Полный текст статьи
Печать

В настоящее время одной из важнейших задач образования в начальных классах является формирование личности, обладающей не только предметными знаниями, но и универсальными знаниями и умениями. Её решение связано и приобщением младших школьников к мировой и отечественной (национальной) культуре, развитием у них способности видеть прекрасное как в жизни, так и в искусстве, эмоционально воспринимать произведения искусства, а так же умения реализовывать приобретённый художественно-эстетический опыт в различных видах художественной деятельности. Предметы художественно-эстетического цикла приобщают учеников в прекрасному, формируют эстетические идеалы, художественный вкус, отношение к искусству и действительности.

ФГОС особое внимание уделяет развитию творческих способностей детей. Одной из важнейших задач является совершенствование методов эстетического воспитания детей, укрепление связи обучения с жизнью [3].

Эстетическим воспитанием называют целенаправленный процесс формирования у человека эстетического отношения к действительности. Это отношение воплощалось и воплощается в материальной и духовной деятельности людей. Оно связано с восприятием и пониманием ими прекрасного в действительности, наслаждением и эстетическим творчеством человека [1].

Эстетическое воспитание младших школьников является очень важным, так как оно будит и развивает чувство прекрасного, облагораживает личность. Человек, чуткий к прекрасному, испытывает потребность строить свою жизнь по законам красоты. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает познавательную активность [2].

Для оценки уровня эстетического воспитания мы провели анкетирование во втором классе МКОУ СОШ с уиоп пгт Вахруши Слободского района Кировской области. В анкетировании участвовали 20 человек (11 девочек и 9 мальчиков) (Рис. 1). Мы выяснили, что у 55% девочек высокий уровень эстетического воспитания, они явно демонстрируют интерес к различным видам эстетической деятельности и разно-жанровой направленности. У 56% мальчиков и 27% девочек средний уровень эстетического воспитания. У этих детей наблюдается интерес к различным видам эстетической деятельности, но с ярким предпочтением развлекательной направленности жанров, вне ориентации на высокохудожественные (классические) эталоны. У 44% мальчиков и 18 % выявлен низкий уровень эстетического воспитания, отсутствует или слабо выражен интерес к эстетике. 

Рисунок 1- Результаты исследования уровней эстетического воспитания младших школьников (мальчиков и девочек)

Таким образом, мы выяснили, что у детей необходимо развивать умение любоваться красотой в искусстве и жизни, учить воспринимать художественные образы и явления действительности, вызывать эстетическую потребность.

Мы предлагаем программу по эстетическому воспитанию младших школьников средствами изобразительного искусства.

Целью программы является развитие у младших школьников способности воспринимать произведения искусства, видеть красоту в искусстве и в жизни, «пробуждение» интереса к эстетике, желания жить по законам красоты.

Данная цель находит своё отражение в поэтапном решении следующих задач:

-   Формирование активной нравственной позиции ученика, эстетического вкуса в процессе восприятия музыки, живописи, литературы, памятников архитектуры, театральных постановок, кинематографа и др.;

-   Вовлекать учащихся в художественно-творческую деятельность и приобщать их к эстетической культуре;

-   Приобщить обучающихся к духовному эмоциональному опыту, заложенному в разных видах искусства;

-   Развивать вкус, творческие способности.

В программу по эстетическому воспитанию входят занятия по следующим темам:

1 блок. Введение. Что такое эстетика? Урок-знакомство.

-            Что такое эстетика?

-            Что такое эстетический вкус?

-            Можно ли отличить красивое от безобразного?

-            Этикет, правила этикета

-            Внешний вид школьника

2 блок. Красота в природе

-            Рассматривание репродукций картин с изображением пейзажей

-            Прослушивание аудиозаписей звуков природы

-            Организация экскурсий в парк, лес

-            Организация конкурса поделок из природных материалов

-            Организация выставки с фотографиями природы родного края

-            Создание поделок из природных материалов

3 блок. Красота в искусстве

-            Архитектура (рассмотрение и изображение памятников архитектуры, изучение архитектуры родного края.)

-            Изобразительное искусство (изучение жанров в изобразительном искусстве, биографии и творчества художников, рассмотрение репродукции картины, её обсуждение)

-            Декоративно-прикладное искусство (изучение народных промыслов)

-            Скульптура (знакомство с биографией и творчеством известных скульпторов)

-            Литература (изучение биографии и творчества известных писателей/ поэтов, выразительное чтение стихотворений, знакомство детей с правилами рифмования, дети сами пробуют сочинять стихи)

-            Музыка (изучение музыкальных инструментов, биографии и творчества известных музыкантов, прослушивание и обсуждение их произведений.)

-            Хореография

-            Театральное искусство (Главные театры России, виды театра,  театральные жанры, изучение правил поведения в театре, разыгрывание сценок, спектаклей)

-            Фотоискусство (организация фотовыставки)

-            Киноискусство (просмотр и обсуждение фильмов)

Таким образом, эстетическое воспитание занимает важное место в системе учебно-воспитательного процесса, так как за ним стоит не только развитие эстетических качеств, но и личности в целом. В этом процессе значительное влиянии оказывает школа, так как именно в школе дети знакомятся с предметами художественно-эстетического цикла. Исследование показало, что у большинства детей присутствует интерес к различным видам эстетической деятельности. Они умеют любоваться красотой в искусстве и в жизни, умеют воспринимать художественные образы и явления действительности, у них есть эстетические чувства и эстетическая потребность.