольников в получении реальных представлений об изучаемом объекте с разных сторон;

- поэтапность развития познавательной активности;

- соблюдение психолого-педагогический условий, способствующих  развитию познавательной активности старших дошкольников.

Учет данных особенностей позволит педагогу грамотно организовать экспериментальную деятельность, которая будет способствовать развитию познавательной активности дошкольника.