Полный текст статьи
Печать

Что представляет собой игровая деятельность на уроке в начальной школе? Чтобы ответить на этот вопрос мы провели множество исследований, разработали проект и результатами нашей работы мы хотим поделиться в этой статье.

Мы заинтересовались этой темой, так как мы будущие педагоги. С приходом в школу ведущей деятельностью ребенка становится учеба, но переход от игры к учению бывает сделать довольно трудно. И поэтому учитель, по нашему мнению, должен уметь совмещать оба эти вида деятельности: игровую и учебную. В этом мы видим актуальность нашей темы.

Игра представляет собой сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей, и средством воспитания личности ребенка. В педагогическом процессе игра выступает как метод обучения и воспитания, передачи накопленного опыта. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях: в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета; как элемент более обширной технологии; в качестве урока (занятия) и его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля); как технология внеклассной работы. В современной школе возникает потребность в расширении методического потенциала в целом, и в активных формах обучения в частности. К таким активным формам обучения относятся игровые технологии. Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению основных предметов начальной школы. Занимательность условного мира игры делает положительно эмоционально окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации, а эмоциональность игрового действия активизирует все психические процессы и функции ребенка.

Данная тема интересовала многих ученых, педагогов, таких как Л.С. Выготский, А.С. Макаренко, К.Д. Ушинский,  В.А.Сухомлинский, Ф. Фребель. А начало разработки теории игры обычно связывается с именами таких мыслителей 19 века, как Ф. Шиллер, Г. Спенсер, В Вундт. Но на наш взгляд наиболее важный вклад в исследование внес В.А. Сухомлинский. Он подчеркивал, что «игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».(http://studopedia.ru/9_177639_znachenie-didakticheskih-igr.html). Еще Л.С. Выготский доказал, что закономерности формирования умственных действий обнаруживаются в игровой деятельности детей.

В нашем проекте была и практическая часть. Мы провели педагогический эксперимент, по результатам которого мы убедились в том, что использование игровой деятельности в процессе обучения действительно способствует повышению успеваемости в целом, лучшему усвоению материала, повышению внимательности, заинтересованности. Пример одной из игр, использованных нами в рамках эмпирического исследования:

Дидактическая игра «Будь внимателен». 
Цель: активизировать память, внимание, словарный запас, опираясь на знание правил. 
Из предложенных стихотворений выписать слова с сочетаниями жи, ши: 
1. Жили в хижине чижи, 
Мыши, ежики, стрижи, 
В гости к ним идут моржи 
И жирафы и ужи. 
2. Жилет, животное , живот, 
Жирафы, живопись, живет, 
Шиповник, шины, камыши, 
Машины и карандаши, 
Кружить, служить, дружить и жить, 
Спешить, смешить, 
Шипеть и шить. 
Все сочетания ЖИ и ШИ 
Только с буквой И пиши! 

(http://www.maam.ru/detskijsad/podborka-didakticheskih-igr.html)

 В рамках эксперимента мы провели анкетирование, и его результаты представили в виде диаграмм. (рис.1-4) Следует отметить, что в эксперименте и в анкетировании участвовали учащиеся  КОГОАУ СОШ города Лузы 3 А и Б класса в количестве 17 человек (8 в 3А и 9 в 3Б).

Итак, анализируя данные на диаграммах можно сделать вывод о том, что не все учащиеся участвовали в играх ранее, но абсолютно всем участникам нашего эксперимента понравилось принимать участие в игре на уроках, а также большинство отметили результативность применения игры в процессе обучения, в частности в усвоении и запоминании новой темы.

Таким образом, в данной статье мы отобразили основные этапы нашего проекта, в которые входят теоретическая часть – исследование опыта педагогов, ученых, также практическая часть – проведение эксперимента, и представили первые результаты нашей работы в исследовании дидактической игры в учебной деятельности.