Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования от 22 декабря 2009 г. № 15785 возросли требования к личности обучаемых, которые связаны с особенностями развития личности младшего школьника и, в связи с чем, изменены цель и содержание современного образования. Эти требования обусловлены тем, что трансформируются представления о смысле готовности личности к выполнению практико-ориентированных и социально значимых действий. Рассматриваемый стандарт обеспечивает условия для подготовки личности, способной к жизни в изменяющихся социально-экономических условиях [6].
Ключевым в образовательном процессе выступает системно-деятельностный подход. Для более точного достижения предметных, метапредметных, личностных результатов обучения, а также успешному внедрению системно-деятельностного подхода в образовательную практику способствует информационно- образовательная среда, обеспечивающая информационно-методические условия реализации образовательной программы.
В стандарте отмечено, что информационно-образовательная среда образовательной организации должна включать в себя комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе цифровых, совокупность современных педагогических технологий, систему технологических средств коммуникационных и информационных технологий, которые обеспечивают обучение в современной информационной образовательной среде.
Функционирование информационной образовательной среды во время обучения детей младшего школьного возраста на уроках, внеклассных и внеурочных формах работы обеспечивается средствами информационно-коммуникативных технологий и квалификацией сотрудников. При планировании образовательного процесса в современной информационной образовательной среде необходимо помнить, что она должна отвечать важным дидактическим принципам, оптимизированным с позиций системно-деятельностного подхода.
В.А. Ситаров отмечает, что принципы обучения возникли еще на том этапе педагогической науки, когда она стала заниматься систематизированием огромного опыта педагогической практики, обобщением эмпирических факторов успешного обучения. Таким образом, в формулировках дидактических принципов отразился огромный опыт педагогической науки и практики [5, с. 200].
В дидактике существует большое количество классификаций принципов обучения. Наиболее распространенная классификация сформулирована Я.А. Коменским, который попытался создать систему дидактических принципов, основываясь на идее природосообразности [3]. Другая классификация принципов обучения создана М.А. Даниловым и М.Н. Скаткиным, в которую входят: принцип коммунистического воспитания в процессе обучения, научности и доступности, сознательности и активности, наглядности, единства абстрактного и конкретного, всестороннего развития, прочности усвоения знаний, коллективного характера, учета индивидуальных особенностей обучающихся [1]. Л.В. Занков выделил четыре принципа, необходимых для реализации в общеобразовательных организациях: обучение на высоком уровне трудности, быстрое продвижение в изучении программного материала, ведущая роль теоретических знаний в начальном обучении, осознание школьниками процесса учения [2]. В. Оконь предложил следующие принципы: системности, наглядности, самостоятельности, связи теории с практикой, эффективности, доступности, сочетания индивидуального подхода и коллективизма [4]. Проведя анализ классификаций принципов обучения, выделим основные, используемые в процессе организации современного образовательного процесса общеобразовательной организации.
В настоящее время в информационно- образовательной среде дидактические принципы построения урока рассматриваются как важный инструмент анализа планируемых предметных результатов обучения. Конкретизируем содержание принципов научности, системности, наглядности, активности, сотрудничества, сознательности и индивидуализации, особенности их применения в практике работы начальной школы.
Одним из основных дидактических принципов выступает принцип научности, представляющий собой оптимальный отбор научно обоснованного содержания учебного материала; способов его усвоения. Согласно этому принципу, обучающиеся начального общего образования должны овладеть исследовательскими умениями, получить навыки научного поиска, освоить современные методы познания. В соответствии с этим вытекает требование обеспечить образовательный процесс таким содержанием, которое наиболее эффективно может быть использовано только при применении средств информационно-коммуникативных технологий. Научное содержание должно выступать средством достижения планируемых результатов, а не целью учебного процесса.
Согласно этому принципу во время проектирования урока вытекает требование проблемно-деятельностной постановки задач процесса обучения, развития, воспитания детей в информационной образовательной среде. Ребенок при решении проблемных ситуаций становится не просто субъектом образовательного процесса, а исследователем, участником и организатором общения, проектантом. Такая модель обучения способствует развитию логического и аналитического мышления, а также достижению метапредметных и личностных результатов обучения.
Особое значение в организации процесса обучения имеет принцип системности, который включает в себя идеи общенаучного метода системности, логику системного раскрытия объектов и/или явлений изучаемой действительности. Этот принцип предполагает, что в визуализированных объектах, явлениях необходимо выделять структурные элементы, определять существенные связи, особенности взаимодействия, которые помогут представить объект в монолитном образе.
Визуализация объектов и явлений окружающей действительности помогает создать у младших школьников чувственное представление об изучаемом объекте в современной его трактовке. В данном случае во время проектирования урока учитывается принцип наглядности, как один из ведущих в начальной школе. Принцип наглядности разрешает рассматривать модель изучаемого объекта или явления в форме, позволяющей наиболее четко раскрыть существующие связи и отношения, более точного восприятия можно достичь при использовании средств информационно-коммуникативных технологий. В современной информационной образовательной среде обучающиеся получают возможность не только видеть объект (изображение), но и конструировать, видоизменять его. Более того любое явление, даже то, которое невозможно заметить человеческим глазом, например, весь процесс роста растения, обучающиеся могут увидеть в процессе просмотра видеороликов, учебных фильмов (например, «Развитие растения из семени»).
Принцип активности позволяет выбрать наиболее рациональные виды деятельности обучающихся. Усваиваемая информация должна быть адекватна содержанию действий младшего школьника, причем активность в данном плане выступает как требование воспроизвести не только предметные знания, но и собственно метапредметные учебные действия, в ходе которых и происходит освоение предметных умений. При формировании типовых умений организацию деятельности необходимо проводить по готовому алгоритму, заданному средствами информационно-коммуникативных технологий. Если стоит задача – формирование творческих действий, умений решать эвристические, проблемные ситуации, то готовый алгоритм действий ребенку не предлагается. Младший школьник должен самостоятельно построить свой «новый» алгоритм действий.
Принцип сотрудничества отражает совместную деятельность учителя начальных классов и обучающихся, в то время, когда каждый из участников решает свои задачи и выполняет определенные функции. При использовании принципа сотрудничества педагог, прежде всего, создает условия для развития младшего школьника в рамках информационно-образовательной среды, которые ориентированы на достижение планируемых результатов обучения.
Принцип индивидуализации базируется на идеях личностно-ориентированного подхода к обучению. Обучающийся, согласно современным стандартам, выступает субъектом деятельности, равноправным участником образовательного процесса. Содержание этого принципа рассматривается как система индивидуализированных способов работы учителя с обучающимся, опирающихся на личность ребенка и особенности его развития.
В начальной школе при проектировании урока учитель должен не просто обеспечивать деятельность с конкретным содержанием образования, подбирать методы, приемы, средства обучения, а создавать единый дидактический комплекс, направленный на достижение предметных, метапредметных и личностных результатов обучения и создание единого, целостного информационно-образовательного пространства.
Построение урока в информационно-образовательной среде строится как интегрированная система, состоящая из блоков, соответствующих разным видам деятельности младшего школьника: учебная, научно-исследовательская, творческая, самостоятельная и т.д. При применении средств информационно-коммуникативных технологий важнейшим качеством урока является его целостность, взаимосвязь. Среди взаимосвязанных блоков современного урока можно выделить: ценностно-целевой, программно-методический, информационный, коммуникационный, технологический. Ценностно-целевой компонент рассматривается как единая совокупность целей и задач урока, что характерно этапу урока «Формулирование темы, цели и задач урока». Обратим внимание, что учитель только подводит детей к определению темы, цели и задач урока, обучающиеся их формулируют самостоятельно. Программно-методический блок раскрывает необходимые для построения процесса обучения технологии, методики, формы, программы обучения. Информационный блок содержит информацию, необходимую для усвоения и являющейся основой учебной деятельности. Коммуникативный блок – формы взаимодействия между участниками учебного процесса. Технологический блок позволяет раскрыть все богатство средств обучения, которые возможно применять в информационно-образовательной среде.
Таким образом, дидактические принципы должны преломляться в соответствии с современной образовательной практикой в информационной образовательной среде и пронизывать все блоки современного урока: ценностно-целевой, программно-методический, информационный, коммуникационный, технологический.