Полный текст статьи
Печать

 

Одной из главных задач современного российского образования сегодня является развитие личности и индивидуальности самого учащегося, его способностей, самостоятельности и самодеятельности. Суть индивидуально и личностно-ориентированного образования – научить ребенка сознательно выбирать направление своей деятельности и максимально использовать различные ресурсы для построения индивидуальной образовательной траектории. Именно обучающийся и его родители становятся заказчиками на свое образование. Такая ситуация требует новых подходов и принципов обучения.Новым должен стать и характер взаимодействия педагога и обучающегося. Главным принципом образования является не столько передача обучающимся знаний, сколько развитие их учебной и познавательной активности. Таким образом, ученик выступает  субъектом своего собственного образования.

Переход от образования к самообразованию, самовоспитанию предусматривает изменение характера деятельности обучающегося, когда он становится активным открывателем знания, собственного опыта, ответственным за свою деятельность и ее результаты.

Успешность реализации такого подхода возможна через индивидуализацию образовательного процесса.

Л.С. Выготский отметил,  что первичной является коллективно-социальная деятельность (внешняя деятельность) человека, производной от которой служит его индивидуальная (или внутренняя) деятельность. То естьпроцесс обучения глубоко индивидуален: обучающийся сознательно и самостоятельно делает внешнее внутренним, своим.

Процесс  индивидуализации имеет личностную направленность, и развитие личности является не продуктом различных внешних факторов, а деятельностью самого субъекта, включенного в многообразные взаимоотношения с окружающим (С.Л. Рубинштейн). Главное  условие развития обучающегося заключается во включении его в деятельность, целью которой выступает разрешение встающих конкретных жизненно важных для него задач, которые требуют внутренней перестройки для их решения и вовлекающих многообразные отношения. Это позволило сделать ряд выводов.

Во-первых, индивидуализация образования соответствует как индивидуально-образовательному потенциалу обучающегося, так и системе социальных ценностей, требований и целей.

Во-вторых, она вовлекает в сферу внимания не только знания и умения, но и разнообразные отношения и взаимодействия.

В-третьих, понимание индивидуализации как динамического и целенаправленного педагогического процесса позволяет выделить две ее стороны – внешнюю и внутреннюю.

В-четвертых, путь личностного развития и саморазвития обучающегося состоит в переходе от деятельности, организуемой педагогом, к ее самоорганизации обучающимся. Это требует пересмотра взглядов навозможности каждого обучающегося, который может стать компетентным только при условии глубокой личной заинтересованности в данном виде деятельности и в органическом единстве с личностными ценностями. Соответственно педагог должен научиться видеть обучающегося с точки зрения наличия у него набора качеств, важных для успеха в обучении. В силу этого необходимо переформулировать цели образования. На первый план должна выходить задача развития личности обучающегося и становления его индивидуальности.

Таким образом, индивидуализацию образования можно рассматривать как процесс преображения индивидуальности обучающегося, который развивается под влиянием внутренних и внешних, объективных и субъективных факторов в их взаимосвязи и характеризует умения человека решать важные жизненные, профессиональные и образовательные задачи на основе освоения им культуры и опыта. На внутреннем уровне индивидуализация образования обучающегося обеспечивается посредством позитивных изменений его индивидуальности и внутреннего личностного роста.

Изложенное выше позволяет определить индивидуализацию как динамический, принятый личностью процесс взаимодействия, который адекватен как потенциалу обучающегося, так и системе социальных ценностей, требований и целей; способствует позитивному изменению внутреннего мира человека, обеспечивает овладение способами познания мира и себя для самореализации в образовании и жизни.

Успешность индивидуализации образовательного процесса обучающихся зависит от того, как реализуются следующие педагогические принципы.

Принцип динамичности и вариативности обусловлен необходимостью создания избыточной образовательной среды, многообразия ситуаций выбора, гибкого и мобильного реагирования педагога на постоянно изменяющиеся в образовательном процессе ситуации и запросы обучающихся. Это принцип предусматривает, что содержание образовательного процесса и и средства, используемые педагогом, помогут обучающимся расширить возможности обоснованного выбора образовательного и профессионального пути, что будет обеспечена динамичность участия каждого обучающегося в образовательной деятельности, что создаваемые индивидуальные программы и планы будут совершенствоваться по ходу их реализации.

Принцип стимулирования самостоятельности обучающегося и мотивационного обеспечения его индивидуальной образовательной деятельности предполагает поиск и применение субъектно-ориентированных технологий, педагогических средств, удовлетворяющих интересы и потребности учащихся, способствующих формированию положительного, заинтересованного отношения ксамостоятельной и ответственной реализации целей, способности обоснованно и самостоятельно делать выбор и принимать решения, что проявляется в добровольном и активном участии обучающегося в проектировании своей индивидуальной деятельности на всех этапах образования.

Принцип поддержки индивидуальности обучающегося и развития его автономности утверждает приоритет развития индивидуальности обучающегося и обретение им автономности в качестве специально проектируемой цели. Автономного человека отличают низкий уровень внутренних конфликтов, свобода выбора способов действия, умение следовать выбранной стратегии поведения в учебных ситуациях, осознание личной ответственности за принятые решения и результаты обучения. Данный принцип означает стимулирование проявления и развития индивидуальности ученика, поощрение педагогом образовательных инициатив со стороны обучающегося, одобрение собственной позиции, независимого, самостоятельного суждения ученика,

Принцип позитивной перспективыи самоактуализации означает определение обучаюшимся осознанных перспектив на основе его представления о себе в настоящем и будущем, формирование системы привлекательных и реальных целей. Для этого необходимо: желание принимать себя в окружающем пространстве, находясь в нем, позитивное восприятие символики и образов окружающего пространства, открытость разнообразию окружающего пространства, позитивность перспективы. Осознание перспективы образовательной деятельности формирует положительную мотивацию учения, способствует самоактуализации обучающегося. Данный принцип означает включение ученика в процессы проектирования, целеполагания, планирования и анализа собственной образовательной деятельности в разных сферах и на различных уровнях учебно-воспитательного процесса.

Для успешной реализации указанных выше принципов индивидуализации образовательного процесса необходимы следующие педагогические условия:

-признание специфичности внутренней стороны индивидуализации в действиях каждого обучающегося;

-поиск обобщенных индивидуальных оснований, обеспечивающих внешнюю сторону индивидуализации;

-обеспечение свободы и безопасности личностного проявления в учебно-педагогических ситуациях, позволяющие каждому самоуправлять процессом обучения; 

-целевая ориентация на одновременное развитие компетентности и личности обучающегося;

-стимулирование креативности обучающегося и поддержка его стремления к самостоятельной образовательной деятельности; 

-обеспечение субъект-субъектного взаимодействия участников образовательного процесса.

При обеспечении вышеуказанных условий создаются большие возможности для личностных проявлений обучающегося, а также осуществляется корректировка образовательного процесса и его совершенствование на основе закономерностей индивидуализации. Индивидуализация образовательного процесса предполагает организацию индивидуальной образовательной деятельности обучающегося, предоставление возможности выбора индивидуального пути в образовании, с самого начала ставя ученика в позицию субъекта этого выбора.

Индивидуальная образовательная деятельность обучающегося может быть успешной при соответствующем педагогическом сопровождении. Особое значение имеет сопровождение ребенка в ситуациях выбора, когда он должен осознанно принять решение. Для этого ему важно осознать цель выбора, иметь определенный объем информации о ситуации, в которой он находится. В результате анализа ситуации с помощью взрослых или сам ребенок осуществляет свой выбор. Каждая сложная ситуация порождает множественность вариантов решения. Педагогическое сопровождение может рассматриваться как помощь ребенку в совершении этого выбора, формировании ориентационного поля. Однако при осуществлении права свободного выбора специалистам сопровождения необходимо научить учащегося выбирать, помочь ему разобраться в сути проблемной ситуации, принять осознанное самостоятельное решение и реализовать его.

Таким образом, индивидуализация образовательного процесса предполагает создание условий для самостоятельного индивидуального развития ученика в процессе отслеживания его образовательных и личных достижений, позволяющих обучающемуся получить удовлетворение от полученных результатов, самому осознать дальнейшие образовательные и жизненные перспективы, планы, определить средства их осуществления.