Полный текст статьи
Печать

Игровые методы, как правило, используются на начальном этапе обучения, при этом в старших классах им уделяется гораздо меньше внимания из-за стереотипа о том, что игра – это отдых и развлечение, которая предназначена только для дошкольного и младшего школьного возрастов. Тем не менее, методисты заслуженно считают игру эффективным методом обучения на любом этапе обучения, т.к. она стимулирует мотивационную сферу учеников на овладение языком.

Основными целями использования игрового метода обучения являются развитие речевых умений, навыков, обучение умению общаться. Следовательно, игра развивает умственную, волевую и познавательную активность учащихся. С помощью нее происходит формирование общеучебных умений и навыков, положительной мотивации, умения работать в группе. В учениках воспитывается уважение к собеседнику. В методике выделяются такие функции игры, как развлекательная, коммуникативная, диагностическая, игротерапевтическая, самореализации, межнациональной коммуникации, социализации, эстетическая.

Игра может быть использована на разных отдельных этапах урока или продолжаться весь урок. При планировании целого урока в игровой форме необходимо разбить его на следующие этапы: предварительную подготовку, собственно игру, заключение по уроку [6]. Выбор вида игры зависит от целей урока, которые могут содержать в себе направленность как на совершенствование определенных навыков, так и на получение учащимися новых знаний. В настоящее время в методике выделяются разнообразные виды игр, при этом многие ученые классифицировали их на основании разных признаков, но ни одна из классификаций не стала общепринятой в науке. В данной статье мы обращаемся к классификации А.В. Конышевой, в которой согласно цели игры разграничиваются на языковые и речевые (коммуникативные).

Речевые игры используются для развития речевых умений: аудирования, говорения, чтения и письма. Речевые игры для обучения говорению направлены на развитие умений осуществления продуктивных видов речевой деятельности. Они могут использоваться для обучения устно-речевому и профессиональному общению. По причине того, что на уроке не всегда есть возможность создать ситуацию реального общения в рамках определенной темы, искусственные условия, т.е. речевая игра, стимулируют у учащихся характерные для конкретной ситуации манеру поведения и речевое высказывание. Кроме того, речевые игры позволяют максимально приблизить процесс общения в рамках урока к естественной коммуникации на иностранном языке.

Методисты отмечают важность включения речевых игр в процесс обучения, т.к. они делают его качественнее, развивают познавательный  интерес,  творческую и умственную активность учащихся, мотивируют к овладению языком. Через речевые игры выполняются такие методические задачи, как достижение психологической  готовности к речевому общению у учащихся, многократное повторение языкового материала в условиях естественной  необходимости, тренировка в  выборе нужного речевого варианта, таким образом, учащиеся готовятся к ситуативной  и спонтанной речи.

Результаты обучения улучшаются из-за чувства равенства, увлеченности заданием и ощущением посильности его выполнения, которые помогают учащимся преодолеть стеснительность, мешающую свободно разговаривать на уроках иностранного языка. Игра втягивает в активную деятельность каждого учащегося в отдельности и всех вместе, позволяя эффективно управлять учебным процессом. Игра дает учащимся возможность выбора, самовыражения, самоопределения и саморазвития, т.к. является свободной деятельностью. Мотивационным фактором для учащихся является ориентация на результат, которая стимулирует его к тому, чтобы выполнять игровое задание ради победы. Таким образом, учащихся привлекает состязательная составляющая игры, а ее обезличенность приобретает личностное значение [5].

Тем не менее, при организации игровых форм обучения могут возникнуть проблемы, связанные с отсутствием мотива у учеников, поскольку не всем хочется играть на уроке. При этом для эффективности игры мотивация должна быть внутренней, а не являться просто реакцией на требования учителя, ведь даже если при отсутствии мотива ученик будет говорить на иностранном языке, данная речь будет по принуждению, что отличается от понятия речевой деятельности.

Для активизации речевой деятельности нужно инициировать игровой мотив ученика, чтобы он подключил личный опыт и задействовал эмоциональную память. Кроме того, игра становится более интересной в том случае, если учитель задействует материал, выходящий за рамки учебника, привлекает междисциплинарные связи [6]. Также, для успешного проведения любой речевой игры необходим тщательный отбор материала и методическая подготовка. Важно правильно подобрать вид речевой игры в зависимости от целей урока, чтобы развитие умений или совершенствование навыков говорения происходило максимально результативно.

В речевую игровую деятельность включаются следующие социальные характеристики: тема, обстановка, ролевые отношения между обучающимися, сфера использования языка. Данные характеристики приближают говорение на уроке к коммуникации в реальной жизни. Таким образом, диапазон речевых функций расширяется активнее, чем при других видах парной и групповой работы, кроме того, лучше усваивается и языковой материал: лексические единицы, грамматические структуры [3].

В речевой игре, как и в любой коллективной игре, присутствуют элементы двуплановости, т.к. с одной стороны, играющий выполняет реальную деятельность, а с другой – данная деятельность в некотором отношении условна. Через двуплановость достигается развивающий эффект игры [2].

Многие ученые методисты выделяют ролевые и деловые игры, как наиболее сложные виды речевых игр, поэтому целесообразно выделить их особенности в данной статье.

Ролевые игры характеризуются наличием: проблемы в основе игры, разным отношением персонажей к этой проблеме, проблемной ситуации, как условия когнитивного конфликта. Ролевые игры на уроках иностранного языка могут быть дифференцированы по сложности речевого задания и ее продолжительности. Для организации ролевой игры учащиеся распределяются по ролям и разыгрывают ситуации общения в соответствии со своими ролями и темой ролевой игры. Степень контроля речи учащихся может варьироваться, например, для этого Р.П. Мильруд предлагает следующую классификацию ролевых игр: контролируемые, предполагающие использование заранее заготовленных для них реплик; умеренно контролируемые, в которых учащимся описываются сюжет игры и их роли; свободные, в которых учащимся даются лишь тема игры и распределение ролей, а также, во время которых разыгрывается один из эпизодов игры.

Деловая игра определяется Э.Г. Азимовым и А.Н. Щукиным как «педагогический прием моделирования различных управленческих и производственных ситуаций, имеющих целью обучение отдельных личностей и групп принятию решений» [1]. Цель использования деловых игр в процессе обучения состоит в развитии умений выработки стратегий и тактик профессионального общения. Деловые игры характеризуются следующими признаками: имитационное моделирование в рамках игры, наличие ситуаций и типов делового взаимодействия, реализация целей игры через взаимосвязанные решения, многоальтернативность решений, проблемный характер ситуаций, повторяемость ситуаций. Кроме того, одним из правил деловой игры является строгое распределение времени [4].

Таким образом, включение речевых игр способствует повышению эффективности процесса обучения, т.к. они являются средством, как обучения, так и воспитания. Играя, учащиеся охотно приобретают речевой опыт, т.к. подобная деятельность не является для них рутинной, вследствие чего, повышаются как уровень знаний, так и интерес к учебному предмету. При этом в речевых играх воспроизводятся социальные нормы, поэтому происходит комплексное развитие личностей обучающихся.