Полный текст статьи
Печать

Основоположником методики обучения детей игре на детских музыкальных инструментах является Н.А. Метлов, который выдвигал свои идеи в данном направлении в 20-е гг. ХХ в. В это время в нашей стране начали разрабатываться системы ритмического воспитания, специфичные для детских садов, музыкальных школ, театральных училищ и институтов, консерваторий, а также лечебных заведений и т.д. Применительно к дошкольному возрасту в данной области проведены специальные исследования Н.А. Ветлугиной, А.В. Кенеман и их учениками М.Л. Палавандишвили, А.Н. Зиминой, О.П. Радыновой и др.

Разработанные системы ритмического воспитания направлены на формирование у детей восприятия музыкальных образов в их развитии и способности выражать их в соответствии с музыкой. Одним из основных средств реализации данных систем являлись музыкально-ритмические движения: упражнения, игры, хороводы, танцы.

По мнению Б.М. Теплова, эмоциональное воздействие ритма на слушателя очень сильно, и эмоциональный отклик на ритм является как бы простейшим, первичным проявлением музыкальности. Переживание ритма - это активный процесс, тесно связанный с восприятием музыки [1].

Чувство музыкального ритма имеет моторную и эмоциональную природу. Содержание музыки эмоционально. Ритм является одним из выразительных средств музыки, передающим содержание. Поэтому чувство ритма, наряду с ладовым чувством, составляет основу эмоциональной отзывчивости на музыку.

Исследованиях К.В. Тарасовой показали, что усвоение детьми ритмической системы должно осуществляться в определенной последовательности: воспитание темпа, развитие метрических отношений, усвоение ритмического рисунка [2].

В ФГОС ДО среди видов деятельности для детей от 3 до 8 лет выделяется музыкальная деятельность, в которую входит игра на детских музыкальных инструментах [3].

Элементарное музицирование с детьми дошкольного возраста составляет формирование метро ритмического чувства (чувство темпа, метра, ритма). Особое внимание педагога на начальном этапе обучения должно быть направлено на развитие способности ребёнка ощущать равномерную метрическую пульсацию музыки. Основная задача музыкального руководителя — создать эмоциональный настрой у детей во время занятий. В его компетенцию входит: грамотный подбор репертуара и выразительное исполнение музыки; умение чувствовать общее эмоциональное содержание музыки и передавать его в движении; стремление к активному творческому поиску в передаче музыкальных образов [4].

Следовательно, элементарное музицирование обладает большой возможностью в развитии у детей чувства ритма. Оно является одним из основных и любимых детьми видов музыкальной деятельности, в которой они активно действуют, воспроизводя на различных детских музыкальных инструментах определенный музыкальный ритм.

Но в психолого-педагогической и методической литературе недостаточно раскрыта проблема развития чувства ритма у старших дошкольников через игру на детских музыкальных инструментах. Практика работы дошкольных образовательных организаций показывает, что не всегда уделяется должное внимание игре на детских музыкальных инструментах как эффективному средству развития музыкальных способностей.

Это подчеркивает актуальность выбранной нами темы.

Проблема исследования: каковы педагогические условия, обеспечивающие развитие чувства ритма у детей 5-6 лет в процессе игры на детских музыкальных инструментах?

Цель исследования состоит в выявлении педагогических условий развития чувства ритма у детей 5-6 лет в процессе игры на детских музыкальных инструментах.

Объектом исследования выступает процесс развития чувства ритма у детей 5-6 лет.

Предмет исследования являются педагогические условия развития чувства ритма у детей 5-6 лет в процессе игры на детских музыкальных инструментах.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что развитие чувства ритма у детей 5-6 лет в процессе игры на детских музыкальных инструментах будет происходить более успешно при следующих педагогических условиях:

-     использование музыкальных произведений с четким ритмическим рисунком, с малоконтрастными частями, со сменой ритма (народная песня, танец, марш);

-     поэтапное развитие чувства ритма: воспитание темпа, развитие метрических отношений, усвоение ритмического рисунка.

-     наличие музыкальных инструментов со звуком неопределенной высоты деревянных ложек, трещоток, треугольников, колотушек, бубенцов, коробочек, музыкальных молоточков, колокольчиков и т.д.

В соответствии с целью, предметом и гипотезой исследования нами были поставлены следующие задачи:

1. Теоретически обосновать проблему развития чувства ритма у детей 5-6 лет в процессе игры на детских музыкальных инструментах.

2. Выявить уровень развития чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста.

3. Разработать и апробировать мероприятия, способствующие развитию чувства ритма в процессе игры на детских музыкальных инструментах.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы: теоретический анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования; эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный); тестирование; беседа;

наблюдение; методы математической обработки данных.

Исследование проводилось на базе МКОУ Максимовской ООШ п. Чернушка Кильмезского района Кировской области. В эксперименте участвовало 24 ребенка старшей возрастной группы, из них по 12 человек в экспериментальной и контрольной группах.

Эксперимент проводился с января по март 2017 года.

С целью выявления уровня развития чувства ритма на констатирующем этапе эксперимента мы использовали диагностическую методику, основанную на критериях О.П. Радыновой [5]. Детям были предложены следующие задания:

1) прохлопать ритм русской народной песни «Во поле береза стояла»;

2) изобразить бабочку (лёгкую, изящную и нежную), веселый танец, важный уверенный марш под соответствующие по жанру пьесы, известные детям;

3) промаршировать под пьесу П.И. Чайковского «Марш деревянных солдатиков».

Констатирующий эксперимент показал, что в экспериментальной группе дети с высоким и критическим уровнем развития чувства ритма отсутствуют; 66,7% – дети со средним уровнем; 33,3% – дети с низким уровнем (Рис.1).

Рисунок 1 - Уровень развития чувства ритма у детей 5-6 лет в экспериментальной группе 

В контрольной группе при обследовании были получены следующие результаты: 33,3% – дети с высоким уровнем, 50%– дети со средним уровнем, 16,7% – дети с низким уровнем; дети с критическим уровнем развития чувства ритма отсутствуют (Рис 2).

Рисунок 2 – Уровень развития чувства ритма у детей 5-6 лет в контрольной группе 

В ходе беседы с музыкальным руководителем мы выяснили, что в старшей группе работа в равной степени ведется по развитию всех музыкальных способностей. Однако отдельного внимания целенаправленному развитию чувства ритма не уделяется. Доминантная непосредственная образовательная деятельность по развитию чувства ритма используется музыкальным руководителем очень редко и только с целью ликвидации отставания у подгруппы детей. Детские музыкальные инструменты используются в основном во время обучения игре на них, а также во время пения. Детский оркестр организуется редко, в основном при подготовке к праздникам.

Таким образом, в группе детей 5-6 лет преобладает средний уровень развития чувства ритма, а организации работы по развитию данной музыкальной способности уделяется недостаточно внимания. Поэтому следующим этапом нашего исследования стала разработка и проведение с детьми 5-6 лет мероприятий, способствующих развитию чувства ритма в процессе игры на детских музыкальных инструментах.

Формирующий этап эксперимента состоял из трех направлений:

1)     Проведение музыкально-дидактических игр и упражнений в ходе непосредственной образовательной деятельности детей по музыкальному воспитанию.

2)     Проведение музыкально-дидактических игр в режимных моментах.

3)     Организация индивидуальной работы с детьми.

В процессе формирующего этапа эксперимента было проведено:

вводная беседа о детских музыкальных инструментах с использованием мультимедийной игры «Ритмическая ромашка» (авторская);

-                         7 ритмических упражнений, направленных на развитие чувства ритма, формирование музыкально-ритмических движений под музыку различного характера, а также на соответствие движений ритму музыки (с использованием смены ритма);

-                         10 музыкально - дидактических игр, направленных на развитие чувства ритма, слухового внимания, соотношение ритма с изображаемой схемой, развитие тембрового восприятия, выработки темпа и ритма речи с использованием детских музыкальных инструментов;

-                         итоговый концерт для малышей «К нам гости пришли». Выступление оркестра шумовых и ударных инструментов (деревянных ложек, трещоток, треугольников, колотушек, бубенцов, коробочек, музыкальных молоточков, колокольчиков).

В эксперименте использовались музыкальные произведения, такие как народная песня, танец, марш с четким ритмическим рисунком, с малоконтрастными частями, со сменой ритма.

Сначала детям предлагалось воспроизвести ритм звучащей мелодии хлопками, затем без мелодии. Затем дети выполняли движения (прыжки, повороты, движения рук под ритм музыки. Характерные особенности музыкальной речи, такие как акценты, паузы, плавное или отрывистое движение и т.д. передавались детьми соответствующими по эмоциональной окраске движениями, хлопками, притопами, плавными или отрывистыми движениями рук, ног и т.д. 

Например, упражнение «Игры с палочками» проводилось каждое занятие. После того, как большинство детей стали без особых затруднений выполнять данное упражнение, мы включали в него усложнение. Отметим, что у некоторых детей возникали затруднения, для устранения которых проводилась индивидуальная работа.

Ритмические игры «Гусеница» и «Паровоз» являются однотипными, поэтому для поддержания интереса детей мы предложили их чередовать. Учитывая то, что в старшем дошкольном возрасте акцент ставится на развитие творчества и самостоятельности детей в музицировании, мы включили музыкально-дидактическую игру «Дирижер».

В ходе непосредственной образовательной деятельности создавались такие условия, чтобы у детей вырабатывалась установка на успех, на принятие помощи взрослого. Большое значение имело непосредственное участие воспитателя в играх и упражнениях, позволяющее осуществлять не только руководство деятельностью детей, поддерживать их активность и самостоятельность, но и установить доверительные отношения с каждым ребенком. В процессе игр на музыкальных инструментах у детей развивалось чувство ритма, проявляющееся в музыкально-ритмических движениях, а также ладовый, ритмический и мелодический слух.

Такие музыкально-дидактические игры как «Сильный и слабый дождь», «С кем дружит зайчонок?», «Наше путешествие», «Инструментальный хоровод», «Волшебный бубен», «Определи по ритму», «Ритмические полоски», «Учись танцевать», «Ищи» и др. были направлены на развитие ритмического восприятия, слуховой памяти, внимания и исполнительских умений детей.

При организации игр нередко возникали конфликты между детьми в выборе музыкальных инструментов. В последующем, чтобы предупредить данные конфликты, мы использовали «волшебный зонт», на гранях которого приклеены изображения детских музыкальных инструментов. Дети становились в круг (или по разные стороны от зонта), педагог вращал зонт, сопровождая свои действия словами (в последующем вместе с детьми):

«Зонтик медленно вращаем,

Ручкой глазки закрываем.

Зонтик будет выбирать,

На чем тебе сейчас играть!»

После этих слов дети открывают глаза, и каждый ребенок берет тот инструмент, изображение которого видит перед собой.

Итогом нашей работы стал концерт детей старшего дошкольного возраста, подготовленный для малышей, в котором дети под фортепианную музыку «К нам гости пришли» (муз. Ан. Александрова), играли на ложках, бубнах и треугольнике и др. Роль дирижера выполнял ребенок. В процессе подготовки к концерту дети осваивали определенные ритмоформулы, прослушивали и обсуждали выбранное музыкальное произведение, осуществляли совместный подбор музыкальных инструментов, необходимый по характеру музыкального произведения. 

Таким образом, дети старшей возрастной группы обладают большими возможностями игры на детских музыкальных инструментах: они осваивают различные группы инструментов, а диапазон исполняемых ими попевок состоит их трех звуков. В работе большое внимание уделялось побуждению детей к самостоятельному музицированию, развитию умений музицирования в коллективной музыкальной деятельности. Основными методами и формами развития ритма детей в процессе игры на детских музыкальных инструментах являлись музыкально-дидактические игры и упражнения, используемые в ходе непосредственной образовательной деятельности детей по музыкальному воспитанию и в режимных моментах, организация индивидуальной работы с детьми и создание детского оркестра.